САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Кира Муратова: Кино - мое единственное любимое занятие

В Российских программах 35 ММКФ с переаншлагом была показана картина Киры Муратовой «Вечное возвращение».

Премьера этого фильма состоялась осенью в конкуре 7-го Римского кинофестиваля, фильм представляла Украина. За философскую ленту, в которой режиссер с виртуозной легкостью окунает нас в быт и музыку бытия, в размышления о том, что такое счастье, любовь и верность, и вообще – жизнь, приза Рим не вручил, но картина достойно пополнила собой кинотеку под названием - «Фильмы Киры Муратовой». В этой кинотеке фильмов, снятых Муратовой – украинским режиссером уже вдвое больше, чем было снято Кирой Георгиевной в советские времена. В 70-80х Муратова пережила немалую опалу, сама она называет себя «русскоязычным режиссером, живущим на Украине».

В своих лучших фильмах – «Короткие встречи», «Долгие проводы» (приз ФИПРЕССИ на МКФ в Локарно), Астенический синдром», (приз Берлинского фестиваля), «Чувствительный милиционер», «Увлеченья», «Три истории» - призы «Кинотавра», «Мелодия для шарманки» (приз ФИПРЕССИ 31-го ММКФ), «Вечное возвращение» - Кира Муратова осталась верна своему интересу к нравственной проблематике и неоднозначным персонажам. Она все также смело ставит диагнозы обществу, ведет отшельнический образ жизни и обожает Одессу, как пишут, «сползающую в море».

Сегодня лауреат Госпремии Украины им. Т.Г.Шевченко, Российской премии «Триумф», Главной премии Берлинской академии искусств Кира Муратова – отвечает на вопросы «CВ».

- Кира Георгиевна, сейчас в моде разговоры о том, что искусство исчерпало себя, кино закончилось, остался один постмодернизм, а ваш фильм называется «Вечное возвращение» - вступаете в противоречие с радикалами. Что думаете по этому поводу?


- Да ничего не думаю. Мы, например, многократно слышим, что театр умер и т. д., но проходит время, это забывается, и мы продолжаем ходить в театр. А кино – это мое единственное любимое занятие, можно сказать, пожизненное, и если оно себя исчерпало, то я не пример. Кто так говорит, значит, сам в себе чувствует эту исчерпанность, а со мной насчет постмодернизма не разговаривайте!.. Потому что я каждый раз спрашиваю, а что такое постмодернизм, мне толково объясняют, я понимаю, но вскоре это опять выкидывается из моей головы, мне это совсем неинтересно. Я - эгоцентричный человек и режиссер, и таких вопросов себе не ставлю, возможно, люди, которые ставят, не сумели их разрешить. Так что, не привлекайте меня к дискуссии!..

- Ваш фильм «Вечное возвращение» вначале удивляет, потом затягивает, как в воронку, заставляет думать, вспоминать разные события из своей жизни. Как вы сами считаете, он связан с вашими другими фильмами?


- Начиная с фильмов «Короткие встречи» и «Долгие проводы», до них я работала в соавторстве с Александром Муратовым, что бы я не сняла, мне всегда говорят – «Ой, этот фильм совсем не похож на ваш предыдущий!» Во многом это объясняется моей нетерпеливостью - когда поначалу мне предлагали сделать что-то подобное тому, что мной уже сделано, я всегда противилась, мне хотелось сделать что-то другое. Конечно, новый фильм не имеет ничего общего с «Мелодией для шарманки», кроме манеры и чисто
профессиональных вещей. Там действие развивалось в спокойном, медленном течении, а здесь видим нечто фантазийное. Мне надоели сюжеты - «Саша любит Машу, Маша любит Пашу или Маша просто глядит в пространство», где, в конце концов, видим, как все переженились, устроились и успокоились. Эти успокоительно одинаковые формы построения – мне же хотелось чего-то дру-го-го!! Мне захотелось сделать фильм со специальным устройством внутри себя. Что касается самой конструкции «вечного
возвращения», то это известный ницшеанский мотив, это выражение употреблял Пифагор, любил Томас Манн. Вечное возвращение – это циркуляция сюжетов, знаете, как сказки, несколько трансформируясь, в схожих обличьях кочуют в разных географических
пространствах и временах у разных народов. А в этом фильме не просто возвращение сюжетов, а буквальное повторение одного и того же сюжета на кинопробах. Разные актеры, с разными финтифлюшками, разыгрывают один и тот же сюжет, и вы наблюдаете «вечное возвращение» - каждый раз другую или несколько другую историю. Можете считать, что так проиллюстрирована мной старая истина. А можно сформулировать иначе – это кино про разнообразие однообразия и про однообразие разнообразия нашей жизни и человеческих характеров.

