САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Вера ДЕМИДОВА

Голливуд по-союзному

В день открытия XXI Минского международного кинофестиваля «Лiстапад» Постоянным Комитетом Союзного государства был проведен экспертно-медийный семинар «Развитие кинематографа Союзного государства»

Для журналистов из России и Беларуси этот день начался в Музее истории белорусского кино – с экскурсии руководителя музея Игоря Авдеева. Игорь Олегович прочитал лекцию, из которой становилось очевидным, что под такое понятие, как «кинематограф Союзного государства», серьезная база подводилась с 20-х годов прошлого века, и в этой «базе» настолько тесно были переплетены и усовершенствование технических возможностей, и становление специалистов на обоих «берегах», что порой разорвать эти тандемы невозможно. 

Так, одним из основоположников белорусского кино стал российский режиссер Юрий Тарич, который искал возможности применения своим силам и с удовольствием подписал контракт на постановку первого белорусского фильма «Лесная быль». Правда, съемки этой картины были на год отложены из-за работы над фильмом «Крылья холопа» в Москве, которому было суждено осуществить прорыв советского кино на массовые экраны Америки и других стран. Сегодня он входит в десятку лучших фильмов мира, а сам режиссер удостоился места в пятерке известнейших советских режиссеров наряду с Роммом и Пудовкиным.

Интересно, что на волне успеха Тарича в белорусском кино в 20-30-е годы дебютировали до 30 режиссеров, но классиками стали лишь Юрий Тарич и Владимир Корш-Саблин. 
В музее журналистам продемонстрировали уникальный киноаппарат 1920-х годов, на котором, показывая фильм, киномеханик крутил ручку, а помощник – педали динамомашины. Вторая модель подобного проектора сохранилась в Центральном музее России. На таком аппарате в декабре 1926 года в Минске, в здании Русского театра, «крутили» премьерный белорусский боевик – фильму «Лесная быль» (именно так, фильму. – Ред.).

– Вы видите коллекцию киноплакатов советских художников 30-х годов, выполненных на основе методов эстетики конструктивизма, – говорит Игорь Авдеев. – Их историческая и материальная ценность и сегодня крайне велика.  На черном рынке в России их цена, в зависимости от имени режиссера и художника, колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов. К примеру, один из плакатов просили продать в частную коллекцию Европы, там сейчас модно иметь на виллах собственные коллекции. Все плакаты изготовлены в типографиях Москвы и Ленинграда. Фабрика «Рекламфильм» обеспечивала своей продукцией все фильмы на территории бывшего Советского Союза. Многое было утрачено, отдельные оригиналы сохранились в Центральной государственной библиотеке в Москве, с них мы и сделали репринты.

На вопрос, какой белорусский фильм считать первым – боевик «Лесная быль», который первым вышел в прокат в Москве, или «Убитая жизнью» («Проститутка»), который был снят раньше, экскурсовод ответил, что вопрос спорный, но первым национальным белорусским фильмом все-таки считается «Лесная быль». 

Известнейшие советские актеры «московского» происхождения прославились в белорусских фильмах. Актер Малого театра Борис Бабочкин и Леонид Кмит впервые в больших ролях появились в картине Владимира Корш-Саблина «Первый взвод». Это был первый звуковой фильм, снятый на белорусском языке, – о судьбах людей небольшого городка, участвовавших в Первой мировой войне. Именно в этом фильме Бабочкина и Кмита увидели братья Васильевы и пригласили в картину «Чапаев», которая их обессмертила. Корш-Саблин открыл и знаменитейшего композитора 2-й половины XX века Исаака Дунаевского, который получил первый опыт на «Беларусьфильме». Лидия Смирнова в картине «Моя любовь» также снялась в Беларуси. Фильм, благодаря удачному сочетанию жанра музкомедии и жизнеутверждающему сюжету, стал своеобразным кинематографическим наркотиком для зрительниц, письма которых с адресом – «В Москву, Шурочке» – легко доходили до дома на Котельнической набережной. А девочка из московской песочницы Аня Каменкова стала звездой в 5 лет, обойдя на пробах 900 конкуренток. Она снялась в фильме «Девочка ищет отца». На фестивале в Аргентине Аня получила награду за лучшую детскую роль. Картина была продана в 83 страны мира. А во внутреннем рейтинге заняла 3-е место – после молодежной драмы «Меня зовут Арлекино» по пьесе Юрия Щекочихина и народной комедии «Белые росы». 

