САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Валерий КАЗАКОВ:

Чтобы писать успешную политическую сатиру, нужно родиться, как Валерий Казаков, на поэтичной земле древней Могилевщины. Вначале писать стихи, прислуживая «небесной деве», очаровываться красотой мира и слышать все его тайные звуки. И уж потом, на излете молодости, владея всем арсеналом средств, хлестать своих читателей такими романами, как «Тень Гоблина», отмеченного литературной премией имени Александра Грибоедова, и «Холопы августейшего Демократа». О силе власти и о ее изнанке, о «лихих» 90-х, породивших «дурные» 50-е XXI века.

Чтобы писать успешную политическую сатиру, нужно родиться, как Валерий Казаков, на поэтичной земле древней Могилевщины. Вначале писать стихи, прислуживая «небесной деве», очаровываться красотой мира и слышать все его тайные звуки. И уж потом, на излете молодости, владея всем арсеналом средств, хлестать своих читателей такими романами, как «Тень Гоблина», отмеченного литературной премией имени Александра Грибоедова, и «Холопы августейшего Демократа». О силе власти и о ее изнанке, о «лихих» 90-х, породивших «дурные» 50-е XXI века.
Кандидат социологических наук Валерий Казаков, профессиональный военный и литератор, прошел серьезную школу во властных структурах РФ, работал в Совете Безопасности и Администрации Президента,  помощником полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе. Ему, прозванному «русским белорусом», как никому ведомы все тайны кровного родства русских и белорусов.

– Валерий Николаевич, говоря об искусстве, едва ли не во главу угла ставят его способность объединять людей. В чем, по-вашему, истоки этой объединительной силы и правомерно ли говорить об особых чертах в этом смысле славянского искусства?
– Действительно, подлинное искусство объединяет. Независимо от национальной  принадлежности, социальной направленности, художественных и вкусовых качеств.  Общество состоит из индивидуумов и для их усреднения власть, особенно в условиях диктатуры государства, старается подчинить искусство себе и заставить работать его на свою суперидею. Так было с большевиками и с фашистами, во времена Иосифа Виссарионовича Сталина, а в каких-то странах и до сих пор все так. Но без искусства человек не может существовать. При всем величии науки и перекошенности нашей цивилизации мы все дальше отходим от своего существа и тем меньше человеческого остается в нас. И только искусство в состоянии удержать нас на том уровне, на котором замыслил человека Создатель. Единственное, я воспринимаю искусство только в его реалистических рамках и считаю, что самый извернутый  абстракционизм – часть реализма, и «Черный квадрат» Малевича – прежде всего реальность. Поэтому давайте договоримся о том, что искусство укладывается в рамки реальности и не имеет никакого отношения к похабщине или к гендерной принадлежности. А вот когда мы приписываем особые качества какому-либо субъекту нашей жизни,  неизбежно впадаем в крайности. За «особым» искусством идет «особая» нация. За «особой» нацией – «особый» человек, вот вам и  ubermensh.
Естественно, что для нас, славян, славянское искусство имеет особую значимость, потому что это наше, родное, наши могилы и наши пепелища, это наша душа. Но всегда ли наше «родное» способно войти во всемирную сокровищницу искусства – это большой вопрос. Посмотрите на западный и на так называемый восточный мир, он как электромагнит с меняющимися полюсами –  то плюс, то минус. Так что я категорически против того, чтобы  выделить славянское  искусство в отдельный подвид и признать его «лучшим». Не секрет, что среди творцов русской литературы найдем и эфиопов, и поляков, и украинцев, и венгров, и немцев, и иудеев. Их имена навсегда вписаны в русскую культуру, и этого не изменить.  
