САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Где любовь, там победа

На фоне контрастов погоды в Каннах на протяжении десяти фестивальных дней программа основного конкурса оказалась достаточно ровной, не сбылось и фестивальное поверье – жди сенсаций в финале.

На фоне контрастов погоды в Каннах на протяжении десяти фестивальных дней программа основного конкурса оказалась достаточно ровной, не сбылось и фестивальное поверье – жди сенсаций в финале.

Основные претенденты на призы, представленные публике в первой половине киномарафона, эти призы и взяли. «Золотую пальмовую ветвь» жюри присудило австрийскому режиссеру Михаэлю Ханеке («Любовь», Франция), уже бравшему «ветвь» за «Белую ленту» (2009), приз за режиссуру («Скрытое», 2005) и Гран-при за «Пианистку» (2001). В центре фильма – повествование о том, что переживает человек, приближающийся к черте, отделяющей бытие от небытия, а главное – наблюдающий за тем, как уходит жизнь из любимого существа. На пресс-конференции лауреатов режиссер сказал: «Сюжет фильма основан на обещании, которое мы дали себе с моей женой: не бросать друг друга в такой ситуации. В современном мире мы наблюдаем такое повсюду, это распространенная проблема. Мне довелось пережить подобное, и это вдохновило меня на создание фильма». «Любовь» была фаворитом у критиков с самого начала и не уступила места в таблице рейтингов никому. Фильм медитативный, с медленно текущим действием, с немногословными поначалу диалогами героев. Цоканье по паркету коготков голубя – предвестника смерти, дважды залетавшего в квартиру стариков, – вот его музыка.
На вручение приза вместе с Ханеке вышли актеры – Эммануэль Рива и Жан-Луи Трентиньян, которым прочили «ветви» за лучшие роли, но по правилам Канн, главному фильму-лауреату никаких призов больше не положено. В фильме есть кадр, когда Джордж, обхватив ладонями лицо Анны, всматривается в него. Через его плечо всматриваемся и мы, и этот момент – яркое воплощение поэтической метафоры Уолта Уитмена – «Женщины сидят или ходят. Молодые и старые. Молодые красивы, но старые гораздо красивее».
Приз за лучшую мужскую роль, к всеобщему удовлетворению, получил датчанин Мэдс Миккельсен, лауреат Еврооскара за актерскую карьеру, который абсолютно «по Станиславскому» представил воспитателя детского сада Лукаса в фильме Томаса Винтерберга «Охота». Обаятельного Лукаса обожают дети и взрослые, но по недоразумению, из-за фантазий одной крохи, его начинают подозревать в педофилии, и в считаные дни он становится козлом отпущения. Фильм о том, что приходится пережить человеку в этой двусмысленной ситуации, а эти двойные «смыслы» по разным причинам происходят в людском сообществе ох как часто.
Полной неожиданностью для всех стало присуждение Гран-при фильму Маттео Гарроне «Реальность» – о том, как торговец рыбой Лучано настолько увлекается реалити-шоу Grande Fratello – аналогом американского «Большого брата», что начинает жить в воображаемом мире. Нет слов, тема актуальна – и у нас люди сходят с ума, когда рвутся во все эти зазеркалья, думая, что после участия в них изменится их жизнь. А на самом деле сколько трагедий и драм происходит на этой почве. Но, к сожалению, фильм почему-то проскочил мимо сознания зрителей и особо не запомнился, несмотря на яркую работу Аньело Арене (Лучано), которого не отпустили на фестиваль из тюрьмы, где он отбывает 20-летний срок за убийство. Приз Гарроне вручали под «буканье» и свист зала, и только ленивый не подумал о том, что председатель жюри Нанни Моретти «порадел» земляку. И такой же неожиданностью стало вручение важного приза за режиссуру мексиканцу Карлосу Рейгадасу за картину «После тьмы свет». Этот эксперимент режиссера, также обласканного Каннами и занявшегося режиссурой, между прочим, под влиянием фильмов Андрея Тарковского, смогли посмотреть до конца немногие критики. Возможно, они досмотрят его на фестивале «Зеркало», открывшемся на днях в Иванове. К слову сказать, все фильмы-призеры вскоре увидят российские зрители, вначале на Московском фестивале, а потом и в прокате.
Фильм Сергея Лозницы «В тумане» (приз ФИПРЕССИ) с натяжкой можно назвать российским – это копродукция пяти стран, первой среди которых значится Германия, потому что Сергей живет в Берлине и работает с немецким продюсером. Но фильм снят по повести Василя Быкова, на русском языке, с русскими актерами. И хотя Лозница называет себя «режиссером мира», он подчеркивает, что его фильмы принадлежат русской культуре. Кино многосложное, выверенное, с точными образами. Но холодное, душу не трогающее. Своего рода вариация на тему «Восхождения», снятого Ларисой Шепитько также по Василю Быкову. 1942 год, Белоруссия. Два партизана, Буров (Влад Абашин) и Войтик (Сергей Колесов), приезжают в деревню расправиться с Сущеней (Владимир Свирский), которого почему-то выпустили из немецкой комендатуры, повесив его сообщников по взрыву состава. Фильм, без музыки, построен на внутренних монологах героев. Использованы флэшбэки, из которых становится ясно, кто есть кто. Сущеня – тот самый праведник, который не может жить не по совести, Буров – сомневающийся, а Войтик – по сути, предатель. Они и погибнут все по-разному. Сущеня, загнанный людьми в ловушку, – немцы иезуитски подарили ему свободу за отказ сотрудничать, – оборвет свою жизнь выстрелом, когда в финале густой туман заполнит экран. И еще один приз увезли из Канн в Россию. Студентка ВГИКа Таисия Игуменцева, ученица Алексея Учителя, получила за короткометражку «Дорога на» первый приз конкурса дебютов «Синефондасьон», который судил Жан-Пьер Дарденн.
В этом году весьма насыщенной была жизнь Российского павильона – дистрибьюторам и фестивальным отборщикам были представлены 10 новых российских фильмов, а также проекты, готовые для копродукции, состоялась презентация альманаха российских дебютов, среди которых был фильм Таисии Игуменцевой. Режиссером Александром Шеиным и продюсерами, одна из которых Чулпан Хаматова,  был представлен проект «Маяковский», а режиссером и продюсером Ренатой Литвиновой – фильм «Последняя сказка Риты». На кинорынке работал стенд Роскино.