После появления фильма «Чапаев» на Студии им. Довженко сняли своего «Чапаева» – «Щорса», а в 
Беларуси прототипом такого непобедимого героя стал Константин Заслонов, которого в одноименном фильме сыграл актер Дружников. 

Игорь Олегович рассказывает о съемках военных фильмов на территории Беларуси. И прежде всего о фильме Виктора Турова «Через кладбище» по повести Павла Нилина, где кинематографисты впервые подняли болезненную тему того, что происходило в душах людей, оказавшихся на оккупированных территориях. Фильм рассказывает о разочарованиях людей, которым была обещана «краткосрочная» война, и о том, как они находили силы бороться с врагом. Имя Виктора Турова связано с именем Владимира Высоцкого – именно он помог актеру и певцу реализоваться в кино. Высоцкий участвовал в шести белорусских проектах, снялся в картине Турова «Я родом из детства». И о самой известной совместной военной работе идет речь – о фильме Элема Климова по сценарию Алеся Адамовича «Иди и смотри», который родился, как известно, из повестей писателя, написанных по диктофонным записям воспоминаний людей, переживших оккупацию. Кадры со съемок говорят за себя – лица Ольги Мироновой и Алексея Кравченко, сыгравших главные роли. Съемки, рассказывает экскурсовод, шли исключительно в хронологическом порядке, потому что вернуться в «мажорное» состояние после шоковых сцен юным исполнителям было невозможно. Актрисе после съемок пришлось реабилитироваться в больнице. Пробивать фильм на уровне руководства пришлось 8 лет, но он на 98 процентов соответствует замыслу. 

Подводя итоги встречи, Игорь Олегович сказал: «Судьбы кинематографии во многом зависят от того, обеспечивается ли преемственность поколений творческих работников. И если в России эту роль выполняет ВГИК, то у нас с 90-х годов кадры кинематографистов не готовились, лишь недавно на базе Академии искусств открылся факультет экранных искусств, который готовит специалистов, в частности художников-постановщиков. А у нас были успехи, в 70-м году на Венецианском фестивале наш фильм «Иван Макарович» в разделе детских фильмов получил вторую по значимости награду – «Серебряную Венеру» – за удивительно точное воспроизведение атмосферы военного времени. Так что, говоря о совместных кинематографических проектах Союзного государства, будем надеяться, что дело не ограничится «Брестской крепостью» и у нас будут новые интересные фильмы.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин исполнил мечту 11-летней Маши из Красноярского края, подарив ей щенка мопса
  2. Владимир Путин вручил Никите Михалкову орден Андрея Первозванного
  3. Владимир Путин назвал Захарову «голосом российской дипломатии» и наградил орденом
  4. Владимир Путин на церемонии вручения госнаград в Кремле заявил о готовности миллионов россиян объединяться вокруг больших целей
  5. Владимир Путин: В России снижается инфляция и меняется структура экономики
  6. Владимир Путин поручил найти гибкий механизм сохранения пособий для многодетных при росте доходов
  7. Владимир Путин на пленарном заседании Совфеда подвёл итоги осенней сессии парламента
  8. Владимир Путин провел вечернюю встречу с губернатором Запорожской области Балицким
  9. Тертель рассказал о задачах внешней разведки Беларуси: Долгосрочные планы противников не изменились
  10. Александр Лукашенко обсудил с министром обороны кадровые назначения в армии
  11. Путин и Алиев подтвердили курс на углубление союзнических отношений России и Азербайджана
  12. Песков: Дмитриев доложил Путину о результатах поездки в США, детали Кремль не раскроет
  13. Александр Лукашенко выслушал доклады главы Минобороны и руководителя КГБ по безопасности и ракетным проектам
  14. Александра Лукашенко проинформировали о заступлении ракетного комплекса «Орешник» на боевое дежурство
  15. Трамп выйдет на связь с детьми в рамках программы отслеживания полета Санта-Клауса NORAD

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: Вызовы сплотили Россию и Беларусь

От наших усилий зависит не только будущее Союзного государства, но и судьба всего мира

Политика

За 2025 год Дума приняла 588 законов, в том числе 30 — на обеспечение СВО

Председатель Вячеслав Володин подвёл итоги работы Госдумы за уходящий год

МНЕНИЯ

Уроки Измаила

Анатолий Заусайлов

Дата 11(22 декабря) 1790 года навсегда вошла в нашу историю 

«Орешника не существует!»

Михаил Васильев

Так еще недавно говорили на Украине, но вдруг передумали

Западные СМИ показали очередную манипуляцию смыслами

Олег Зинченко

В этот раз спекуляция касалась последствий возможной блокады Калининградской области.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также