- На пресс-конференции в Риме Вы сказали, что стремились в фильме запечатлеть, как «гаммы переходят в фуги Баха», это как?

- Обыкновенно. Фуги Баха безумно похожи на упражнения Черни и на музыкальные экзерсисы, построенные на повторении одних и тех же приемов, постоянно усложняющихся, именно это происходит в моем фильме. Кинокритик Зара Абдуллаева верно уподобила фильм «Болеро» Равеля, в котором тоже идет повтор музыкальных фраз и, в то же время, разыгрываются вариации. Открою секрет, главное действующее лицо в фильме - монтаж, я работала с любимым монтажером Валентиной Петровной Олейник, с которой мы начинали свою деятельность в кино и вместе выработали методы монтажа. Всегда получаю удовольствие от работы с ней.

- Легкость, которую отмечали критики и зрители, и есть результат удачного монтажа?


- Монтаж - это вторая фаза драматургии, которая возникает, когда уже есть материал, и диктует тебе не то чтобы новые нюансы – вообще свойства, краски характеров. Так продолжается, трансформируясь в монтажную, сценарная драматургия. Я люблю, чтобы
сложные, серьезные вещи были выражены в танцевальной форме, возможно, это мое свойство, и я рада, что оно срабатывает.

- Вы согласны, что нельзя войти в одну реку дважды, ваши герои отчасти пытаются это сделать. Верите ли вы в воссоединение двоих через годы?

- Не могу ответить, мне кажется, нет. Хотя случай на случай не приходится - там столько привходящих обстоятельств, владеющих умами и душами, что ответа, который будет подходить многим, нет. И потом, это преувеличение – думать, что режиссер знает ответ на
такие вопросы.

- Что больше всего интересует вас в человеке?

- Талант! И не только в человеке искусства, просто я занимаюсь искусством, об этом и говорим. Много грехов могу простить талантливому человеку, на многое закрыть глаза, права – не права в этом, не знаю, у каждого свое мнение. Но когда начинают порицать Пушкина - за то, за сё в его поведении, я не могу это учитывать. Когда я думаю о таланте, для меня это не имеет значения.

- Как вы относитесь к развлекательному кино?

- Опять какой-то глупый термин. Что за «развлекательное» кино – развлекает все искусство, отдельно я не понимаю. Если фильм хорошо сделан, да еще и развлекает замечательно, такой «развлекательный» кинематограф я приветствую.

- Вы сказали как-то, что любите снимать «тихие» фильмы, это какие?

- Я люблю статику, и не люблю дешевую динамику, которая сейчас популярна. Мне нравится лишь та динамика, которая хорошо сделана.

 - Критики иногда пишут, что Вы любите исследовать темные стороны души человека, вы что на это отвечаете?

- Мне кажется, я исследую разные стороны души человек, хотя со стороны может показаться иначе. Но применительно к фильму «Вечное возвращение», какие там могут быть «темные» стороны, кроме, разве что, неочевидных, герои так стараются быть добрыми по отношению друг к другу. А вообще мир - это хаос, настолько ужасный, беспокоящий и пугающий человека, что искусство всегда старалось представить его в облагороженном виде. Неслучайно раньше немало писалось о «приглаживании» и «причесывании» действительности, о неумении говорить о «темных» сторонах жизни. А ведь это только вопрос степени, потому что искусство всегда гармоничнее окружающего хаоса, оно, в любом случае, утешает. Даже самые страшные фильмы, показывающие отвратительные стороны существования человека, все равно положительнее источника, потому что хаос таит в себе столько всего, что утешиться
невозможно, так это страшно. Могу сказать только одно – я не стремлюсь к бездне. На самом деле, всегда хочется какой-то гармонии, она должна существовать в искусстве.

- Проводили ли вы кастинг для актеров, и по какому принципу вообще отбираете «своих» актеров?

- Конечно, мы проводили много проб, которые заключались в репетициях, пробовали «первую актрису с третьим актером и наоборот», как говорит продюсер в нашем фильме. Снимали актеров и не актеров, некоторые потом выпали, потому что не вписались в общий ансамбль или не подошли друг другу. Иногда это происходило по привходящим обстоятельствам, я думала – будет так, а не получилось, и замечательный актер, который мне очень нравился, выпадал и – все. Вообще актеров отбираю всегда по одному принципу: нравится-не нравится. У меня есть огромный список, по которому всегда приглашаю на кинопробы, стараюсь никого не забыть.

- Богдан Ступка в одном интервью посетовал, что хотел бы быть непрофессиональным актером, чтобы Кира Муратова на съемках «возилась» с ним столько же времени.


