САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Джаз в Коктебеле

Последнее время на всем постсоветском пространстве то там, то здесь как грибы после дождя появляются новые музыкальные фестивали. Некоторые из них также внезапно исчезают, как и возникли, но некоторые живут долго, закрепившись в своей нише. Украина – не исключение, более того, пожалуй, именно тут обилие фестивалей в их форматном разнообразии способно удовлетворить каждого. Главная задача музыкальных гурманов – следить за новостями, датами и поспевать ездить на эти музыкальные тусовки.

Последнее время на всем постсоветском пространстве то там, то здесь как грибы после дождя появляются новые музыкальные фестивали. Некоторые из них также внезапно исчезают, как и возникли, но некоторые живут долго, закрепившись в своей нише. Украина – не исключение, более того, пожалуй, именно тут обилие фестивалей в их форматном разнообразии способно удовлетворить каждого. Главная задача музыкальных гурманов – следить за новостями, датами и поспевать ездить на эти музыкальные тусовки.

Одним из самых заметных музыкальных фестивалей Украины стал «Джаз Коктебель», сумев обрести популярность и своего слушателя практически с самого своего основания в 2003 году. Название говорит само за себя. Во-первых, фестиваль в основе своей джазовый, хотя с каждым годом все более и более расширяет форматные рамки, включая в программу помимо джаза музыку вряд ли к нему близкую, но неизменно качественную и самобытную. Во-вторых, постоянной фестивальной локацией является Коктебель – давнее место обитания богемной публики еще с тех пор, как Максимилиан Волошин поселился здесь у подножия Кара-Дага.
Хорошая музыка, сплоченная команда, удачное место и время проведения – вот формула успеха «Джаз Коктебеля», которой он обязан долголетием. Фестиваль проводится ежегодно в середине сентября. Именно в тот момент, когда наиболее свежи воспоминания лета и очень хочется его продолжить. Как формулируют сами организаторы: «Джаз Коктебель» – это культурный вояж в бархатный сезон».
А еще «Джаз Коктебель» сегодня – это 3 полноценные сцены, более 50 концертов и десятки тысяч гостей. По-прежнему самой оригинальной площадкой фестиваля остается Волошинская сцена, расположенная в саду Дома-музея Волошина. Ее оригинальность – и в том, что не всякий Дом-музей на свои газоны впустит «чужих»; и в том, что джазовые звезды выступают на расстоянии вытянутой руки от публики; и в том, что в одной программе после мэтров на сцену выходят молодые музыканты и срывают не меньшие овации, чем «старики». Но всему есть объяснения. В конце концов это Дом-музей большого оригинала Серебряного века Максимилиана Волошина, раскрывшего его двери еще тогда «навстречу всех дорог», созданный им для общения и творчества. Во-вторых, сам джаз никогда не был музыкой официоза, а был скорее его оппонентом и насмешником. В этот раз здесь можно было погрузиться в магию музыки таких мировых грандов джазовой и импровизационной музыки, как Оливер Лэйк, Анна Кристофферсон, Абрахам Бертон, Юрий Кузнецов, Дэбби Дэвис, и многих других великолепных творцов.
Главной же фестивальной площадкой, по традиции, была самая масштабная NuJazz’овая сцена, построенная прямо на галечном пляже в конце длинной набережной за мысом Юнги. Именно тут происходили самые ожидаемые и громкие в прямом и переносном смысле музыкальные события фестиваля, слышные аж до дикого пляжа, на котором расположилась целая палаточная страна. Среди них и концерт безумно популярных Parov Stellar, и недавно воссоединившихся британцев Red Snapper, и польской этно-джазовой дивы Анны Марии Йопек, и уже завсегдатая фестиваля, безумно обаятельного Карла Фриерсона из De Phazz, и девушки-эльфа из Литвы Алины Орловой, и колоритного Billy’s Band’а из Питера, и, наконец, так называемого «неформатного» хэд-лайнера фестиваля группы «Аквариум». Кстати, как стало известно на пресс-конференции, Гребенщиков решил принять приглашение на «Джаз Коктебель-2011» после того, как ему разрекламировали фестиваль его друзья и коллеги по рок-цеху из группы «АукцЫон», выступавшие здесь в прошлом году.
Кроме уже известных широкой публике групп, на сцене NuJazz выступили не менее профессиональные и интересные музыканты, чьи имена фестивальная публика услышала впервые, но, как это случалось с большинством привезенных сюда команд, запомнила надолго. Это и потрясающий коллектив из Голландии The State of Monc – мужской квинтет во главе с харизматичным трубачом, сравнимым, пожалуй, по мощности с танком, а по энергетике – с целой электростанцией. И Kitchen Grooves из Германии, играющие, несмотря на свое происхождение, очень легкую и веселую музыку,  замешанную на свинге, джазе и латине, с заводной чернокожей вокалисткой. И The Postman of Nobel – группа, ведущая свое происхождение из Калуги, но перебравшаяся в 2009 году в Берлин, делающая очень качественную европейскую музыку. И Drum Ecstasy из Беларуси – четверо парней, играющих тяжелую танцевальную музыку с использованием трех барабанов, различных шумов на бас-гитаре, а в отдельных произведениях даже звуков и эффектов электропил и электродрелей.
