САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

От политиков до психоаналитиков

Великолепная Мостра считается старейшим и самым престижным мировым киносмотром. Он так и проходит – в спокойном ритме, без пафоса, со знанием дела. По традиции, здесь смотрят актуальное качественное кино, не отмеченное особой политизированностью.

Великолепная Мостра считается старейшим и самым престижным мировым киносмотром. Он так и проходит – в спокойном ритме, без пафоса, со знанием дела. По традиции, здесь смотрят актуальное качественное кино, не отмеченное особой политизированностью.

Правда, по иронии судьбы, в этом году фестиваль открылся фильмом Джорджа Клуни «Мартовские иды», в самом названии которого внимательный зритель услышит фанфары предвыборной гонки. Да, популярный голливудский актер, снявший уже три фильма, благосклонно принятых критиками, осуществил наконец экранизацию пьесы Бо Уиллимона «Фарагут Норт» и снял настоящий политический триллер. На пресс-конференции режиссер признался, что осуществлению его замысла некоторое время назад помешала победа Обамы, настолько в американском обществе все успокоились. Но год спустя, говорит, все снова «пришло в норму» и поводов для съемок циничного фильма о политике нашлось предостаточно.
Актер Роан Гослинг достоверно, со всеми нюансами, поведал историю молодого человека, который хотел быть честным в политике, но не устоял перед соблазном выгоды и оказался замешанным в грязном кровавом  фарсе. Тень Цезаря, убитого 15 марта – мартовские иды! – так и витает над фильмом, который в России увидят в начале следующего года. А в декабре картина, похоже, поборется за «Оскара», успехов ей!  
Проблематика американской жизни, надо сказать, оказалась в центре внимания зрителей в самом начале фестиваля. Так, на второй день была представлена картина Романа Полански «Резня» – классик кино недавно освободился из американских застенков и в экранизации пьесы Ясмины Реза «Бог резни» не мог не выразить свое отношение к американскому правосудию. По сюжету – один подросток неслабо ударил палкой по голове другого, зритель видит драку издалека и даже не различает лиц, зато потом, на протяжении полутора часов, в гостиной маленькой квартирки наблюдает разборки родителей подростков. И в том, как режиссер обозначил пары и как предписал им себя вести, зритель хорошо усматривает американское общество в миниатюре и четко прочитывает его авторское кредо. А пары таковы: родителей жертвы играют Джоди Фостер и Джон Си Райли, а обидчика – Кейт Уинслет и Кристоф Вальц. Поначалу они так хотят примириться и замять скандал, эти Лонгстриты – писательница и ее увалень-муж и Кауэны – успешный брокер с образцово завязанным шарфом и суперделовой адвокат, не перестающий решать проблемы по телефону. Но обсуждая драку детей, они невольно опускаются до выяснения отношений друг с другом, а потом и внутри семей – жены и мужья взаимно ополчаются друг на друга, а потом, объединившись по половому признаку, вступают едва ли не в драку. Виски – угощение набирало градус параллельно разборкам – делает свое дело. Кульминацией можно назвать красноречивый момент, когда героиню Уинслет, которой режиссер явно симпатизирует, постигает несварение желудка, и она извергает рвотные массы на бесценные книги на столе злобной писательницы, а потом долго в задумчивости, в обнимку с ведерком, ходит по квартире. Именно так завершает свое камерное кино про больное общество классик.
Вне конкурса были показаны еще два американских фильма. «Заражение» Стивена Соденберга – очередная страшилка про смертоносный вирус, погубивший одну шестую часть населения Земли, с целым набором звезд (Мэтт Дэймон, Кейт Уинслет, Гвинет Пэлтроу, Марийон Котийяр) и непременным хэппи-эндом. И мелодрама «W.E.» Мадонны – в основу фильма положена реальная история любви короля Великобритании Эдварда VIII, отрекшегося от престола ради женитьбы на американке Уоллис Симпсон.
*   *   *
Как всегда, на фестивале множество прогнозов – кто увезет «Золотого льва», кто войдет в тройку-пятерку фаворитов. По разным версиям, это «Опасный метод» (Германия) Дэвида Кроненберга и «То лето страсти» (Франция, Италия, Швейцария) Филиппа Гарреля. Кроненберг снял драматическую повесть о зарождении психоанализа – «опасного метода» лечения людей разговорами. В основе драмы – взаимоотношения Юнга (Михаэль Фассбендер) со своим учителем Фрейдом (Виго Мортенсен) и с бывшей пациенткой, русской еврейкой из Ростова Сабиной Шпильрейн (Кира Найтли). История основана на переписке ученых, очень активной и актуальной, которая была в их времена своеобразным Интернетом. Из нее становится понятной суть расхождений психоаналитиков во взгляде на сам «опасный метод», на жизнь, на любовь. Сабина, вернувшаяся в Россию и после революции ставшая крупным ученым в  области психоанализа, позволила Юнгу экспериментировать со своей любовью. И все это смогла пережить.  
А вот любовная драма «То лето страсти», в которой Филипп Гаррель снял Монику Беллуччи и своего сына Луи Гарреля, увы, разочаровывает. Прежде всего отсутствием самой страсти. «Не верю!» –  сказал бы Станиславский. В основном конкурсе привлек всеобщее внимание фильм итальянского режиссера Эммануэле Криалезе «Terraferma» – один из первых откликов на актуальные события на юге Италии. Вновь тема атак островов иммигрантами. В центре сюжета семья – мать с юным сыном и дед. И это им приходится осмысливать моральный аспект проблемы. Режиссер остро и смело, правда, пожалуй, с излишними сантиментами, задает вопрос – кто и как должен решать эту проблему?
*   *   *
Увы, даже по первым дням фестиваля нельзя не заметить, что документальный экран более зажигателен и содержателен, чем художественный, он заставляет думать. Вторым фильмом открытия, показанным вне конкурса, стала картина российского документалиста Виктора Косаковского «Да здравствуют антиподы!». Сам режиссер рассказывает, что идея фильма родилась у него из наблюдений за аргентинским рыбаком. Он подумал: а что если эту леску протянуть через центр Земли, кто там окажется, с другой стороны, на этом меридиане?! Антипод этого рыбака?.. Режиссер стал выбирать точки, в которых мысленно можно было бы Землю «проткнуть» насквозь. С сушей их оказалось всего четыре – слишком много воды на земном шаре. И вот под любимую музыку мест, в которых снимался фильм, режиссер показывает нам Землю, поворачивая ее прямо в кадре.
Познакомив нас с двумя чилийскими дорожными рабочими, удивительно красиво снятый домик которых станет лучшим рефреном фильма, он показывает их антиподов – тучу шанхайских мотоциклистов и велосипедистов, едущих куда-то с товаром под проливным дождем. А в это время работяги сидят у своей речки, любуясь закатом, и рассуждают о женщинах. Антиподом чилийских пастухов, вначале пасущих, а потом и стригущих овец, становится наш красавец Байкал. У мыса Горн живет собирательница морошки, поет себе в хоре с товарками, ждет редких минут встреч с дочкой, которая учится в интернате.
На Гавайях мы видим извергающийся вулкан и катящуюся лавину магмы, в Ботсване – потягивающихся обитателей джунглей, тигров и львов – они антиподы. В Испании у крохотного озерца замерла тропическая бабочка, а в Новой Зеландии несколько тракторов в течение нескольких дней хоронили тушу кита на берегу океана… Вывод из фильма один – до чего же мала планета и как похожи люди, населяющие ее.  
Россия представляет на Венецианском фестивале 4 картины. «Фауста» Александра Сокурова увидим 7 сентября. В программе авторского кино уже показали драму Ангелины Никоновой «Портрет в сумерках», которая на недавнем «Кинотавре» получила приз за лучшую операторскую работу. Это история женщины, подвергнувшейся насилию и пытающейся ответить своему обидчику. Фильм снят по сценарию Ольги Дыховичной, она же сыграла главную роль. А в «Горизонтах», где покажут 24 картины, прошел экспериментальный фильм Андрея Селиверстова «Бирмингемский орнамент». Картина будоражит сознание, заставляя соотносить главное и неглавное в собственной жизни, и уже этим хороша.
Вне конкурса покажут 19 картин, а всего в основной программе – 65 фильмов.

