САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Франция: налог на кино

Французским прокатчикам пока не за что уцепиться в продукции российского кинематографа, все современные российские картины находятся в зоне коммерческого риска

Так считает один из самых известных деятелей мира французского кино Жоэль Шапрон.  Он – вице-директор «Юнифранс» по восточноевропейским странам, иностранный корреспондент Каннского кинофестиваля, частый гость на российских мероприятиях, посвященных кино. Сегодня Жоэль Шапрон поздравляет читателей «СВ» с Новым годом и рассказывает о взаимном интересе французов и россиян к кино друг друга.
 
– О модели французского кинематографа в России говорят очень много, порой отдаленно представляя саму суть. Что же прежде всего вам хотелось донести до российских кинодеятелей, чиновников, да и всех кинозрителей?

– Видите ли, кино во Франции с 1895 года являлось частным делом, но после Второй мировой войны, в 1946 году, учитывая большие перемены в политике и экономике мира, наши чиновники создали Центр кинематографии. И тем самым облекли эту область в юридические рамки. В это время американцы по так называемому «плану Маршалла» ссужали нас деньгами для реконструкции Франции и в обмен хотели, чтобы мы открыли границы всем продуктам из США. Но во французском правительстве поняли, что это будет чревато засильем Голливуда, и в 1948 году была придумана система, которая давала возможность сохранить французское кино. Законодатели решили брать спецналог с каждого билета в кинотеатрах. Налог этот существует до сих пор и является основой системы, суть которой в том, что за французское кино платит тот, кто смотрит кино – любое кино, не только французское! Неважно, на каком носителе – в кинотеатре или по телевизору, налог берется с кинобилетов, с коммерческих оборотов телеканалов, а также с видеокассет, дисков, с провайдеров, которые дают возможность смотреть кино через Интернет. Финансирования за счет госбюджета во Франции нет.

Центр кинематографии ежегодно собирает около 700 миллионов евро и распределяет по всем областям кино. Кинотеатрам, прокатчикам, продюсерам, экспортерам, Каннскому фестивалю, Юнифрансу – все мы существуем за счет этого фонда.

– Минувшим летом на «Кинотавре» вы прочитали лекцию на тему «История российского и советского кино во Франции (1896-2012) ». Мало утешительного, оказывается, больших сборов не было со времен «Войны и мира» Сергея Бондарчука.

– В известной мере это стечение обстоятельств. Без рекламной кампании сейчас не обойтись, а она стоит гигантских денег. Много риска, поэтому во Франции прокатчики осторожно относятся к русскому кино, не видя картин, которые могли бы стать хитами. Все помнят, как в 2004 году «Фокс» выпустил «Ночной дозор», вложив большие деньги, и он собрал всего 140 тысяч зрителей. После этого никто не хочет рисковать. Хотя для молодежи вполне можно было выпустить «Статского советника» и «Турецкий гамбит», но это вновь риск. Фильмы «Легенда №17» и «Метро» тоже не проходят. «Легенда» связана с личностью, которая нам абсолютно не знакома, а «Метро», конечно, универсальное кино, блокбастер, но кто решится проводить рекламную кампанию за 2 миллиона евро, учитывая, что картина без звезд, скажем, уровня Тома Круза? И спецэффекты, увы, не того уровня. Пока прокатчикам не за что уцепиться.

– А что скажете о французском кино в России?

– Доля французского кино на российском рынке невелика. Конечно, мы недовольны, но все равно занимаем 3-е место после американского и российского кино. Всем известно, как любили французское кино в Советском Союзе. Оно было для вас окном в мир. Но потихоньку «открывать» Советский Союз стали лишь после XX съезда КПСС, при Хрущеве. Неслучайно руководство СССР выбрало французское и итальянское кино. Фильмы Франции и Италии допустили к широкому прокату в Советском Союзе по политическим причинам – там были сильные компартии. В те времена и наши кинематографии были очень сильные. Я был в Советском Союзе, когда выходили фильмы с Челентано, французские комедии, в «Совэкспортфильме» считали, что в Италии и во Франции фильмы совершенно безобидные. Чистый entertainment. Но зато все ходили на эти фильмы, потому что видели Париж и Рим, западную жизнь. На фильмы с Пьером Ришаром люди ходили по многу раз и начинали обращать внимание на интерьеры, машины, занавески, костюмы, макияж. Вы видели в лучшем виде Францию и Италию тех лет.

– Как вы относитесь к фильму «Жизнь Адели» Кешиша, получившему «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах этого года?

– От фильма в восторге, считаю абсолютно справедливым, что он получил «Золотую пальму». Значит, фильм всем понятен, доступен для восприятия.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин утвердил изменения в военной форме для армии и спецслужб
  2. Владимир Путин обсудил с членами правительства противодействие вовлечению несовершеннолетних в противоправную деятельность
  3. Иван Мельников: Тема 80-летия Великой Победы несет мощный морально-политический заряд
  4. Ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио» выходит с понедельника по пятницу утром
  5. Александр Шпаковский: Принимаются достаточные меры для обеспечения обороноспособности Союзного государства
  6. В Волгограде прошла встреча представителей региона с делегацией из Беларуси
  7. Минобороны: ВС РФ освободили Калиново и Валентиновку в ДНР
  8. Сенаторы Беларуси и России обсудят в Смоленске сохранение исторической памяти
  9. Анатолий Вассерман: Зеленский зарабатывает на «украинстве»
  10. Анатолий Вассерман: Снос памятников на Украине — это война с историей
  11. Анатолий Вассерман: СВО закончится ликвидацией «террористической организации Украина» и возвращением всех территорий в Россию
  12. Анатолий Вассерман: Дональд Трамп частично отменяет тарифы не из-за отступления, а следуя принципу «разделяй и властвуй»
  13. Анатолий Вассерман: Одесса – самый русский город
  14. Подготовка ВС Беларуси проходит в штатном режиме, несмотря на фейки и международную истерию
  15. Леонид Калашников считает, что прогрессивные идеи Сергея Глазьева будут востребованы в Союзном государстве

Парламентское Собрание

Зачем в Волгограде собирают молодежь

Международный патриотический форум имеет большое идеологическое значение

Политика

Анатолий Вассерман: Одесса – самый русский город

Известный энциклопедист, журналист, депутат Государственной Думы рассказал нам, почему надо освободить его родной город от многолетней украинской оккупации

МНЕНИЯ

Бей своих, чтобы Россия боялась

Олег Зинченко

Бывшим северянам Украины Зеленский отказал в доплатах.

День Победы никому не отдадим

Анатолий Заусайлов

Хотя европейцы и хотят его отнять

Лавров предупредил «пятую колонну»

Михаил Васильев

Министр прямо заявил, что среди чиновников много западных агентов влияния 

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также