Конечно, мне как белорусу ближе всего искусство моей родины, а также Украины, России, Болгарии, Сербии. Поэтому в журнале «Сибирские огни», членом редколлегии которого являюсь, мы затеяли большой проект создания антологии современной славянской литературы. Общеизвестно, что у нас переиздаются в основном классики, антологии из их имен есть во всех библиотеках. А мы решили сделать свежий срез современной литературы, не совсем обычной, не комплиментарной, и если возьмем, допустим,  украинскую литературу, там далеко не все, как и в Белоруссии, называют Россию «старшим братом». Но мы должны знать эти произведения, потому что такая литература существует. И в нашем активе уже есть два номера – посвященные современной белорусской и украинской  литературе. Презентация украинского номера состоялась в Центре украинской культуры в марте прошлого года.  
Следующим, по всей видимости, будет сербский номер, в котором, конечно же, напечатаем стихи сербско-черногорского поэта Бака Баковича (в переводе Валерия Латынина). Потом планируем выпустить польский и чешский номера и т.д. Один или два журнала обязательно посвятим русскоязычной литературе в Зарубежье. Начиная с 80-х годов, многие наши сограждане уехали в Израиль, Германию, Америку, Австрию, надо опубликовать лучшие произведения этих людей. И когда сделаем 14 спецвыпусков, соберем одну или две толстых книжки – это и будет антология  современной славянской литературы.  
– О единых корнях русских и белорусов, а также о происхождении письменности из одного источника говорится и пишется много. Тем не менее есть расхождения в этом вопросе, и о существовании Речи Посполитой, в состав которой входило Великое княжество Литовское, доподлинно мало что известно. А вы как считаете, к кому белорусы ближе – к русским, литовцам или полякам?
– Когда меня спрашивают о национальности, я говорю – белорус. Так нас сейчас называют, но по маме я кривич, а по папе – радимич. Пробелорусское население издревле по разным причинам передвигалось с запада на восток и только в XVI веке стало жить на одном месте, но ареал обитания кривичей и радимичей, я думаю, стабилен с IV-V веков. У белорусского населения есть доисторические корни, потому что в Беларуси, кроме явного новодела, нет населенных пунктов, которым меньше 1000 лет. Полоцк, Туров, Минск, Новогрудок, Могилев и еще много других городов и местечек – им всем далеко за тысячелетие. Как возникло Литовское княжество и кем были летописные литвины, вопрос сложный, стык очень тесен, ведь этнических белорусов фактически до XVII века называли Литвой. Слово «белорус», говорят, впервые упоминается в одной из хроник XV века, когда кто-то из монахов «въехал в Альма-Русь (Белая Русь – с латинского)». Может, с тех пор и существует понятие Беларуси.
История Беларуси, в контексте взаимоотношений с соседними странами, – это история большой трагедии, взаимных упреков и исторических предательств. Любопытно, что эту проблему стали изучать относительно недавно. Если верить историкам, вначале Белоруссия была основой Великого княжества Литовского, которое позже вошло в Речь Посполитую. А Речь Посполитая, в переводе с польского, «народное, общее дело». И  была эта Речь конфедерацией Польши и Великого княжества Литовского. Высшие титулы у правителей были – Король Польский и Великий князь Литовский. И, к несчастью, до первого раздела Польши при Екатерине Великой языковой упор в государстве делался на польский язык. Этим языком говорила шляхта, как русское дворянство изъяснялось по-французски.  Но официальным языком ВКЛ, на котором велась канцелярия и издавались законы, был старобелорусский язык. Это специфический язык, понять который легко и белорусу, и украинцу, и поляку. Вообще белорусский язык можно отнести к базовым славянским языкам – зная его, вы спокойно прочтете в подлиннике «Слово о полку Игореве».
А с XVII века на этой территории появляется новый господствующий класс, и начинается русификация населения. Так что сейчас у Белоруссии есть уникальная возможность самоидентифицироваться, духовно объединиться и осознать себя нацией.  Но мы не должны отвергать свое прошлое, потому что знаем, что история Белоруссии началась не с образования Белорусской народной республики или БССР. Но даже если между Великим княжеством Московским и Великим  княжеством Литовским было 500 лет вражды, мы не должны замалчивать и это, тогда прошлое не будет нас разъединять. На этой  теме много спекуляций, и почему бы не сказать прямо, что между Россией и Белоруссией шли территориальные войны и во время 12-летней войны при Алексее Михайловиче вся Могилевская область, откуда я родом, была уничтожена. А Петр Первый, когда шел на Полтаву, сжег дотла Могилев. Эти исторические факты тоже живут в сознании народном. Так что и бед, и радостей у нас общих много.
