САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Кому улыбнется Фортуна?

Знаменитые песни, дошедшие до нас из глубины веков благодаря немецкому композитору Карлу Орфу, прозвучали в Доме музыки. Главный оркестр Москвы сумел погрузить зрителей в атмосферу средневековой мистерии, заставляющей задуматься о вечных вопросах Бытия.

Знаменитые песни, дошедшие до нас из глубины веков благодаря немецкому композитору Карлу Орфу, прозвучали в Доме музыки. Главный оркестр Москвы сумел погрузить зрителей в атмосферу средневековой мистерии, заставляющей задуматься о вечных вопросах Бытия.

Более 5 веков бенедиктинский монастырь Бойерн в Баварии скрывал в своих стенах уникальный образец средневековой поэзии. Это были произведения, написанные на латыни и средневерхненемецком языке еще в XIII веке. О том, что актуально и по сей день – о вине и женщинах, вкусной еде и азартных играх. О том, как засыпает природа с приходом зимы и снова оживает с первыми весенними лучами. О том, как быстротечна жизнь и как переменчиво настроение Фортуны.  
В XIX веке манускрипт был обнаружен, переведен на английский язык и опубликован. А в 1930-е годы ХХ века в нацистской Германии, где интерес к средневековой культуре был особенным, Карл Орф вдохновился на создание музыкального произведения на основе этих стихов. Он окрестил его «Кармина Бурана». Полное название звучало так: «Песни Бойерна: Мирские песни для исполнения певцами и хорами, совместно с инструментами и магическими изображениями».  Заглавное произведение «O Fortuna» знакомо многим – его мистический характер не раз вдохновлял кинорежиссеров и музыкантов, оно использовалось во многих современных проектах. «О Фортуна» звучала в картине Милоша Формана «Амадей».
В репертуар «Русской филармонии», которая существует с 2000 года, «Фортуна» вписалась органично. За 12 лет оркестр успел покорить зрителей умением вдохнуть новую жизнь в классику, сохранив при этом ее первозданный смысл. Работать с использованием новейших светопроекционных технологий «Русской филармонии» не в новинку – достаточно вспомнить светомузыкальное представление для детей «Сказка в русской музыке» и концертное исполнение оперы Верди «Аида», когда пространство зрительного зала на глазах трансформировалось во дворцы древнеегипетских фараонов.
Столь же профессионально оркестр подошел к исполнению «Кармины Бураны».  Сочетая звуковые и визуальные образы, «Русская филармония» смогла представить творение Орфа таким, каким видел его сам композитор, – как сценическое действо с декорациями. Благодаря современным технологиям «360 Project» и мастерской работе директора оркестра Гаянэ Шиладжян образы стали динамичными, о чем, пожалуй, Орф и не мечтал.
Каждая часть кантаты – это новая история и новые образы. Гремят литавры и барабаны, взмывают к высоким сводам зала звуки виолончелей, альтов и скрипок, а мощный хор, словно голоса предков, взывает к Ее Величеству Фортуне. А вокруг носятся мистические образы, созданные воображением Босха и  Дюрера. И крутится колесо Фортуны, поднимая одних к вершинам, а других – низвергая в пропасть. Затем, вслед за музыкой, зритель уносится на волшебную поляну, где беззаботные юноши и девушки пьяны от вина и любви. Мир чувственной красоты человеческого тела необычайно ярко передают картины Боттичелли и Микеланджело. А музыка и живопись, продолжая тему плотских утех, переносят нас на ярмарку, где прилавки ломятся от снеди и напитков, и скачут неуклюжие человечки Брейгеля. И прямо оттуда – в развеселый кабак, где трещит на огне праздничный гусь и пиво льется рекой. «Пьет хозяйка, пьет хозяин, пьет солдат и пьет священник», – поет хор. Но ничто не вечно, и все радости рано или поздно заканчиваются. Чему-то время тлеть, чему-то цвести – колесо вращается, жизнь идет по кругу. И концерт завершает все та же «О Фортуна».
И хотя понимаешь, что многие образы, сопровождавшие музыкальное и хоровое исполнение, относятся к эпохе Возрождения, ощущение диссонанса не возникает. Очевидно, ваганты, создавшие эти стихи, подобно своим соратникам из других эпох, опережали время и жили предчувствием новых идеалов. Пытаясь высвободиться от вериг средневековой морали, они словно рвались на запах грядущего Ренессанса, и это настроение очень точно передается исполнителями кантаты. Блестящее исполнение. Настоящий триумф.

Татьяна КУТАРЕНКОВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. ТАСС: Встреча делегаций России и Украины ожидается через несколько часов
  2. Парламентарии изучили итоги программ Союзного государства по обеспечению безопасности границ
  3. Переименовать Волгоград в Сталинград призвали Владимира Путина «Ветераны России»
  4. Владимир Путин предложил обсудить ситуацию с жильем для военных
  5. Сергей Лавров: Западу не нравится суверенность России, поэтому стремятся к ее поражению
  6. Россия одобрила открытие генконсульств Беларуси в Уфе и Казани
  7. Денис Мороз: Россия готова помочь Минску выбрать площадку для новой АЭС
  8. На обучение в Россию отправились военные Беларуси
  9. Глава Российского союза выставок и ярмарок высоко оценил Белэкспо
  10. Мария Захарова: Переговоры в Стамбуле перенесли на вторую половину дня
  11. Сергей Лавров назвал Зеленского жалким
  12. Мария Захарова: Позиция Москвы на переговорах по Украине изменилась
  13. Приглашаем на спортивный фестиваль-марафон «Zдоровая Молодёжь – будущее России»!
  14. Мария Захарова: Шаги Европы не позволяют ей претендовать на участие в переговорах по Украине
  15. Минобороны: ВС РФ освободили Новоалекандровку в ДНР

Парламентское Собрание

Вячеслав Володин - о павших героях: Пока мы помним - они живут с нами

Нет ни одной семьи в России, которую бы ни затронула Великая Отечественная войн

Политика

Преступникам и за границей ни спрятаться, ни скрыться

ГД усиливает ответственность россиян, нарушающих законы РФ за границей

МНЕНИЯ

Два друга – две судьбы

Андрей Удальцов

Неизвестные штрихи к портрету знаменосцев Победы

Город из стали

Кристина Воробьёва

Юные жители Волгограда попросили у Президента России вернуть их городу имя Сталинград

Дети мигрантов проваливают тестирование по русскому языку

Олег Зинченко

81 проценту заявителей вообще отказано в участии в процедуре.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также