Нина КАТАЕВА,
наш спецкор

Канны, Франция – Москва

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Евросоюз ужесточил требования к ввозу кошек и собак из России и Беларуси
  2. Правительство РФ не поддержало законопроект о локальных запретах на хиджабы
  3. Александр Лукашенко: Лукашенко: Таможня играет важнейшую роль в обеспечении безопасности государства и граждан
  4. Подозреваемый в попытке покушения на Трампа был готов вступить в ВСУ
  5. Александр Лукашенко: Беларусь заинтересована в построении прочных отношений с Мексикой
  6. Маргарита Павлова наградила победителей футбольного турнира памяти Героя России Евгения Родионова
  7. Александр Лукашенко направил поздравление Митрополиту Минскому и Заславскому Вениамину
  8. В Челябинске школьник с молотком напал на учеников и учителей в школе
  9. Сын Трампа сообщил о задержании подозреваемого в покушении на его отца во Флориде
  10. Вячеслав Володин: Необходимо защитить права пользователей цифровых подписок
  11. Вячеслав Гладков: В Белгороде при обстреле ВСУ ранены люди и горят автомобили
  12. Александр Лукашенко направил соболезнования президенту Вьетнама в связи с жертвами тайфуна Яги
  13. CNN: США призвали Украину максимально эффективно использовать ракеты ATACMS для ударов по РФ
  14. Российские военные взяли под контроль село Долиновка в ДНР
  15. Эстонии засчитано поражение за отказ играть с Беларусью в Суперфинале Евролиги по пляжному футболу

Парламентское Собрание

Задача молодых парламентариев – «рождать» интересные проекты

Фестиваль «Молодежь – за Союзное государство» стал событием для Смоленска.

Политика

Шольц предлагает «Минск-3». Стоит ли ему доверять?

Мы помним, чем завершились предыдущие договоренности

МНЕНИЯ

Рим завесили пророссийскими плакатами

Михаил Васильев

Украина «встревожена беспардонной российской пропагандой»

Когда ошибка может стать фатальной

Павел Родионов

Предельно четкое и однозначное заявление Владимира Путина о последствиях ударов натовскими дальнобойными ракетами по территории нашей страны было адресовано, понятно, прежде всего, Вашингтону.

Наглядная агитация

Олег Зинченко

Гражданская позиция должна быть не только в поступках, но и в одежде

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также