– Вы ничего не сказали об истоках российско-белорусской письменности…
– Видите ли, я придерживаюсь мнения, что до Кирилла и Мефодия письменность у славян существовала. Слоговая ли, руническая ли – исследования на эту тему, по непонятным причинам, ведутся слабо. Кроме того, белорусов и украинцев, на мой взгляд, следует считать предтечами русской нации, поскольку продвижение славянства шло с запада на восток, на исконные угро-финские и татарские земли. Исконно славянские земли те, где сейчас находятся Париж, Берлин и Адриатика. Славянские основы и поныне живут в топонимах и гидронимах Европы. Давайте рассмотрим семантику слов: Берлин, в переводе со старославянского – логово бера, а бер – это медведь. Название кабаре «Мулен Руж» в Париже – чисто славянское, к латыни никакого отношения не имеет. Мулен, почти  млин – это по-украински, по-сербски, по-белорусски, по-чешски – мельница. А руж – это красный, ружовый, то есть «Красная мельница» получается.
То же самое в Англии, в Стоунхендже, где стоят интересные камни. Место это называется Солбери, что можно перевести как «берлога Солнца». Все это лишний раз подчеркивает, что славянство шло с запада на восток, и если посмотрим на города с западной стороны Смоленской области, им всем по 1000 лет.
– Да, об интересных вещах вы говорите, к сожалению, о них сегодня мало кто задумывается. Но очень много об исторических обидах рассказываете, вот и в статье об экранизации Бортко «Тараса Бульбы» пишете, что в фильме все слишком русифицировано. Что ж, получается, украинцы правы, когда переиздают «Тараса Бульбу» с «украинскими» казаками вместо русских?
– Если взять первую редакцию «Тараса Бульбы» 1842 года, где у Николая Васильевича просто «казаки», без слова «русский», то да. А Бортко еще придумал эти жуткие сцены, где они умирают за Россию, я удивляюсь, как они не кричали: «За Родину! За Сталина!» А если вы о том, чей же Гоголь писатель, то в одном интервью я сказал, что можно, конечно, не знать белорусского языка и быть литератором в Белоруссии, но шансов стать национальным белорусским писателем у вас никогда не будет. Гоголь, при всем его польском происхождении и воздыханиях о «нэньке Украине»,  великий русский писатель, потому что писал на русском языке. Конечно, по образам его и типажам можно изучать прошлое украинского народа.
Или говорят, что Восточная и Западная Украина – два разных государства, а я, бывая там, вижу, что одно – с одним языком, которому присущи, конечно, диалекты, как и у нас в России, и никакой вопиющей русофобии не ощущаю. С западными украинцами могу разговаривать по-польски, по-белорусски, по-украински, по-русски, и они вполне адекватно меня воспринимают. Где-то в деревне могут и не понять, но обязательно найдут переводчика. А в таких городах, как Ивано-Франковск, Львов, Киев, какого-то антирусизма я и не встречал. По ТВ идут  русскоязычные и украинскоязычные передачи, и диктор, задавая гостю вопрос на украинском, ответ может получить на русском языке. И они понимают друг друга.
– Вы автор романов «Тень Гоблина» и «Холопы». Говорит ли тот факт, что романы со столь сокрушительной критикой властей предержащих напечатаны, их легко найти в Интернете, презентация «Гоблина» кроме Москвы прошла в Красноярске и Белграде, о том, что мы добились свободы слова и демократия у нас процветает?
