САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Вера КОПЫЛОВА

Треснутые зеркала Люка Персеваля

Лучшим зарубежным спектаклем российской театральной премии «Золотая маска» был признан бельгийский спектакль «Там, за дверью», прошлой осенью побывавший в Москве.

Театр «Талия» под руководством Персеваля уже привозил в Россию «Отелло» и «Вишневый сад». «Там, за дверью» – пьеса Вольфганга Борхерта о послевоенной депрессии в Германии давно стала программным произведением в Европе, у нас его практически не знают. Спектакль оставляет в памяти ощущение треснутых зеркал, раздробленного мира, горького смеха, вырвавшегося крика. Поэт Борхерт прекрасно понимал, что значит прийти с войны – да с такой, какую развязала Германия в середине ХХ века, – не победителем, а побежденным. Он был трижды арестован за критику гитлеровской политики, дважды возвращен на фронт, тяжело ранен и умер после войны в 26 лет. Зеркало, выставленное вертикально на весь задник сцены, удваивает и отражает происходящее, подчеркивая: стоп, тупик, выхода нет. Музыка – самый тяжелый рок, самый надрывный, который только возможен.

Солдат Бэкманн, пришедший с войны, оказывается там, за дверью. За дверью жизни. У жены уже другой мужчина, его ребенок погиб, его родители, когда-то поборники гитлеровского режима, были выселены из дома и покончили с собой, отравившись газом. Бэкманн – тот, в чьей памяти смерть. Бэкманн – тот, кому некуда идти. Бэкманн – тот, кто ночью под дождем стоит на мосту и хочет броситься в воды Эльбы. «Когда я умру, я бы хотел стать уличным фонарем, и чтобы он перед дверью твоей стоял и на ветру качался под песни чужого счастья…» Феликс Кнопп в роли Бэкманна и Барбара Нюссе в ролях нескольких персонажей, его окружающих, составляют уникальный ансамбль. Во-первых, Бэкманн. Страдающего персонажа принято представлять худым, бледным, кем-то вроде Раскольникова. А Феликс Кнопп играет вполне упитанного, не слишком спортивного мужчину в вялых джинсах и растянутой майке, со всклокоченными волосами. Такому сидеть бы с пивом за футболом, почесывая живот. Между тем он в этот момент – самое отверженное существо на земле. 

Барбара Нюссе – потрясающая актриса с амплуа травести,  по духу гений актерской игры. Мгновенно, как из пластилина, лепит она любую роль, мужскую или женскую. Единая и многоликая во всех своих персонажах, она и Бэкманн – как Фауст и Мефистофель (в Барбаре даже есть нечто общее с Антоном Адасинским в фильме «Фауст» Александра Сокурова). Нюссе – мать Бэкманна. И маленькая несчастная женщина, приютившая Бэкманна на одну ночь, муж которой погиб в Сталинграде. Старик, наблюдающий за самоубийцей-Бэкманном. Отвратительно жующий полковник, на которого Бэкманн возлагает ответственность за гибель в атаке 11  однополчан. Наконец, самая искрометная работа Нюссе в этом спектакле – роль владельца кабаре. 

У Бэкманна есть и другие антагонисты. Они, как черви из-под земли, вылезают из-под зеркального задника сцены, просачиваются сквозь щели, неистовствуют, безумствуют. Страшные, маленькие, пухлые – то они маршируют, то танцуют, то они солдаты, а то уже мертвецы...

С тех пор минуло почти семьдесят лет. Для молодых поколений они  – глубокая история. Но перед нами не историческая драма, не «дела давно минувших дней». Персонаж Персеваля врывается в нашу реальность, вытащив за собой по цепочке артефакты своего времени. Спектакль предельно современный. Ни грамма стилизации, ни единой попытки восстановить «плюсквамперфект» – «давно прошедшее».

Это история о тех, кто проиграл. В войне, в схватке, в споре, в жизни. Бэкманн за них сделает то, что они себе никогда бы не позволили. Вместо них взвоет, упадет плашмя на пол, нырнет в самую глубь отчаяния и ввергнется в него, в нем растворится.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Видеомост Москва – Минск объединил парламентариев и экспертов для обсуждения исторической памяти Союзного государства
  2. Андрей Белоусов: Энергетический потенциал Украины сократился более чем наполовину
  3. Владимир Путин: Деградация украинской государственности очевидна, а при Трампе конфликта могло бы не быть
  4. Владимир Путин: На Западе деградация, а не цивилизация, а конфликт на Украине развязан не Россией
  5. Владимир Путин: Гиперзвуковой комплекс «Орешник» встанет на дежурство, цели СВО будут реализованы
  6. Владимир Путин на коллегии Минобороны: Россия усилит армию на фоне военной поддержки Украины со стороны НАТО
  7. Александр Лукашенко вручил спецпремию "Белорусский спортивный Олимп" за 2025 год
  8. Ольга Германова: Нужно уделять больше внимания подвигу тыла, памяти молодых героев и семейным ценностям
  9. Артём Туров: Программы по сохранению исторической памяти будут расширяться и переводиться на десятки языков
  10. Вячеслав Володин: Продажа вейпов и сигарет на остановках будет запрещена по новому закону
  11. В Новополоцке открылся белорусско-российский центр передовых сварочных технологий
  12. Нижегородская область и Беларусь расширяют сотрудничество в технологиях, промышленности и судостроении
  13. Журналисты из недружественных стран смогут задать вопросы Путину на «Итогах года»
  14. Александр Лукашенко: Украина сама уступила Крым России в 2014 году
  15. Беларусь и Россия обсудили развитие совместных проектов в Африке и Азиатско-Тихоокеанском регионе

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Вячеслав ВОЛОДИН: Доступность жилья должна быть одинаковой для всех

В московском Доме Союзов прошло заседание Совета Законодателей

МНЕНИЯ

А нужен ли нам Нагиев?

Михаил Васильев

По мнению звезды, «слишком много снимают фильмов о войне»

На воре шапка горит. Над громадянами грянул гром

Павел Родионов

Сколько на самом деле киевская шайка вытащила из кармана Запада?

Всему своё рабочее время

Олег Зинченко

Странно, что периодически поднимается тема продолжительности трудового дня.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также