САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

«Все – в человеке, все – для человека!»

Бывает же такое, фотограф запечатлел кинозвезду в тот момент, когда ветер игриво приподнял ей юбку, а она обеими руками попыталась придержать ее. И вот уже полвека этот снимок Мэрилин Монро венчает все парады фотосессий. Кадр этот не раз пытались материализовать в виде плоских скульптур на кинофестивалях, вот и на юбилейном Каннском фестивале фигурка Мэрилин встречает вас на террасе одного из отелей. Встречает на правах хозяйки, потому что именно она стала официальным лицом 65-го Каннского фестиваля.

Бывает же такое, фотограф запечатлел кинозвезду в тот момент, когда ветер игриво приподнял ей юбку, а она обеими руками попыталась придержать ее. И вот уже полвека этот снимок Мэрилин Монро венчает все парады фотосессий. Кадр этот не раз пытались материализовать в виде плоских скульптур на кинофестивалях, вот и на юбилейном Каннском фестивале фигурка Мэрилин встречает вас на террасе одного из отелей. Встречает на правах хозяйки, потому что именно она стала официальным лицом 65-го Каннского фестиваля.

Здесь все так же – блестят витрины с именами лучших кутюрье мира, в этом году один из них – блистательный Жан-Поль Готье – заседает в жюри основного конкурса под руководством итальянского режиссера Нанни  Моретти. Льется по вечерам словно из воздуха рождающаяся кинематографическая музыка, а фанаты, съехавшиеся из разных стран, по-прежнему днюют и ночуют на стремянках перед Театром Люмьер.
В каннской толпе, фланирующей по Круазетт почти круглосуточно, очень часто оказываются рядом зрители и актеры, которых только что разделял в зале магический белый экран. Ту пленительную атмосферу кино, которую воссоздал в фильме «Восемь с половиной» великий Федерико Феллини, в Каннах умеют почтить удивительным образом. Одеться по каннской моде очень просто – максимально открытое платье, лучше без бретелек и со шлейфом, туфли на высоких каблуках, черный костюм с белой рубашкой и галстуком-бабочкой. А можете облачиться во все бирюзовое – обтягивающие брючки, блузон и  – обязательно – в цвет мужская шляпа с короткой тульей. Чрезвычайно модно.
Если говорить о кино, то объять все программы немыслимо, только в основном конкурсе 22 картины и 20 – в «Особом взгляде». А еще есть «Вне конкурса», где показывают мировые премьеры. Большое впечатление произвела картина самого оригинального современного режиссера, лауреата Канн Апичатпонга Верасетакула «Меконг отель». Медитативное путешествие режиссера, убежденного в существовании реинкарнации душ, по своей памяти и по реке, разделяющей Таиланд и Лаос. В «Каннской классике» демонстрируют отреставрированные картины мастеров, в первоначальной редакции, например, «Однажды в Америке» Серджо Леоне, «Тэсс» Романа Полански, «Поезд-беглец» Андрея Кончаловского. Специальные программы – очень широкого охвата по странам – показывают на «Двухнедельнике режиссеров» и на «Неделе критики».
Внимание журналистов сосредоточено, конечно, на основном конкурсе. Среди режиссеров – претендентов на Золотую пальмовую ветвь, по традиции, почти половина лауреаты и участники Канн. Вот и в этом году за первые пять дней картина оценок критиков такова: лидируют любимцы Канн – Жак Одиар с картиной «Ржавчина и кость» и Кристиан Мунджиу («За холмами»). Несомненно, что на днях в их число войдут Михаэль Ханеке («Любовь») и Томас Винтерберг («Охота»). Киноманам России эти имена хорошо известны – фильмы режиссеров показывались на Московском кинофестивале.
И камертон каннской программы этого года, похоже, заявлен – в противовес откровениям по поводу глобальных мировых проблем, кровавых разборок и эротических лент прошлого года, на нынешнем фестивале обозначился острый интерес к человеку, к его самым интимным переживаниям, к смыслу его существования. Любопытно, что художниками, столь разными, избрана схожая манера повествования, в их фильмах нет никакой усложненности, они «просты», как выразился по поводу своей «Любви» Михаэль Ханеке. Любовь является движущей силой сюжета. Именно она будит в герое «Ржавчины и кости», асоциальном элементе Али (Матиас Шунартс), в боях без правил добывающем себе средства к существованию, отклик на человеческую трагедию. Марийон Котийяр играет в этом фильме дрессировщицу китов-касаток, лишившуюся ног в результате несчастного случая. Кто бы знал, что кровь из разбитой в бою губы напоминает по вкусу ржавчину и кость. Картина представляет собой вольную экранизацию рассказов Дэвида Крейга, бывшего канадского боксера. Кто-то из журналистов подчеркнул, что фильм – «зрительский», тем больший ему плюс за то, что он сумел удержать внимание столь продвинутой аудитории. А герой его понял-таки, что кулаки могут пригодиться и для доброго дела…
Особенность метода румынского режиссера Мунджиу в том, что он не стремится вызвать определенные эмоции у зрителя, историю об изгнании бесов из одержимой паломницы в монастыре режиссер рассказывает почти бесстрастно, задавая зрителю множество вопросов. Что есть истинная вера и есть ли границы у милосердия, что страшнее – нетерпимость или безразличие, как понимать свободу воли и как относиться к буквалистам от религии… Картина Мунджиу «За холмами» поражает свежестью взгляда на человека и его место в этом мире, заставляет задуматься об истинном человеколюбии.
Ну а по поводу картины самого мрачного европейского режиссера Михаэля Ханеке, думаю, мнения разойдутся, хотя и аплодировали ему горячо после показа. 80-летний Джордж, вняв ранее высказанным просьбам жены, оказавшейся прикованной к постели, не выдерживает ее мучений и совершает акт эвтаназии. Что это – подвиг во имя любви или страшный, несмываемый грех?! В ролях стариков, бывших учителей музыки – Эммануэль Рива («Хиросима, любовь моя!») и Жан-Луи-Трентиньян («Мужчина и женщина», «Конформист»). Драма теряющей здоровье, а потом и человеческий облик Анны и Джорджа, взявшего на себя роль сиделки, сыграна актерами так, что у мониторов во время пресс-конференции журналисты спрашивали друг друга, актеры ли это.
Фильм Сергея Лозницы, представляющий в конкурсе Россию, – копродукция с Латвией, Беларусью, Германией, Нидерландами. В этой психологической драме из времен войны, снятой по повести известного писателя Василя Быкова, несомненно, прозвучат и российские мотивы, слишком крепко спаяны были наши народы в те времена.
Русские мотивы явственно прозвучали на фестивале и вне этой ленты. В конкурсе «Особый взгляд», втором по значимости, состоялся показ фильма Дарежана Омирбаева «Студент», снятого по мотивам «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского. Действие драмы перенесено в наши дни и наполнено остросовременным содержанием.
Кинопоказы ежедневно проходят в нескольких кинозалах с 8.30 до поздней ночи. Кроме того, на фестивале происходит масса иных событий. Так, в американском павильоне актер Шон Пенн вместе с кутюрье Джорджио Армани провели благотворительный вечер в поддержку Гаити. В зале Бунюэль прошел урок музыки от Александра Деспла. Композитор, лауреат многочисленных премий написал музыку к трем фильмам из конкурса – «Королевство полной луны» Уэса Андерсена (фильм открытия), «Ржавчина и кость» Жака Одиара, «Реальность» Маттео Гарроне, а также к картине «Ренуар».

