САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Пульс города


Выставка на Крымском валу была  приурочена  к 110-летию одного из самых своеобразных русских художников ХХ века – Александра Лабаса (1900-1983).  Свыше 150 произведений живописи, графики, эскизов, макетов, документов, личных вещей художника из собрания Третьяковки, Русского музея, ГМИИ  им. А.С. Пушкина, Театрального музея им. А.А. Бахрушина, а также из коллекции наследницы художника О.М. Бескиной-Лабас были представлены вниманию посетителей.

Выставка на Крымском валу была  приурочена  к 110-летию одного из самых своеобразных русских художников ХХ века – Александра Лабаса (1900-1983).  Свыше 150 произведений живописи, графики, эскизов, макетов, документов, личных вещей художника из собрания Третьяковки, Русского музея, ГМИИ  им. А.С. Пушкина, Театрального музея им. А.А. Бахрушина, а также из коллекции наследницы художника О.М. Бескиной-Лабас были представлены вниманию посетителей.

В 1930 году в Минске показывали большую сельскохозяйственную выставку. В центре павильона электрификации и механизации была установлена четырехметровая светящаяся «Электрическая Венера» Александра Лабаса – из дерева, металла и стекла. Она протягивала руку к щиту с измерительными приборами, уверенным жестом открывая рубильник. Скульптура была восторженно принята тогдашней критикой и объявлена чудом нового искусства.
Александр Аркадьевич Лабас родился в Смоленске. Когда маленькому Саше исполнилось 2,5 года, а его брату – 5, умерла их мать. И воспитание детей легло на плечи отца. Родиной отца Лабаса был Витебск. В раннем детстве будущий художник посетил этот город вместе с отцом и повидался там со своим 90-летним прадедом, а  также с дедом. В возрасте 12 лет Александр Лабас вместе с отцом и старшим братом переехал в Москву и поступил в Императорское Строгановское художественно-промышленное училище.
С конца 1917 года он занимается в Свободных художественных мастерских, где преподавали П.П. Кончаловский, В.В. Кандинский, К.С. Малевич. А.В. Лентулов. Это окончательно утвердило его творческую позицию. «Мы – ученики Кончаловского. Самое главное – живопись, – записывает художник в своем дневнике. – В живописи колорит – прежде всего. Ни в коем случае не строить на основе рисунка, светотени, не пользоваться цветом только как средством иллюстрации». Картины Лабаса отличает тонкий психологизм цвета, в чем обнаруживается влияние Кандинского. Женой Лабаса, когда художник, эмигрировав в Германию, преподавал в художественном институте Баухаус, была немецкая художница Леони Нойман, также ученица Кандинского. Многое роднит живопись Лабаса с искусством немецких экспрессионистов, но его экспрессионизм скорее лирический.
Как и другие художники-новаторы, Лабас поначалу восторженно воспринял Октябрьскую революцию, в 1919 году добровольцем ушел на Гражданскую войну, расписывал агитпоезда. В 1925 году он стал одним из основателей группы ОСТ (Общества станковистов), которое исповедовало традиционную идею станковой картины, хотя и облеченную в новые формы. В противовес «лефовцам» и «производственникам»,  которые призывали художников изготавливать только нужные в обиходе вещи.
Главной темой творчества Лабаса стала новая скоростная техника, он стремился передать восхищение человека от преодоления пространства на большой скорости. Одним из первых в мировом искусстве обратился к теме воздухоплавания. До него этим занимались только итальянские футуристы. А в отечественном искусстве есть один прецедент – композиция «Полет в аэроплане» О.В. Розановой.
В картине Лабаса «Дирижабль и детдом» все представлено в ликующем розовом цвете. Но художник прекрасно осознавал и оборотную сторону этого процесса. Однажды он пережил авиакатастрофу. 12-местный «Доронье», летевший рейсом из Москвы в Харьков, упал в лесной массив, а затем в озеро. По счастливой случайности никто из пассажиров не погиб. Все они возвращались домой поездом. И лишь один Лабас летел в самолете. Одна из картин художника так и называется – «В авиационной катастрофе».
Лабас показывает разные виды скоростного движения – в самолете, на дирижабле, на пароходе, в поезде, в автомобиле, в метро. Две картины с изображением эскалатора экспонируются на выставке. Первая написана в 1935 году, когда в Москве открылась первая линия метрополитена, вторая – почти 40 лет спустя. Второй эскалатор похож на изящную вертикальную башню,  своим «шпилем» устремленную в небо. В середине 30-х годов художник начинает работу над сериями «Города  будущего» и «Жители отдаленных планет», где под влиянием идей Циолковского и Федорова трактует проблему переселения разрастающегося населения Земли на другие, пригодные для жизни планеты.
Особое место на выставке занимает раздел «Путешествия». В 1928 году художник побывал в Белоруссии. Минский театр пригласил его оформить спектакль по пьесе немецкого писателя Эрнеста Толлера «Гопля, мы живем!». Неожиданно для Лабаса премьеру было решено показать в Витебске. Так художник вновь оказался на  родине предков. Результатом этого посещения стала картина «Город на Западной Двине», проникнутая гармоническим ощущением торжественного и величавого покоя. Голубизна утреннего неба отражается в бликах на крышах и фасадах невысоких домов, стоящих вдоль тихой и чистой улицы. В 1976 году работа была приобретена Русским музеем. Именно в 1976 году с художника были окончательно сняты обвинения в «формализме», выдвинутые в середине 30-х. И в выставочном зале Союза художников СССР на Кузнецком мосту впервые после долгого перерыва была показана его персональная выставка. В 1981-м четыре картины Лабаса экспонировались на выставке «Москва – Париж, Париж – Москва» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Нынешняя ретроспектива в Третьяковке – самая представительная из выставок художника.
Центральное место в экспозиции занимает «Электрическая Венера». Сама статуя не сохранилась. Трудами сотрудников Третьяковской галереи она была реконструирована на основе фотографий, документов, набросков. «Наша гордость», – говорит о работе куратор выставки Любовь Пчелкина. Название «Венера» символизирует восхищение художника перед красотой чудо-техники.
«Мы вглядывались пристально в настоящее и представляли фантастику будущего, – писал в своих воспоминаниях Александр Лабас. – Я стремился передать жизнь современного города. Его внутренний пульс, романтику, поэзию, почувствовать хорошо знакомые и вместе с тем не разгаданные – Движение и Скорость». Лабас был художником, устремленным в будущее, и это будущее принесло ему заслуженное признание.