– Можно и так сказать, хотя и сегодня такие романы выходят с потерями, например, в «Тени Гоблина» выкинули главу о том, как группа людей решала, кто будет преемником стареющего руководителя страны – отставной генерал или отставной чекист. То есть говорить о том, что мы имеем абсолютную возможность высказать свое мнение, мы не можем, особенно в регионах это проблематично.
– Презентации «Тени Гоблина» в Сибири и Сербии чем-то отличались от Москвы?
– Красноярск многие считают прообразом Есейска, поэтому многие спрашивали, правда ли, что прототипом Плавского стал генерал Лебедь. На что я говорил: «Мое дело написать, а вы уж сами решайте, Лебедь это или не Лебедь. Литературный герой мог вобрать чьи угодно черты –  Лебедя, Березовского, Суркова». В Сербии роман тоже нормально разошелся, имел прессу. Хотя сербы к таким романам относятся осторожно, для них это очень новые взгляды. К несчастью, наша литература потеряла возможность писать о руководителях государства как о художественных персонажах. Раньше, приходя  в театр, мы видели на сцене Владимира Ильича, Леонида Ильича, Иосифа Виссарионовича, секретарей обкома. Сегодня смотрим какие-то забойные детективы, где всякие сволочи непонятные бегают, а вот реалистические образы сегодняшних руководителей вряд ли увидите.
А на самом деле у меня было много предшественников, которые писали о продажности чиновников. И я об этом пишу, и, уверяю вас, современные чиновники ничем не отличаются от чиновников Сталина, Николая II, Петра I.
– В своем романе-дури «Холопы» вы пишете о том, что в Сибруссии крестьян снова прикрепили к земле. Просто ужас охватывает, а что дальше-то, вроде как жизненный цикл завершен?!.
– А я не знаю, доживем до 2057 года – посмотрим.  
– Бытует мнение, что враги Советского Союза на заре перестройки мечтали, так сказать, о мутации русского духа, то есть перерождении советского человека, наследника одной из самых великих Побед XX века – Победы в Великой Отечественной войне. Для этого на советскую молодежь была брошена тяжелая артиллерия. Так вышло у них что-нибудь или нет?
– Думаю, нет. Видите ли, все люди, кому за 50, считают себя последней  опорой всеобщего цивилизационного столпа и думают, что после них придут те, кому «до страны не будет никакого дела». Но время идет, а ничего подобного не происходит. Молодежь со временем становится такой же, как мы сейчас, и то же самое говорит о следующем поколении. Так и идет развитие. Мне не нравится слово «мутация», тем более по отношению к русскому духу. Изменяться могут характер и поведение человека, стереотип мышления, даже отношение к таким сакральным вещам, как  религия и любовь. Но русский дух – никогда. Он не мутирует, просто в нем отражается время, которое на дворе.
Возьмите Москву – уникальный мегаполис, который существует почти восемь столетий. Заглянув в начало XVI века, увидим картины ликования Москвы, когда сюда пришел первый Лжедмитрий, то, как его короновали на царство, как он был любимым царем москвичей, как сюда въезжала Мнишек и как ее здесь носили на руках, а потом – буквально через два месяца – его зарезали. Произошло все это в течение двух лет, и это была та же Москва. Потом был второй Лжедмитрий, потом еще один. Думаю, в основе своей мы не изменились ни относительно начала перестройки, ни XVI века. Мы и сегодня готовы влюбляться в «царей» и петь им осанну, а через некоторое время поверить, что они плохие, и забыть их. Вспомните, как воспринимали Горбачева и как потом на него плевали, как Бориса Николаевича, фигуру действительно очень сложную, как и сама Россия,  быстренько забыли, списав на него все грехи.
– Вы полковник в отставке, откройте тайну, придется ли воевать в ближайшем будущем нашим детям?
– Думаю, нет, хотя на территории России, на Кавказе, стреляют двадцатый год, просто мы объявили эту войну антитеррористической операцией. Но для матери, которая потеряла сына или получила его назад покалеченным, в названии разницы нет. Так что здесь у себя мы стреляем, а большая война вряд ли возможна. И вообще мир стал настолько тесным, что воевать сейчас очень сложно. Американцы попробовали бомбить Сербию, им до сих пор это икается. Думаю, в правительстве Америки нет-нет да и вспоминают об этом.  
