САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

«Шальная» благодать в женских душах

За 217 лет существования мануфактуры ее изделия получили высокое признание в мире – от Большого государственного герба на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896) и звания поставщика Императорского двора России, Гран-при Международной выставки в Париже (1937), Золотой медали Всемирной выставки в Брюсселе (1958), Призов Международных выставок в Дамаске (1961) и Лейпциге (1966) до Госпремии России имени И.Е. Репина (1981), Российской национальной премии – «Лучшая работа года в области дизайна «Виктория» (1997, 1999), Госпремии России в области литературы и искусства (2000), Премии Правительства России в области культуры (2010).

За 217 лет существования мануфактуры ее изделия получили высокое признание в мире – от Большого государственного герба на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896) и звания поставщика Императорского двора России, Гран-при Международной выставки в Париже (1937), Золотой медали Всемирной выставки в Брюсселе (1958), Призов Международных выставок в Дамаске (1961) и Лейпциге (1966) до Госпремии России имени И.Е. Репина (1981), Российской национальной премии – «Лучшая работа года в области дизайна «Виктория» (1997, 1999), Госпремии России в области литературы и искусства (2000), Премии Правительства России в области культуры (2010).

Выставки шалей и платков «Истоки» с успехом прошли едва не в десятке белорусских городов, когда группа художников мануфактуры с коллекцией «Наследие» номинировалась на премию Союзного государства в области литературы и искусства за 2011-2012 годы. Художников чествовали в Центре народных ремесел «Двина» на «Славянском базаре в Витебске». Сейчас в Беларуси, в рамках совместного проекта «Букет для славянки», проходит выставка павловопосадских шалей «Цветы России», художники вновь номинированы на эту премию.
А начинался промысел с шелковых шалей, производить шерстяные платки с красочным набивным рисунком начали лишь с середины XIX века. И до 1917 года рисовальщиками были исключительно мужчины. Сегодня мужчина один – главный художник Виктор Зубрицкий.  
– Выставка «Цветы России» в Раубичах под Минском открылась в конце января, это спортивная деревня, где находятся филиал Художественного музея Республики Беларусь и Музей народного искусства, – рассказывает Зубрицкий. –  Насколько она популярна, можно судить по выступлениям белорусских участников «круглого стола» по проблемам премии Союзного государства, который недавно прошел в Москве. Выставка продлится до конца апреля, и белорусские женщины, скажу вам, потеряли голову, они же не просто смотрят на изделия, но и покупают их. «Цветы России» – это наша часть большого совместного проекта «Букет для славянки». А белорусы из нашей платочной ткани сошьют костюмы по традиционному народному крою, их часть проекта называется «Возвращение к истокам». На данном этапе идет процесс обмена идеями, наши художники и белорусские мастерицы подпитывают фантазию друг друга, и мы надеемся,  что к «Славянскому базару» у белорусов будет готово не менее 30 костюмов.
А сколько за эти годы было теплых встреч!  В Бобруйске на выставку пришла женщина, заглянула посмотреть, ее заинтересовало название – «Истоки». Причем никогда в жизни она не носила платки, ее головной убор – беретка. Зашла, говорит, и обомлела – и вышла с выставки с шалью. «Когда я накинула ее перед зеркалом, ощутила необыкновенную благодать в душе и уже не смогла расстаться с ней», – призналась она. Ради таких признаний стоит устраивать выставки.
Два года назад провели выставки во всех крупных городах Беларуси, о первой за год договаривались с Могилевом. А когда пошли восторженные отзывы о неописуемой красоте наших шалей – и в прессе, и в людской молве, – директоры выставочных залов стали нас передавать из рук в руки: Бобруйск, Гомель, Лида, Молодечно, Гродно. Особенно тесная дружба завязалась с Любанью – городом-побратимом Павловского Посада.
– Наши платки приезжают покупать даже из Европы и Америки, – продолжает Виктор Зубрицкий. – Одно время очень нравилась иранцам моя «Рябина». Там гирлянды листьев без единого цветка, а по ним разбросаны гроздья рябины. И дополнены «вертолетиками», которые осенью, знаете, гроздьями висят на деревьях, а потом, крутясь, падают на землю. Долго я ходил и смотрел на них – «вот бы в платок», и нашел наконец решение. Так пробивать пришлось с боем, сомневались, брать в печать или не брать, но рискнули.
Жизнь у платков, надо сказать, разная – год, 10 лет, а то и столетие. Например, «Подкова», которую еще до революции создал Нил Постигов, – ярчайший пример гармонии в сочетании орнамента и рисунка. И созданная в 30-х годах прошлого века «Молитва» Константина Аболихина хорошо покупается. «Белые розы» Лидии Шаховской, которая творила в 50-х годах XX века, до сих пор не выходят из тиража. Пережили своих создательниц «Времена года» Златы Ольшевской и платок «Майя» Екатерины Регуновой.
Вместе с нашим платком, я уже говорил, благодать покрывает и голову, и душу женщины, потому что это не чисто утилитарный предмет, но еще и произведение искусства. На одной из выставок я заметил женщину, которая стояла в отдалении и не приближалась к платкам. «Что ж вы там стоите, – сказал ей, – идите ближе». Она подходит и говорит: «Искуситель, я не ношу ваши платки…» «А что тогда стоять?» –  думаю про себя. А она продолжает: «…но страстно их люблю. У меня пять ваших изделий, вот стою – выбираю, как бы шестое купить». А дальше серьезно так говорит: «Знаете, в жизни не всегда бывает все хорошо, иногда такая хандра нападет, просто тоска, вот в такие моменты я прихожу домой, беру чашечку кофе или чая, закутываюсь в одну из ваших шалей, сажусь в кресло и, вы не поверите, рождаюсь заново. Вот что такое ваши платки и шали для людей!» После таких слов и думаешь: «А ты сам-то готов родиться заново? То есть создать что-то новое? Для чего вообще ты живешь на этой земле?» Ты испытываешь настоящее  вдохновение и готов творить дальше.  
Беседовала
Нина КАТАЕВА
Фото из архива Павловопосадской мануфактуры

