САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Вера ДЕМИДОВА

Голливуд по-союзному

В день открытия XXI Минского международного кинофестиваля «Лiстапад» Постоянным Комитетом Союзного государства был проведен экспертно-медийный семинар «Развитие кинематографа Союзного государства»

Для журналистов из России и Беларуси этот день начался в Музее истории белорусского кино – с экскурсии руководителя музея Игоря Авдеева. Игорь Олегович прочитал лекцию, из которой становилось очевидным, что под такое понятие, как «кинематограф Союзного государства», серьезная база подводилась с 20-х годов прошлого века, и в этой «базе» настолько тесно были переплетены и усовершенствование технических возможностей, и становление специалистов на обоих «берегах», что порой разорвать эти тандемы невозможно. 

Так, одним из основоположников белорусского кино стал российский режиссер Юрий Тарич, который искал возможности применения своим силам и с удовольствием подписал контракт на постановку первого белорусского фильма «Лесная быль». Правда, съемки этой картины были на год отложены из-за работы над фильмом «Крылья холопа» в Москве, которому было суждено осуществить прорыв советского кино на массовые экраны Америки и других стран. Сегодня он входит в десятку лучших фильмов мира, а сам режиссер удостоился места в пятерке известнейших советских режиссеров наряду с Роммом и Пудовкиным.

Интересно, что на волне успеха Тарича в белорусском кино в 20-30-е годы дебютировали до 30 режиссеров, но классиками стали лишь Юрий Тарич и Владимир Корш-Саблин. 
В музее журналистам продемонстрировали уникальный киноаппарат 1920-х годов, на котором, показывая фильм, киномеханик крутил ручку, а помощник – педали динамомашины. Вторая модель подобного проектора сохранилась в Центральном музее России. На таком аппарате в декабре 1926 года в Минске, в здании Русского театра, «крутили» премьерный белорусский боевик – фильму «Лесная быль» (именно так, фильму. – Ред.).

– Вы видите коллекцию киноплакатов советских художников 30-х годов, выполненных на основе методов эстетики конструктивизма, – говорит Игорь Авдеев. – Их историческая и материальная ценность и сегодня крайне велика.  На черном рынке в России их цена, в зависимости от имени режиссера и художника, колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов. К примеру, один из плакатов просили продать в частную коллекцию Европы, там сейчас модно иметь на виллах собственные коллекции. Все плакаты изготовлены в типографиях Москвы и Ленинграда. Фабрика «Рекламфильм» обеспечивала своей продукцией все фильмы на территории бывшего Советского Союза. Многое было утрачено, отдельные оригиналы сохранились в Центральной государственной библиотеке в Москве, с них мы и сделали репринты.

На вопрос, какой белорусский фильм считать первым – боевик «Лесная быль», который первым вышел в прокат в Москве, или «Убитая жизнью» («Проститутка»), который был снят раньше, экскурсовод ответил, что вопрос спорный, но первым национальным белорусским фильмом все-таки считается «Лесная быль». 

Известнейшие советские актеры «московского» происхождения прославились в белорусских фильмах. Актер Малого театра Борис Бабочкин и Леонид Кмит впервые в больших ролях появились в картине Владимира Корш-Саблина «Первый взвод». Это был первый звуковой фильм, снятый на белорусском языке, – о судьбах людей небольшого городка, участвовавших в Первой мировой войне. Именно в этом фильме Бабочкина и Кмита увидели братья Васильевы и пригласили в картину «Чапаев», которая их обессмертила. Корш-Саблин открыл и знаменитейшего композитора 2-й половины XX века Исаака Дунаевского, который получил первый опыт на «Беларусьфильме». Лидия Смирнова в картине «Моя любовь» также снялась в Беларуси. Фильм, благодаря удачному сочетанию жанра музкомедии и жизнеутверждающему сюжету, стал своеобразным кинематографическим наркотиком для зрительниц, письма которых с адресом – «В Москву, Шурочке» – легко доходили до дома на Котельнической набережной. А девочка из московской песочницы Аня Каменкова стала звездой в 5 лет, обойдя на пробах 900 конкуренток. Она снялась в фильме «Девочка ищет отца». На фестивале в Аргентине Аня получила награду за лучшую детскую роль. Картина была продана в 83 страны мира. А во внутреннем рейтинге заняла 3-е место – после молодежной драмы «Меня зовут Арлекино» по пьесе Юрия Щекочихина и народной комедии «Белые росы». 