*   *   *
О работе Белорусского павильона рассказал заместитель гендиректора киностудии «Беларусьфильм» по производству Дмитрий Шелег:
– Белоруссия представляет в Каннах два фильма – впервые в основном конкурсе, совместно с Германией, Нидерландами, Латвией и Россией – «В тумане» Сергея Лозницы и вне конкурса «Одинокий остров» Петера Симма, совместно с Латвией и Эстонией. Фильм снимался на базе киностудии «Беларусьфильм», группа также была интернациональной. Сюжет объединяет несколько историй любви, которые в финале сплетаются воедино, и зритель понимает, как же все было взаимосвязано. Фильм сделан в европейском стиле, в несколько необычной манере, и смотреть его зрителям, уверен, будет интересно. Пройдет у нас презентация фильмов киностудии «Беларусьфильм», а также Белорусского видеоцентра.
Наш павильон работает в Каннах второй год, мы активно общаемся с коллегами из стран СНГ, но европейцы также частые гости. Например, англичане заинтересовались фильмом «Брестская крепость» и в целом проявили интерес к военной тематике, мы подготовили для них около 15 белорусских военных фильмов.  

Нина КАТАЕВА,
наш спецкор
Канны, Франция – Москва

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Замминистра обороны Беларуси: Иностранные наблюдатели приглашены на учения «Запад-2025»
  2. В Витебске прошел первый форум «Местная власть: совместная работа. Разговор о будущем»
  3. Ирина Костевич: Беларусь и Россия обмениваются опытом социального партнерства
  4. Постоянный комитет Союзного государства рекомендовал упросить гражданам Беларуси использование российских сим-карт
  5. Губернатор Белгородской области доложил Владимиру Путину о реализуемых мерах по поддержке участников СВО
  6. Проект о вкладе народов СССР в Победу представлен на «Славянском базаре в Витебске»
  7. Елена Богдан: Фестиваль социального кино «Общее житие» может стать изюминкой Союзного государства
  8. Ольга Бороненко: Основная задача союзных структур – обеспечить равные права граждан Беларуси и России
  9. В Витебске состоялось открытие второго международного фестиваля социального кино «Общее житие»
  10. Постоянный Комитет Союзного государства рассмотрел формирование бюджета
  11. Разработаны инновационные стратегии для укрепления сотрудничества стран Союзного государства
  12. Сергей Глазьев: Мы работаем над тем, чтобы наполнить «Славянский базар» интересным содержанием, основанным на традиционных ценностях
  13. Андрей Гурулев: Единое информационное пространство надо развивать
  14. Александр Казаков: Нам очень не хватает гуманитарного измерения Союзного государства
  15. Владимир Путин: «Славянский базар» вносит вклад в упрочение духовных связей народов

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН: «Славянский базар» - символ единения и дружбы братских народов.

Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России поздравил белорусов и россиян с Днями Союзного государства на "Славянском базаре".

Политика

Вячеслав ВОЛОДИН: «Славянский базар» - символ единения и дружбы братских народов.

Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России поздравил белорусов и россиян с Днями Союзного государства на "Славянском базаре".

МНЕНИЯ

Кто смотрит РПЛ, тот в цирке не смеется

Анатолий Заусайлов

Межсезонье в российском футболе выдалось на редкость скандальным

Не дрейфь, Гус Иванович, приезжай сейчас

Олег Зинченко

Известный тренер готов посетить Россию только когда наступит мир.

"Скорая помощь" оделась в противодронный каркас

Михаил Васильев

Трамп не понимает, в чем наглядное отличие российской армии от жовтоблакитных "воинов света"

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также