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин в Эрмитаже пошутил о «любви англичан пограбить» во время рассказа об Индии
  2. Латвия снова продлила усиленный контроль на границе с Беларусью до конца июня 2026 года
  3. Турчин и Мишустин по телефону обсудили совместные проекты Беларуси и России
  4. Трамп: Переговоры по украинскому урегулированию продолжаются и идут хорошо
  5. ПВО РФ за ночь и утро сбила 44 украинских беспилотника над несколькими регионами
  6. Токаев: Отношения России и Казахстана в 2025 году вышли на новый уровень
  7. Путин и Рахмон встретились в Санкт-Петербурге: обсуждение трагедии в Одинцове и сотрудничества в рамках СНГ
  8. Александр Лукашенко: В Беларуси планируют разместить не более десяти комплексов «Орешник»
  9. Беларусь и Россия совместно профинансируют экспорт на рынки третьих стран
  10. Беларусь и Россия обсудили дальнейшую кооперацию в сфере бронетанковой техники
  11. Мороз: Запуск третьего блока БелАЭС рассматривается на период 2035–2038 годов
  12. Владимир Путин: Страны СНГ укрепляют технологический суверенитет и формируют новые евразийские цепочки
  13. Владимир Путин провёл для лидеров стран СНГ экскурсию по Эрмитажу
  14. Владимир Путин: Страны СНГ поддерживают формирование справедливого многополярного миропорядка при центральной роли ООН
  15. Александр Лукашенко присудил премии «За духовное возрождение» и спецпремии деятелям культуры

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: Вызовы сплотили Россию и Беларусь

От наших усилий зависит не только будущее Союзного государства, но и судьба всего мира

Политика

Владимир ПУТИН: Верю в Господа, который никогда не оставит Россию

 Президент откровенно ответил на личные вопросы

МНЕНИЯ

Уроки Измаила

Анатолий Заусайлов

Дата 11(22 декабря) 1790 года навсегда вошла в нашу историю 

«Орешника не существует!»

Михаил Васильев

Так еще недавно говорили на Украине, но вдруг передумали

Западные СМИ показали очередную манипуляцию смыслами

Олег Зинченко

В этот раз спекуляция касалась последствий возможной блокады Калининградской области.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также