САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Под восходящим полумесяцем…

Постановка «Князя Игоря» питерским режиссером Юрием Александровым вызвала много разнотолков среди музыкальных критиков. В самом деле, явившись на московской сцене после 10-летнего отсутствия и в таком радикальном обличье, одна из самых любимых зрителем русских опер не могла никого оставить равнодушным. Юрий Александров в содружестве со сценографом Вячеславом Окуневым – оба мировые знаменитости – и с опытным дирижером Евгением Самойловым поставили актуальный спектакль, полный жизни и аллюзий с современностью.

Постановка «Князя Игоря» питерским режиссером Юрием Александровым вызвала много разнотолков среди музыкальных критиков. В самом деле, явившись на московской сцене после 10-летнего отсутствия и в таком радикальном обличье, одна из самых любимых зрителем русских опер не могла никого оставить равнодушным. Юрий Александров в содружестве со сценографом Вячеславом Окуневым – оба мировые знаменитости – и с опытным дирижером Евгением Самойловым поставили актуальный спектакль, полный жизни и аллюзий с современностью. Разумеется, опера идет не в классическом варианте, в котором ее услышали зрители Мариинки в 1890 году. Композитор Бородин, что интересно, химик по профессии, писал ее 18 лет и все-таки не успел закончить. Дописали оперу его друзья – композиторы Глазунов и Римский-Корсаков. И в версии Александрова опера подверглась сокращению прежде всего в сцене половецкого акта и в финале. Что совершенно оправданно, на мой взгляд, для «новой» оперы.
Режиссер помещает спектакль в роскошное сценическое пространство, оформленное Вячеславом Окуневым. Декорации такой красоты трудно припомнить. В первой сцене в Путивле, тревожащем зрителя своими красно-коричневыми храмами, нездоровым народным разгулом, кичливым поведением князя Игоря (Сергей Артамонов), решившим идти на половцев, несмотря на солнечное затмение, возражения Старца (Дмитрий Потанин), четко заявлено о смутных временах на Руси, о кризисе власти, о народе, забывшем Бога. Нет мудрого былинного богатыря князя Игоря, хотя внешне Сергей Артамонов именно таков и прекрасно поет – есть смятенный властитель, обуреваемый «шапкозакидательскими» настроениями и не справляющийся с ситуацией, обрекающий на погибель свой народ. Неожиданно новую мотивацию обретает фигура бесчестного, беспардонного князя Галицкого, брата Ярославны (Сергей Тарасов), мечтающего «дождаться чести на Путивле князем сести» и «поубавить казну» народу. Увы, эти образы не сочинены режиссером – само время выявило их таковыми в партитуре оперы. В зале иронично посмеиваются, но и глубоко задумываются. Композитор Бородин нежданно становится  нашим современником. Сцена в стане Кончака (Владимир Кудашев), который,  по предположениям, базируется в районе Ростова-на-Дону, роскошна и одновременно пугающа. Кажется, все золото мира в руках у этого хищного половца. Он и выезжает как римский император – на колеснице в виде когтистой орлиной лапы. Неподалеку от колесницы шествует слуга с таким же когтистым охотничьим соколом на руке. Кончак пытается пленять пленного князя. Планы у него далеко идущие – шустрая Кончаковна, любимая дочь (Александра Саульская-Шулятьева), по уши влюблена во Владимира Игоревича (Алексей Татаринцев).
Кончаковский стан представлен в эклектике Востока, покорившего весь мир. Здесь хищные половцы, изукрашенные черепами, оставшиеся в спектакле без знаменитых плясок – миманс не восполняет пробел, абстрактные восточные красавицы на любой вкус, борцы сумо, фестивальные венецианские маски и существа с картин старых мастеров. Возможно, слишком пестро и зловеще, но если смотреть как на предупреждение о «восточных тонкостях» – то в самый раз. Игорь слабо сопротивляется, размышляя о предложении Овлура (Марат Гареев) бежать, а когда на него, изрядно подвыпившего, напяливают восточный халат и шапку, отороченную мехом, и вовсе начинает приплясывать под дудку половцев. Не убеждает и знаменитая ария князя «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Самая тошнотворная сцена в спектакле. «О горе тебе, Русская земля!» – восклицает вслед за летописцем зритель. Но неправы те, кто не видит надежды в этом спектакле, резко бичующем как времена XII, так и XXI века. На авансцене перед
пьяненьким Игорем, не вызывающим никаких чувств, кроме горького стыда, у тех, кто его видит, безмолвно, не повернув в сторону князя головы, проходит Старец, и того пронзает молния озарения.
Роль нравственного столпа спектакля, силы, которая все уравновешивает и дает надежду зрителю, отведена той самой Ярославне из «Слова о полку Игореве», по мотивам которого и написано либретто оперы самим Бородиным  при участии В.В. Стасова. В исполнении Елены Поплавской это настоящая русская женщина, символ любви, верности, красоты, которой и сегодня очаровываются представители сильного пола во всем мире. С истинно христианским терпением она преодолевает все – неразумность и залихватство супруга, разнузданность и чванливость брата, ненадежность бояр, обещавших отстоять Путивль от очередного набега. Сцена с хорами бояр «Мужайся, княгиня» и «Нам, княгиня, не впервой» очень драматична в спектакле. Ярославна разделила горе и нищету со своими подданными. И дождалась беглеца в рубище – обнявшись, бредут они с князем по спаленной Руси, под мрачными небесами, на фоне безмолвных фигур русичей в погребальных одеждах, на которых фосфоресцируют кресты.
Финальный дуэт князя и Ярославны, обычно вызывающий в воображении зрителя эпические радостные картины, звучит в этом беспросвете. В довершение ко всему над сценой восходит огромный зловещий полумесяц. Растет, ширится и превращается в земной шар. Понимайте как знаете. А для меня финальный хор поселян, изумительно красивый по звучанию, светлая, возвышенная, окрыляющая музыка сама в себе таит надежду на доблесть души человека, которая рано или поздно сделает так, что добро возобладает над злом и окрасит мир в цвета радости. Считаю «Князя Игоря» деятельным спектаклем, и свою работу в умах и душах зрителей он уже активно проводит.