Нина КАТАЕВА,
наш собкор

Венеция – Москва

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Украинские СМИ: В плане Киева по урегулированию нет признания Крыма и Донбасса российскими территориями
  2. Метро продлит работу в новогоднюю ночь и переходит на праздничный график
  3. Оверчук: Индия остается надежным партнером России, несмотря на давление Запада
  4. ФОМ: Россияне назвали Владимира Путина человеком года
  5. Владимир Путин поздравил Алиева с днем рождения и отметил успехи Азербайджана
  6. Владимир Путин и Вячеслав Володин обсудили итоги «боевой и результативной» осенней сессии Госдумы
  7. Минобороны РФ: ПВО сбили 23 украинских беспилотника над несколькими регионами России
  8. Минобороны Беларуси: Цели для комплекса «Орешник» Минск будет определять сам
  9. Вячеслав Володин: Вызовы Запада должны сплотить депутатов и сделать работу Госдумы эффективнее
  10. Александр Лукашенко: Странам, ответственным за геноцид белорусского народа, должен быть предъявлен счёт
  11. Сергей Новиков: К мирной жизни вернулись около 167 тысяч ветеранов СВО
  12. Вячеслав Володин вспомнил, как был Дедом Морозом в школе, и призвал депутатов «начать с себя»
  13. Александр Лукашенко новым главам Генпрокуратуры и СК: Никакой «революционной борьбы», все вопросы — через выборы
  14. Александр Лукашенко проводит кадровый день: Новые назначения в Генпрокуратуре и Следственном комитете
  15. Александр Лукашенко утвердил госпрограмму инновационного развития Беларуси на 2026–2030 годы

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: Вызовы сплотили Россию и Беларусь

От наших усилий зависит не только будущее Союзного государства, но и судьба всего мира

Политика

За 2025 год Дума приняла 588 законов, в том числе 30 — на обеспечение СВО

Председатель Вячеслав Володин подвёл итоги работы Госдумы за уходящий год

МНЕНИЯ

Уроки Измаила

Анатолий Заусайлов

Дата 11(22 декабря) 1790 года навсегда вошла в нашу историю 

«Орешника не существует!»

Михаил Васильев

Так еще недавно говорили на Украине, но вдруг передумали

Западные СМИ показали очередную манипуляцию смыслами

Олег Зинченко

В этот раз спекуляция касалась последствий возможной блокады Калининградской области.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также