Ольга ГЕРМАНОВА: Куряне достойно вынесли все испытания
Представитель многострадального региона поделилась воспоминаниями о темных днях Курщины и поблагодарила братский народ Беларуси
ТРИ ДНЯ БЕЗ СНА
Что могло быть важнее для любого жителя Курской области в уходящем году, чем освобождение малой родины от укронацистской оккупации? Ольга Германова, которая возглавляет Комиссию ПС по науке и образованию, Курскую область представляет в Госдуме. Эти 264 дня стали тяжелым испытанием и для нее тоже. Она дежурила в штабе общественной поддержки. Помогала людям с разными вопросами – от потери документов до выплаты пособий, занималась гуманаркой.
- Вы помните свои первые эмоции после вторжения?
- Шестого августа 2024 года я, как и все остальные куряне, мало понимала, что происходит. Мы даже не могли поверить, что враг зашел на нашу территорию. Но реальность брала свое. Я как раз была в это время в Курской области. Принимала наших растерянных людей, которые в чем были, в том и бежали из родных домов – в сланцах, в халатах. Без документов, без ничего… Многие оставили дома котов, собак и других животных в вольерах - рвались назад. Иногда мы не знали, как отвечать на вопросы людей. И это было время самого сильного эмоционального потрясения для меня.
- Но работа, тем не менее, шла.
- Первые три дня мы практически не спали, очень быстро перестраивались. К примеру, наши вузы ожидали студентов с первого сентября, уже для этого подготовили общежития. И мы в срочном порядке стали распределять людей в эти общежития. Для части земляков проблема с временным жильем была решена.
С ОТКРЫТЫМ СЕРДЦЕМ
- Как скоро начала поступать гуманитарная помощь?
- Буквально сразу. Вот здесь мы воочию увидели, что такое менталитет российского народа. Сами куряне распахнули свои шкафы и понесли вещи тем, кто больше нуждался. Кто-то делился едой, а кто-то даже приютил людей у себя дома.
Ну, а потом пошли гуманитарные конвои уже со всей страны. И в эти дни у нас были все равны. Депутаты, замгубернаторы, доктора, профессора. Все стояли на сортировке, формировали пакеты, кто-то стоял на выдаче. Это был один из самых напряженных периодов.
Потом систему отработали, к нам поехали студенты со всей России, волонтеры. «Движение первых», «Молодая гвардия» … Сейчас все четко отработано. Гуманитарная помощь поступает и распределяется в рабочем режиме.
- Вы неоднократно говорили о помощи со стороны Беларуси.
- И всегда буду об этом говорить. И организации «Белая Русь», «Женщины Беларуси», и многочисленные предприятия. Мне кажется нет ни одного района Беларуси, который бы не направил гуманитарную помощь на территорию Курской области. От одежды и предметов первой необходимости до бытовой техники. Куряне очень признательны белорусскому народу.
УЧАСТКИ ОСТАЛИСЬ ЗА БЕЖЕНЦАМИ
- Тогда нужно было срочно решать по мерам поддержки.
- На службу социальной защиты пала огромная нагрузка. Именно они, а в основном сотрудники – женщины, формировали личные дела на оказание первоочередной помощи в 10-15 тысяч, а потом 150 тысяч за утрату имущества. За короткое время сформировали тысячи дел. Чиновников ругают, а они сделали работу за пределами человеческих возможностей.
Большой вклад внес губернатор Александр Хинштейн. Он создал координационные советы, пригласил лидеров общественного мнения с каждого приграничного района и по пять-шесть часов отрабатывал ключевые вопросы, в том числе по выдаче жилищных сертификатов. Многие уже получили их, обзавелись новым жильем.
- Раньше при получении сертификата покинутые участки отчуждались в пользу государства.
- Я была одним из авторов закона, о том, чтобы вернуть отчужденные участки и то, что на них уцелело. А уцелело, как вы знаете, очень немногое. Люди хотят вернуться на Родину и надо дать им такую возможность.
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ХАРЬКОВ – РУССКИЙ ГОРОД
Не всех украинцев оболванила русофобская пропаганда
- Что почувствовали, узнав об освобождении?
