САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

112 лет на службе у столицы

7 апреля исполнилось 112 лет московскому трамваю – самому старому виду общественного транспорта в Москве.
Почему некогда он был так популярен среди москвичей и что происходит с ним сегодня?
Само слово «трамвай» имеет иностранное происхождение: в переводе с английского языка «tram» означает «вагон», а «way» – путь. Вагон, следующий по пути, – в целом это отражает суть трамвая. Однако первоначально это название имел не привычный для нас электрический трамвай, а его прямая прародительница – конно-железная дорога, или, в просторечии, конка.

7 апреля исполнилось 112 лет московскому трамваю – самому старому виду общественного транспорта в Москве.
Почему некогда он был так популярен среди москвичей и что происходит с ним сегодня?
Само слово «трамвай» имеет иностранное происхождение: в переводе с английского языка «tram» означает «вагон», а «way» – путь. Вагон, следующий по пути, – в целом это отражает суть трамвая. Однако первоначально это название имел не привычный для нас электрический трамвай, а его прямая прародительница – конно-железная дорога, или, в просторечии, конка.

Широко распространившаяся во второй половине XIX века в ряде крупных городов России, она представляла собой экипаж, который двигался по рельсам при помощи пары-тройки лошадей, управлявшихся кучером, и курсировал по заранее утвержденному маршруту. Это был своего рода переходный этап от карет и экипажей к городскому трамваю. В то же время этот вид транспорта имел и свои неудобства: так, первоначально у него не было остановок, пассажиры вскакивали в вагоны «на ходу», а для выхода просили кучера несколько замедлить ход. Соответственно, и скорость движения была низкой.
Бурное промышленное развитие Москвы на рубеже XIX-ХХ веков, расширение ее территории, активная застройка и рост населения – все это способствовало увеличению потребности горожан в удобном и быстром общественном транспорте. Конно-железная дорога уже не могла удовлетворить всех запросов москвичей, что ускорило появление новой разновидности общественного транспорта – электрического трамвая.
Регулярное движение первого московского трамвая по загородной линии от Бутырской заставы до Петровского парка открылось 26 марта (7 апреля по новому стилю) 1899 года. Вагоны курсировали с 8 часов утра до 8 часов вечера, билет стоил 6 копеек. Этот день, 7 апреля, считается официальным днем рождения трамвая в Москве. В июле того же 1899 года первая линия, получившая название Долгоруковской, была продлена до Страстного монастыря, а также открыта вторая, названная Петровской – от Петровского дворца до Тверской заставы.  В 1912 году использование конки было окончательно прекращено, а электрический трамвай стал главным видом общественного транспорта, завоевавшего симпатии большинства москвичей. Новые линии были проведены в Сокольники, Марьину рощу, к Преображенской и Семеновской заставам, в район Грузинских улиц. Вскоре стало возможным не только связать окраины с центром, но и окраины между собой – с помощью создания диаметральных маршрутов (например, между Семеновской заставой и Георгиевской площадью). В 1907 году появилась и первая кольцевая линия, движение по которой начиналось от Тверской заставы, возле Белорусского вокзала. В дальнейшем расширение сети трамвайных линий в Москве продолжалось вплоть до 1914 года.
Остановившееся в годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны строительство трамвайных путей было возобновлено в 1923 году, когда оказалась проложена новая линия в Останкино. В дальнейшем трамвай, несмотря на появление автобуса, а в начале 30-х годов и троллейбуса, продолжал быть основным видом общественного транспорта столицы. Вторая половина 1920-х годов и первая половина 1930-х годов трамвайными путями были охвачены Бульварное и Садовое кольцо, главные улицы и магистрали столицы, а также ее окраины. После 1935 года, когда у трамвая появился такой мощный конкурент, как метро, были разобраны некоторые линии, дублировавшие первые ветки подземки. О том, какую значительную роль в повседневной жизни москвичей играл трамвай, какие истории и случаи здесь происходили, сохранилось немало свидетельств в литературе: Ильф и Петров в «Золотом теленке» описали знаменитые трамвайные ссоры и склоки, в сатирической форме высмеяв быт 20-30-х годов. Михаил Зощенко шутливо рассказал о тяжелой профессии кондуктора в рассказе «Не надо иметь родственников». Михаил Булгаков в одной из сцен «Мастера и Маргариты» попытался поместить Кота-Бегемота в «Аннушку». Осип Мандельштам сочинил шуточное детское стихотворение «Клик и Трам», одушевив два трамвая и сделав их двоюродными братьями. Нельзя не вспомнить и самого известного в русской литературе трамвайного кондуктора – Константина Георгиевича Паустовского, который перед Первой мировой войной служил трамвайным кондуктором и оставил об этом периоде своей жизни воспоминания.
В московский фольклор прочно вошел знаменитый трамвай маршрута «А», следовавший по Бульварному кольцу, которое также называлось «кольцом А». Москвичи шутливо прозвали этот трамвай «Аннушкой». Появившись впервые еще в 1911 году, он не раз менял свой путь следования: первоначально его основной трассой было Бульварное кольцо и набережные (Пречистенская, Кремлевская и Москворецкая), затем часть маршрута была перенесена на другую сторону Москвы-реки, в 1930-е годы он утратил «кольцеобразность», а потом и вовсе претерпел существенные изменения. Сегодня трамвай «А», один из ветеранов трамвайного дела Москвы, курсирует между Калужской площадью и станцией метро «Чистые пруды».  
В прежние годы существовала еще одна разновидность трамвая – грузовой трамвай. Началось все с почтовых вагонов, которые курсировали между Почтамтом на Мясницкой улице и главными московскими вокзалами. Вскоре схожим образом оказались связаны между собой промышленные предприятия, склады и магазины в пределах города – грузовой трамвай осуществлял подвоз и развоз грузов. Особенно востребованным такой вид транспорта был во время Первой и Второй мировых войн. С 1950-х годов грузовой трамвай начал уходить с улиц Москвы, а в 1972 году окончательно исчез.
С начала 1980-х годов городской трамвай в Москве начинает терять свой статус. Падение былой популярности началось уже после войны, однако долгое время трамвай оставался одним из основных средств общественного транспорта. Его вывод из центра начался еще в 1950-х годах, но на окраинах господство трамвая сохранялось. Последняя линия была построена в 1982 году в районе Строгино – с этого времени и по сей день трамвайная сеть в столице только сокращается. В 90-х и начале 2000-х годов многие улицы столицы утратили свои трамвайные линии. Закрыта линия на проспекте Мира, практически лишилась трамвая Пресня, в 2004 году сняты рельсы с Ленинградского проспекта. В 2007 году едва не было закрыто трамвайное депо им. Апакова, что должно было повлечь за собой ликвидацию трамвая на Шаболовке, – к счастью, осуществление этого проекта было отложено. В 2008 году – снова ликвидация, на этот раз одной из самых старых трамвайных линий города – на Лесной улице.
Но повод для оптимизма в отношении столичного трамвая все же есть. Эксперты считают, что он не только может быть сохранен, но и должен получить новый импульс к развитию.
– В данный момент положение трамвая в Москве несколько лучше, чем было 5 или 10 лет назад, – считает координатор общественного движения «Архнадзор», историк московского транспорта Юрий Егоров. – Сейчас о трамвае все больше стали говорить как о перспективном виде общественного транспорта. В чем-то это вызвано результатами многолетней практики уничтожения трамвая – ни на одной улице, где был убран трамвай, легче ездить не стало. С другой стороны, все европейские страны развивают трамвайные системы. Из всех видов городского наземного транспорта только трамвай имеет возможность движения по полноценной выделенной полосе – для этого достаточно использовать обычный железнодорожный путь без дорожного покрытия. Для Москвы переход к развитию трамвая может позволить в ближайшие несколько лет существенно решить проблему пробок пусть даже не в масштабах города, но в каких-то частях. Для этого требуется провести комплекс мероприятий, часть из которых уже озвучена новым руководством города, часть – пока нет. Отдельная проблема – подвижной состав и пути. У нас очень мало низкопольных трамвайных вагонов, нет двусторонних вагонов – пока это все существует в основном в виде опытных образцов.  
Немаловажную роль в сохранении трамвая сыграло появление крупного общественного движения «Москвичи за трамвай», предложившего свои варианты развития сети городского общественного транспорта в столице и призвавшего остановить разрушение трамвайных и троллейбусных линий.
Судьба московского трамвая сегодня внушает опасения. Но не будем торопиться сбрасывать трамвай с корабля современности. Все же есть надежда, что «Аннушка» и ее железные коллеги сохранятся на улицах современной Москвы и смогут еще послужить городу на славу.