- Конечно, с непрофессионалами возишься, чтобы вытащить то, что запрятано у них в глубине души. А в актерах – наоборот хочется найти то общечеловеческое, что они убрали на второй план, чтобы демонстрировать профессиональные навыки. Громко говоря, в актере ищу человека, а в человеке – актера. Когда-то меня интересовал вопрос – сколько актерского в людях, и как это выявить, и я давно поняла - актерское начало фактически есть во всех, в одних проявляется более ярко, в других менее, и если вы не
хотите играть себя, то кого-то другого сыграете с удовольствием. Играют - актер, пианист, дети: в игре отражается желание человека выразить свое представление о жизни - как бы в формах самой жизни, но без реальных тягот и ужасов. Это желание есть во всех, многие чувствуют это, увлекаются, и еще как хотят этим заниматься!..

- Как вы открыли Ренату Литвинову – актрису?


- Рената Литвинова была из непрофессионалов, профессионалами мы называем выпускников актерских отделений институтов, а она изначально обучалась профессии сценариста. Но Рената такое существо, (в моей жизни таких несколько), которое от природы обладает разными дарованиями, и актерское в ней очень сильно. Я называю ее Божественной, потому что она - актриса по существу. Она даже в жизни, не всегда, конечно, и не со всеми, все зависит от настроения, играет; у нее есть любимые роли и рольки, например, она любит выступать в роли красивой, немного глупенькой, очаровательной Барби, это одна из ее личин. Она интересна во всяких проявлениях, я разговаривала с ней как со сценаристкой, и обратила внимание, как эта красавица разговаривает, какие у нее интонации, и подумала – «Ее надо снимать». Идея эта витала до тех пор, пока не обрела реальные контуры, в «Чувствительном милиционере» Рената сниматься никак не хотела, а в «Увлеченьях» она снялась, и образ получился настолько ярким, она использовала там свои шикарные монологи, что она прославилась, всем понравилась, и стала сниматься.

- В ваших фильмах персонажи вообще необычно разговаривают, иногда по нескольку раз повторяют фразы, вам не приходилось слышать, что многие находят это странным?

- А этим многим не кажется странным что людям и в жизни свойственно повторять одно и то же, как говорится, талдычить?! В жизни, значит, повторяем, повторяем, а тут человеческий момент разговора не нужен!..

- У вас снимались уникальные личности – Олег Табаков, Алла Демидова. В «Коротких встречах» вы сняли Владимира Высоцкого, еще мало кому известного, читался ли в нем тот будущий кумир миллионов, которым он стал впоследствии?


- Володя обладал реальным даром, огромным талантом, но, должна сказать, что я не воспринимала его как поэта читаемого - только как барда: сам написал, сам исполнил, это была его форма в искусстве. Он был прекрасен как театральный актер, но относился
к тем актерам, которые на сцене играют себя. Я ему говорила – «Володя, ты не живешь в образе, ты играешь сцены из жизни Владимира Высоцкого». Такое у него было дарование. Например, он был физически очень хрупкий, а казался таким мачо, он умел это сыграть. Умел внушить – «Я вот такой, а вы как думали?!» Это нельзя назвать притворством, потому что все искусство притворство. Хотя нет, это - притворство, но такое высокое и прекрасное.

- Людмила Гурченко очень забавно вспоминала в своей книге о ваших встречах с ее отцом, вы это помните?

- Конечно, помню, я часто приходила к ним, он был колоритным человеком. Его можно было очень хорошо снять в кино, но в то время это не представлялось возможным. Я и Люсю-то не снимала, а мы дружили в прежние времена, не смотря на то, что жили в
разных городах. Я сняла ее один раз в эпизоде фильма «Познавая белый свет», хотя она замечательная актриса. Но все что-то не складывалось, да и, видимо, у нас были разные формы в искусстве. Хотя как зритель приемлю всевозможные формы.

- Вы учились в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, чему учили вас педагоги?


- Сергей Апполинариевич был настолько глубок, сверкающ и выразителен внешне - и в словах, и в суждениях, и в движениях, что одним своим обликом показывал нам, каким должен быть человек искусства. Он был гениальным актером, вспомните его
Льва Толстого, роль в фильме «Дочки-матери», и обучал нас тому, как нужно играть. Актеры и режиссеры учились вместе, режиссеры тоже должны были уметь играть, обучение проходило в форме беспрерывного общения. А главное - все должны были быть пишущими людьми, все должны были писать. Сергей Апполинариевич учил слушать людей, наблюдать за тем, как они разговаривают, отмечать, как в интонациях проявляются характеры, советовал направлять на это все свое внимание. Он учил нас думать, это был гениальный педагог и замечательный режиссер, забытый сегодня, и это факт. Но я о нем думаю постоянно, форма банальна – «А что сказал бы по этому поводу Сергей Апполинариевич?» Вообще в отношении своего педагога я находилась в состоянии гимназического обожания, настоящей влюбленности. И это было неоригинальным – такова была форма существования всех его учеников и учениц.