В общем, музыкальная феерия длилась на сцене NuJazz с полудня и до глубокой ночи с небольшими перерывами между дневными и вечерними программами. На дневные концерты вход был бесплатным, при том что программа была так же, как и вечером, насыщена выступлениями талантливых групп. В основном на дневных концертах можно было в полной мере оценить профессионализм и разнообразие джазовых и «приджазованных» коллективов Украины и так называемого ближнего зарубежья. Это и яркий концерт «Пушкин Клезмер Бэнда», секрет популярности которого в том, что из еврейского, цыганского и одесского фольклора он сделал настоящий украинский world music. И концерт грузинско-украинского проекта Asea Sool, играющих чувственный этно-джаз. И легкая ню-джазовая музыка молодой московской группы Perfect Me, и художественный бардак Карла Хламкина и ОгнеОпаснОркестра, поливавших разгоряченную полуденным солнцем публику пивом со сцены, против чего, правда, особо никто не возражал.
А по ночам после вечерней программы, плавно перетекающей в ночную, публику угощали хорошими кинопоказами в рамках традиционной «Коктебельской Эйфории» – филигранно составленной кинопрограммой, которая в этом году порадовала поклонников не только классикой аргентинского кино (фильм «Танго»), но и допремьерными презентациями «Киев, я люблю тебя!» – фильма-продолжателя новой кинотрадиции признаний в любви мировым столицам, и самой, наверное, яркой и теплой украинской кинокартиной последних лет «Don’t Worry» Ганки Третьяк, тоже неразрывно связанной с музыкой.
Параллельно с главной NuJazz’овой сценой днем работала третья – Открытая сцена, на которой в основном молодые и перспективные музыканты могли показать себя и посостязаться друг с другом за право быть записанным знаменитой немецкой звукозаписывающей студией TRIXX. Ну а публика абсолютно свободно могла прийти и принять свое решение, кто лучший.
В общем, четыре дня фестиваля были необыкновенно насыщены великолепной музыкой. Она была разной, но неизменно хорошо исполненной и нескучной, и те, кто приехал на фестиваль, не купив предварительно билеты на концерты, должны были быстро ориентироваться на этой ярмарке музыкальных вкусностей. В итоге кто-то из крымской степи возвратился в свои городские джунгли, взяв на себя приятные обязательства вернуться в Коктебель в следующем году за новой порцией освежающей музыки; кто-то отправился автостопом дальше на переехавший из России в Крым фестиваль «Пустые холмы», а кто-то вообще, поддавшись фестивальной эйфории, решил остаться зимовать в Крыму, имея за спиной рюкзак со спальным мешком и палаткой. Вот такой он, этот «Джаз Коктебель», где царит дружеская атмосфера свободы, культурное общение и доброжелательное отношение друг к другу. Он помогает забыть о чуждой нашему существу суете обыденной городской жизни и становится каждый год отличным поводом, чтобы остановиться, посмотреть вокруг, увидеть красоту мира, ощутить гармонию жизни!
Елена БОЛДЫРЕВА,
собкор «СВ» в Киеве

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Следователи установили связь между террористами из «Крокуса» и Украины
  2. В Беларуси сократят количество базовых 10 классов
  3. Овечкин поддержал восьмилетнего мальчика Илью, попавшего под машину террористов
  4. Тысячу бюджетных мест выделят вузы Беларуси для россиян, сдавших ЕГЭ
  5. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  6. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  7. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  8. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  9. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  10. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  11. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  12. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  13. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  14. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР
  15. Кузнецова: Киевский режим активно вербует несовершеннолетних и рассылает сообщения с угрозами

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

Пора отправить в утиль прокисшие обязательства

Олег Зинченко

В Госдуме началось обсуждение отмены моратория на смертную казнь

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также