Никита БРУСИЛОВСКИЙ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: Главное преимущество человека перед ИИ — умение работать в команде
  2. Владимир Путин выступил за расширение доступа к бесплатному образованию и поручил помочь худшим вузам и колледжам
  3. Владимир Путин призвал губернаторов назначить ответственных за кадровую политику в регионах
  4. Владимир Путин: Кадровые вопросы — фундамент развития России и ключ к реализации нацпроектов
  5. Умерла народная артистка России Вера Алентова
  6. Владимир Путин объявил 2026-й Годом единства народов России
  7. Дмитрий Песков: Путин поздравил Трампа с Рождеством телеграммой, телефонный разговор не планируется
  8. Дмитрий Песков: Россия анализирует итоги переговоров в Майами и сверяет позицию США по Украине
  9. ФСБ сообщила о предотвращении серии терактов в Калужской области, подготовленных по заданию спецслужб Украины
  10. Александр Лукашенко поздравил христиан с Рождеством Христовым
  11. Александр Лукашенко станцевал на новогоднем балу во Дворце Независимости и назвал его символом суверенных традиций
  12. Дмитрий Песков: Послание Путина Федеральному собранию в 2025 году не прозвучит
  13. Владимир Путин провел в Кремле предновогоднюю встречу с бизнесом и получил приглашение на съезд РСПП
  14. Владимир Путин направил новогодние послания Ким Чен Ыну и Мадуро, подчеркнув союзничество с КНДР и Венесуэлой
  15. Владимир Путин предложил приравнять украинские и донбасские спортивные звания к российским

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: Вызовы сплотили Россию и Беларусь

От наших усилий зависит не только будущее Союзного государства, но и судьба всего мира

Политика

За 2025 год Дума приняла 588 законов, в том числе 30 — на обеспечение СВО

Председатель Вячеслав Володин подвёл итоги работы Госдумы за уходящий год

МНЕНИЯ

О неотложном

Равиль Атжанов

В этой сфере метро остаётся последним бастионом 1990-х

Это не европейские лидеры тупые, это мы ещё умные

Олег Зинченко

Пугает, что наша молодёжь идёт по пути всего прогрессивного человечества.

Уроки Измаила

Анатолий Заусайлов

Дата 11(22 декабря) 1790 года навсегда вошла в нашу историю 

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также