САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Когда музы встают под ружье

Выставка «Мобилизация искусства. Графика Первой мировой войны 1914-1918» открылась в Центральном музее современной истории России.

Этот год проходит под знаком 100-летия начала Первой мировой войны. Войны, которая произвела на мир эффект внезапно разорвавшейся бомбы. Войны, несравнимой с какими-либо предыдущими по степени жестокости, с которой человек уничтожал себе подобных. Именно здесь были применены первые газовые атаки, первые танки и огнеметы. Война велась на воде, на суше и в воздухе. С помощью оружия, экономических санкций и дипломатических решений. Но была и еще одна мощная сила – пропаганда, которая в эти годы приобрела особое распространение во всех воевавших странах.

Российское общество в целом встретило войну подъемом патриотических настроений. От добровольцев не было отбоя. Хотя, как это часто бывает, не обошлось без «перекосов» – например, погромов в германском посольстве в Петербурге (который, кстати, уже в скором времени переименуют в Петроград – из-за тех же антигерманских настроений) и немецких магазинах. Во многом такому патриотическому подъему способствовали пресса и искусство. Когда была объявлена всеобщая мобилизация, многие художники поехали на линию фронта добровольцами, где работали в качестве корреспондентов периодических изданий. Поэтому о войне многие из них знали не понаслышке. Евгений Лансере, член объединения «Мир искусства», отправился на Кавказский фронт. Алексей Кравченко был прикомандирован к 1-му дворянскому санитарному отряду в должности фотокорреспондента и художника и после командировки создал серию офортов «Галицийский фронт. 1916 год». 

Эта серия и многие другие работы художников, находившихся как на фронте, так и в тылу, представлены на выставке «Мобилизация искусства. Графика Первой мировой войны 1914-1918», проходящей в эти дни в Москве. Первое, на что обращаешь внимание, – техническое, стилистическое и жанровое разнообразие. Акварельные рисунки, офорты и многие другие техники использовались художниками того времени. В основе выставленной коллекции – карикатуры знаменитых мастеров этого жанра – П.А. Алякринского, А.И. Лебедева и др. А также фронтовые зарисовки Г.С. Верейского, Е.Е. Лансере, С.А. Виноградова, Н.Н. Поманского и многих других. Некоторые авторы карикатур – например, В.Н. Дени (Денисов) и Д.С. Моор (Орлов) – в будущем станут основоположниками советского агитационного плаката. График Георгий Верейский станет членом творческого объединения «Боевой карандаш», плакаты которого приобретут особую популярность уже в годы Великой Отечественной войны.
На карикатурах – пузатые немцы в кайзеровских касках, скачущие верхом на козах и свиньях. Германия то в образе лисы из басни Эзопа «Лиса и виноград», то в образе обезумевшей старушки, с обожанием глядящей на кайзера. Турция в образе хитрого карлика в феске, огромных шароварах и крючконосых туфлях. Не редкий персонаж – русский мишка, свирепый для тех, кто посмел на него пойти с ружьем. И Победа в образе девы-призрака, стремительно убегающая от солдата. 

Смех смехом, но эти образы, созданные художниками, оказывали сильное влияние и на армию, и на мирное население. И многие из этих образов, превратившись в устойчивые стереотипы, снова нарисуются – на плакатах и карикатурных рисунках уже Второй мировой войны.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Беларусь ратифицировала соглашение с Россией о создании единого рынка электроэнергии Союзного государства
  2. Александр Лукашенко продлил безвизовый режим для граждан 38 европейских стран до конца 2026 года
  3. В Москве состоялось заседание Комиссии Парламентского Собрания по сохранению исторической памяти
  4. Александр Лукашенко: БНТУ — признанный научный и производственный центр Беларуси
  5. FIS допустила российских и белорусских лыжников к международным стартам в нейтральном статусе
  6. Владимир Путин: Развитие системы соцгарантий для фронтовиков — наш нравственный долг
  7. Валерий Гайдукевич: Патриотическое воспитание выходит на первый план
  8. Вадим Ипатов: Память о павших должна сохраняться на государственном уровне
  9. Ирина Костевич: Молодёжь — наш приоритет в сохранении исторической памяти
  10. Елена Афанасьева: Мы строим Союзное государство на основе общей памяти и исторической правды
  11. Владимир Путин пообещал восстановить все освобождённые территории и поддержать семьи участников СВО
  12. Владимир Путин: России нужны фильмы, подобные «Балладе о солдате»
  13. Владимир Путин рассказал, что иногда передвигается без кортежей, и призвал навести порядок с электросамокатами
  14. Путин и Красников обсудили приоритеты научно-технологического развития России
  15. Владимир Путин поручил подготовить предложения по «новогоднему помилованию» и поддержал совершенствование суда присяжных

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Спецоперация: «Мясник» мечтает о мире

Главком ВСУ признал, что о победе над Россией уже и не мечтает

МНЕНИЯ

Вот кто-то с горочки спустился

Анатолий Заусайлов

Лыжники и фристайлисты из России и Беларуси получили нейтральный статус для участия в международных соревнованиях

Итальянский вариант

Андрей Удальцов

Даже болельщики против засилья иностранцев в нашем футболе

Союзному государству 26 лет. Зачем оно нужно?

Михаил Васильев

Торговый оборот за неполный 2025 год превысил уже три триллиона российских рублей

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также