Нина КАТАЕВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Медведев предложил ужесточить наказание для иноагентов
  2. Головченко назвал главную задачу, поставленную Лукашенко перед властью
  3. Совфед назначил Ирину Подносову председателем Верховного суда РФ
  4. В Госдуме просят генпрокуратуру и ФАС взять на контроль цены на стройматериалы в затопленных регионах
  5. Путин заявил о высоком риске возникновений новых эпидемий в мире
  6. В Чернигове прозвучали взрывы
  7. Павел Дуров рассказал Такеру Карлсону, что спецслужбы США пытались завербовать его сотрудника
  8. Белорусские депутаты призвали мировые структуры отреагировать на снос памятников советским солдатам
  9. Россия приглашена на празднование 80-летия высадки союзников в Нормандии
  10. Закон об ужесточении мобилизации на Украине подписан Зеленским
  11. Более пяти миллионов туристов из России посетили Беларусь в 2023 году
  12. В суд Москвы поступил административный протокол на Ивлееву за дискредитацию ВС РФ
  13. Путин поговорил по телефону с президентом Ирана Раиси
  14. Рогов сообщил о покушении на депутата в Запорожье
  15. Первый туристический информационный центр Союзного государства появится в Смоленске

Парламентское Собрание

Артем Туров рассказал о развитии транспортной инфраструктуры в Союзном государстве

Сегодня в Минске стартовал Второй белорусско-российский туристический конгресс

Политика

Владимир Путин и Александр Лукашенко: Без России мирный процесс невозможен

Президенты провели в Кремле обширные переговоры, встретились с космонавтами, вернувшимися с МКС, и поздравили с золотой свадьбой чету оленеводов с Ямала.

МНЕНИЯ

Тарелкины пельмени

Юлия Новицкая

Космонавтам на орбите очень не хватает свежих фруктов и овощей

Победа - для героев, а не для жлобов

Олег Зинченко

Мирные переговоры враг должен выстрадать, ну или заслужить

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих?

Сергей Андреев

Жители поселка под Оренбургом спасли свои дома от большой воды. Собственными силами они построили дамбу, которая отгородила улицы от потопа

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также