Владимир
СОКОЛОВСКИЙ,
член Ассоциации
искусствоведов

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Во время теракта в «Крокусе» погиб участник СВО Тимур Мясников
  2. На Украине произошла новая волна атака на энергообъекты
  3. Марина Василевская и Олег Новицкий записали обращение участникам форума «Союзное государство. Научный прорыв»
  4. Гайдукевич: цинизм властей в отношении детей зашкаливает
  5. В Москве открылся экспертно-медийный форум «Союзное государство. Научный прорыв»
  6. Лавров заявил, что обсуждения легитимности правления Зеленского скоро может не потребоваться
  7. Ещё один гражданин Беларуси, пострадавший при теракте в «Крокусе», умер
  8. Силы ПВО ликвидировали 15 снарядов РСЗО Vampire над Белгородской областью
  9. Следователи установили связь между террористами из «Крокуса» и Украины
  10. В Беларуси сократят количество базовых 10 классов
  11. Овечкин поддержал восьмилетнего мальчика Илью, попавшего под машину террористов
  12. Тысячу бюджетных мест выделят вузы Беларуси для россиян, сдавших ЕГЭ
  13. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  14. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  15. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

США-то про ИГИЛ* фуфло толкали

Олег Зинченко

С государством покрывающим террористов, теперь надо говорить только на блатном сленге, так как человеческой речи они не достойны

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также