- Вероятно то же, что чувствовали советские люди при известии об освобождении от фашистов Белгорода и Орла, когда были первые салюты. Массовых гуляний не устраивали, конечно – это сейчас опасно. Везде вражеские дроны, вы понимаете. Да и упорные бои еще в самом разгаре, хоть и уже на их территории – в Сумской области. А после Сум – Харьков, это наш русский город. У меня там очень много друзей.
- У вас с ними есть связь?
- Да, есть. И они говорят: «Ну, Бог даст, скоро встретимся». Не теряют надежду на то, что справедливость восторжествует и русских восстановят в правах. Я ведь жила на границе. У нас граница эта проходила по одной из улиц. Левая сторона - Россия, правая - Украина. И вы думаете, кто-то эту границу там соблюдал? Жили единым миром. Там мосточек был через речку, который каждую весну вода сносила. И его всегда восстанавливали: один год российская сторона, другой – украинская.
Как же нужно было переформатировать сознание людей после переворота, чтобы довести до нынешнего состояния?! К счастью, не всех. И я верю, что мы вернемся к прежним отношениям.
- Но пока нужно победить преступный режим, который, по вашим же словам, уничтожил большое количество культурных памятников на Курщине.
- К сожалению, это так. Мы создали «Белую книгу» с перечнем этих памятников. Их около восьмидесяти. Эти нелюди били прицельно по домам культуры, образовательным учреждениям и храмам. Целили туда, где воспитывается душа и формируется сознание людей. Ничего, мы все восстановим и отреставрируем.
Варвары не все смогли уничтожить. Уцелел дом нашей суджанской писательницы, из-под пера которой вышло около двадцати книг о людях Суджи. Там тысячи фотографий! И в том числе с их помощью будем воссоздавать историю Суджи.
ПЛАНЫ
УТОЛЯЕМ КАДРОВЫЙ ГОЛОД
Молодые ученые – одна из гарантий суверенитета наших стран
- Как оцениваете работу своей Комиссии ПС по науке и образованию в этом году?
- Это был первый год, который я проработала в должности председателя. Один из главных приоритетов, который мы для себя определили - вовлечение молодежи в научную деятельность. Ведь был период, когда юные очень неохотно шли в эту сферу. Минимальный процент. А ведь только молодые ученые могут сформировать научный потенциал страны, без которого суверенитет немыслим. Нужна программа их материальной поддержки. Одно из заседаний как раз провели в академгородке в Новосибирске. Пока это еще не дорожная карта для двух стран, но мы работаем в этом направлении.
- Какие еще вопросы?
- И в Беларуси, и в России остро стоит вопрос подготовки рабочих кадров. Его мы будем рассматривать на ближайшем заседании. Как решать проблему? Нужно вовлекать предприятия в этот процесс. Кто, лучше самого предприятия, подготовит себе необходимых специалистов? Опыт такой есть. Мы его изучим и разработаем рекомендации.
И еще одно направление – организация летнего отдыха детей. Я этим долго занималась и, без ложной скромности, компетентна в этом вопросе. Уверена, что лагеря отдыха не должны считаться готовыми к приему детей, если в программу отдыха не включены воспитательно-патриотические мероприятия.
МЕЧТА СБЫВАЕТСЯ
ТЕЛЕСКОП ПОД ЕЛОЧКУ
Маленькие куряне получили подарки на Новый год
- Расскажите, пожалуйста, о своем участии в акции «Елка желаний».
- Я сняла с елки два шарика с пожеланиями ребятишек. Один из них шестилетний мальчик из моего округа, Глушковского района. Сейчас они с семьей временно живут в Московской области. Он захотел телескоп. Я, конечно, очень хочу, чтобы он достиг звездных высот.
А восьмилетняя девочка из Суджанского района, села Махновка – он на самой границе, попросила игрушечную кухню. Мы добавили к этому кулинарные книги, путь вырастит хорошей хозяйкой. Ее семья уже купила по сертификату новый дом в Курской области вместо разрушенного. Так что у них сразу два праздника – и Новый год, и новоселье.



MAX