После появления фильма «Чапаев» на Студии им. Довженко сняли своего «Чапаева» – «Щорса», а в 
Беларуси прототипом такого непобедимого героя стал Константин Заслонов, которого в одноименном фильме сыграл актер Дружников. 

Игорь Олегович рассказывает о съемках военных фильмов на территории Беларуси. И прежде всего о фильме Виктора Турова «Через кладбище» по повести Павла Нилина, где кинематографисты впервые подняли болезненную тему того, что происходило в душах людей, оказавшихся на оккупированных территориях. Фильм рассказывает о разочарованиях людей, которым была обещана «краткосрочная» война, и о том, как они находили силы бороться с врагом. Имя Виктора Турова связано с именем Владимира Высоцкого – именно он помог актеру и певцу реализоваться в кино. Высоцкий участвовал в шести белорусских проектах, снялся в картине Турова «Я родом из детства». И о самой известной совместной военной работе идет речь – о фильме Элема Климова по сценарию Алеся Адамовича «Иди и смотри», который родился, как известно, из повестей писателя, написанных по диктофонным записям воспоминаний людей, переживших оккупацию. Кадры со съемок говорят за себя – лица Ольги Мироновой и Алексея Кравченко, сыгравших главные роли. Съемки, рассказывает экскурсовод, шли исключительно в хронологическом порядке, потому что вернуться в «мажорное» состояние после шоковых сцен юным исполнителям было невозможно. Актрисе после съемок пришлось реабилитироваться в больнице. Пробивать фильм на уровне руководства пришлось 8 лет, но он на 98 процентов соответствует замыслу. 

Подводя итоги встречи, Игорь Олегович сказал: «Судьбы кинематографии во многом зависят от того, обеспечивается ли преемственность поколений творческих работников. И если в России эту роль выполняет ВГИК, то у нас с 90-х годов кадры кинематографистов не готовились, лишь недавно на базе Академии искусств открылся факультет экранных искусств, который готовит специалистов, в частности художников-постановщиков. А у нас были успехи, в 70-м году на Венецианском фестивале наш фильм «Иван Макарович» в разделе детских фильмов получил вторую по значимости награду – «Серебряную Венеру» – за удивительно точное воспроизведение атмосферы военного времени. Так что, говоря о совместных кинематографических проектах Союзного государства, будем надеяться, что дело не ограничится «Брестской крепостью» и у нас будут новые интересные фильмы.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. На границе Беларуси и Украины воссоединились семьи из России и Украины
  2. МИД Беларуси: официальный запрос на переговоры с Литвой пока не поступал
  3. В Липецкой области задержаны подростки при попытке подрыва нефтепровода «Дружба»
  4. Россия и Украина готовятся к новому обмену гражданами на границе с Беларусью
  5. Владимир Путин поздравил российских боксёров с победой на чемпионате мира в Дубае
  6. Трамп заявил о «недавнем» разговоре с Путиным
  7. Владимир Путин подписал ряд важных законов: новые меры в экономике, мобилизации, финансовом контроле и санкционной политике
  8. В Красноярске начал работу Национальный центр «Россия»
  9. Владимир Путин подписал указ о праздновании 2650-летия Керчи в 2030 году
  10. Минобороны РФ: за ночь ПВО сбили 83 украинских БПЛА над российскими регионами
  11. Александр Лукашенко поздравил Бахрейн с Национальным днём и подчеркнул готовность к совместным проектам
  12. Гендиректор МАГАТЭ: Россия играет ключевую роль в вопросе Ирана и имеет прямой диалог с Тегераном
  13. Владимир Путин утвердил новые меры поддержки семей с детьми и самозанятых граждан
  14. Дед Мороз, Снегурочка и служебный пёс Шайр поздравят минчан с Новым годом
  15. Владимир Путин: Ветераны СВО в органах власти усилят контроль за поддержкой военных и их семей

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Подсовывают «Минск-3» вместо настоящего мира

Цель Зеленского — протащить план по «заморозке» конфликта и внести неприемлемые для России предложения в документы США по мирному урегулированию.

МНЕНИЯ

А нужен ли нам Нагиев?

Михаил Васильев

По мнению звезды, «слишком много снимают фильмов о войне»

На воре шапка горит. Над громадянами грянул гром

Павел Родионов

Сколько на самом деле киевская шайка вытащила из кармана Запада?

Всему своё рабочее время

Олег Зинченко

Странно, что периодически поднимается тема продолжительности трудового дня.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также