- Считаете ли вы своей ученицей Еву Нейман, ее первый полнометражный фильм «У реки» участвовал в конкурсе Московского кинофестиваля в 2007 году?

- Ева стажировалась у меня на съемках фильма «Второстепенные люди» в 2000 году. Проходила практику, чему-то, наверное, и научилась. Ева обладает настоящим режиссерским характером, невероятно пробивная, будет приставать ко всем со своей
проблемой, пока своего не добьется. Карьеру она начала успешно, думаю, все у нее получится. Сейчас она живет в Германии, но снимает, в основном, в Украине. Ее фильм «Дом с башенкой» был показан на фестивале в Карловых Варах.

 - Вам известно, что происходит сейчас в украинском кинематографе?


- Нет, я живу в Одессе, а не в Киеве, где происходят основные события. А в Одессе тишина полная, Одесская киностудия используется как база. Приезжают снимать кинематографисты, в основном, из России, бывают и иностранцы. Озвучить фильм «Вечное возвращение» нашей съемочной группе помогла продюсер Анна Павловна Чмиль, за что мы ей бесконечно благодарны.

- Следите ли за российским кинематографом?


- Когда удается получить диски, конечно, смотрим. Стараемся быть в курсе.

- Как вам понравился Римский фестиваль?

- Наш фильм показали в предпоследний день, так что увидеть ничего не довелось. Единственное, встретились с Алексеем Федорченко, который снимал «Первых на Луне» и «Овсянки». Но его фильм «Небесные жены луговых мари», который он представлял в конкурсе, пока не видела.

- Участвуете ли в жюри западных фестивалей в последнее время?

- Давно не участвую, отшельническая у меня натура. И характер у меня такой.

- А в кого у вас такой характер – в папу, в маму?

- Мои родители были коммунистами-подпольщиками, профессиональнымибреволюционерами. Жили мы в Бессарабии, в пограничной с Румынией области, которая была то Молдовой, то Румынией, переходила из рук в руки. Когда началась война, отец ушел добровольцем, он – Герой Молдовы.

- И как дочь подпольщиков относится к политике?


- Отошла от нее окончательно.

- А что вы думаете по поводу воссоединения славянских республик?

- Не имею права думать про это, мне достаточно опыта Молдавской республики, или Молдовы. Эта область Бессарабии очень часто переходила из рук в руки, от румын к русским, и я часто слышала от местных – «О, как хорошо мы жили при русских!» А через некоторое время – «О, как хорошо мы жили при румынах!» И – так бесконечно, никакой объективности. Теперь и в Одессе услышишь – «Вот раньше-то как хорошо жили!» А после перестройки ничего нельзя было купить в магазинах, на магазине написано – «Мясо», а его и в помине нет. Так что, все непредсказуемо и странно.

- Говорят, в Одессе не осталось истинных одесситов, это правда?

- Имеете в виду ярко выраженных евреев? Нет, одесская манера общения, при которой посторонний человек в трамвае бесцеремонно встревает в ваш разговор со спутником, осталась. Представьте, вы разговариваете, что-то рассказываете своему знакомому, и вдруг слышите – «Ви не правы», то есть, сосед слушает ваш разговор и считает возможным в нем поучаствовать, типичная южная фамильярность. В Ленинграде, где я снимала фильм «Познавая белый свет», такого нет, про Москву не знаю, там сейчас проживает много национальностей. Но я долго жила в Одессе, и, конечно, привязалась к ней, привыкла. И когда вернулась после съемок из Ленинграда, еду в такси, где таксист называет меня «девочкой» и ведет «задушевный» разговор, смотрю вокруг на Одессу и вдруг думаю в неожиданной для себя форме – «Одессочка грязненькая, родненькая», представляете?! Почувствовала прилив теплоты. Это как из-за границы возвращаешься, услышишь мат-перемат на вокзале, и – потеплеет на душе. Правда…

- Над чем сейчас размышляете? Новая работа есть в замыслах?

- Ни над чем не думаю. Очень устала от этого фильма, хочу отдохнуть.

Беседу вела Нина Катаева
Рим-Москва

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Следователи установили связь между террористами из «Крокуса» и Украины
  2. В Беларуси сократят количество базовых 10 классов
  3. Овечкин поддержал восьмилетнего мальчика Илью, попавшего под машину террористов
  4. Тысячу бюджетных мест выделят вузы Беларуси для россиян, сдавших ЕГЭ
  5. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  6. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  7. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  8. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  9. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  10. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  11. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  12. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  13. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  14. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР
  15. Кузнецова: Киевский режим активно вербует несовершеннолетних и рассылает сообщения с угрозами

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

Пора отправить в утиль прокисшие обязательства

Олег Зинченко

В Госдуме началось обсуждение отмены моратория на смертную казнь

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также