– А что вы думаете об афганской операции, которая тоже подверглась переоценкам?
– В качестве одного из руководителей Российского союза ветеранов Афганистана с гордостью говорю, что благодаря Александру Александровичу Котеневу и сменившему его на посту Францу Адамовичу Клинцевичу, организовавшим этот союз, наша страна избежала так называемого «афганского синдрома». В отличие от Америки, пережившей вьетнамский  синдром. Представление о том, что происходило с солдатами, воевавшими во Вьетнаме, можете получить по фильму «Рэмбо». Речь идет о настоящем сдвиге по фазе у этих парней. К несчастью, ребята, воевавшие в Чечне, пока не смогли объединиться для помощи друг другу, как это сделали афганцы, да им и сложнее – они воевали в своей стране.
Именно с афганской войной к нам пришло несчастье разрушения Советского Союза. С «чеченцами» вопрос пока открыт, дай Бог добиться того, чтобы их приравняли к участникам боевых действий, очень много формализма, люди до сих пор не могут получить свои «боевые». Да что говорить, был период, когда ранение, полученное, допустим, в Карабахе, человек должен был заактировать. Ему  ногу оторвало, а от него требовали акт, подтверждающий, что это произошло на поле боя. И ВТЭК раньше требовал, чтобы инвалиды каждые 2 года приходили за подтверждением инвалидности. Другими словами, за освидетельствованием того, что ампутированная нога у него не отросла. Такого хамского отношения к ветеранам и инвалидам, как в России,  не было ни в одной стране мира. Даже в Африке.  
– С удовольствием прочитала абибоки на вашем сайте. Расскажите подробнее об этом понятии.
– Все пишут что-то такое коротенькое,  а «абибок» с белорусского переводится как лентяй, лежебока, созерцатель, своеобразный тутэйший белорус, то есть здешний. Из этих заметок  всегда можно развернуть рассказ или повесть, что-то войдет в диалоги героев.  
– А почему вы так плохо относитесь к понятиям свободы и равенства?
– Потому что равны мы можем быть только априори, и вообще говорить можно только о духовных свободе и равенстве. До того, чтобы быть равными, надо еще дорасти, ну как могут быть равны высокоинтеллектуальный человек, посвятивший себя высоким, гуманным целям, и убийца? Знаете, сказка о том, что этого можно достичь, – основа всех наших бед, потому что «равенство» питается «завистью».
– Вы так хорошо говорите про молодежь, вы разве не видите опасности в том, что они сидят, уткнувшись в Интернет, книжек не читают и искусство проходит мимо них?
– Вы напрасно так думаете: если бы молодежь не читала книжки, их не издавали бы такими тиражами. Народ читает – сужу по своему сайту. Взволноваться можно лишь по тому поводу, что из-за Интернета виртуальный мир становится для них ближе, чем реальный, и у молодых может возникнуть проблема размножения. Но не будем это демонизировать – в конце концов, либо молодой человек вытащит девушку из компьютера, либо наоборот, и  пойдут они нашей с вами дорожкой и найдут свои пути.
– А почему у вашего сайта такое название – «Для солнечных людей»?
– Потому что я приверженец теорий Чижевского и Циолковского и считаю, что мы – дети солнца. Считаю, что мир состоит из солнечных людей и людей тени, и для солнечных важно не оказаться в тени своих противников.
– Как вы думаете, почему так долго мы не можем построить Союзное государство?
– Мы же говорили, что союзу нашему чуть ли не тысяча лет и он будет существовать всегда, независимо от проведения разных кампаний. И Союзное государство, что бы ни говорили чиновники, существует, судите хотя бы по первичным признакам: президенты, правительство, парламент есть, антагонизма между народами нет. И это не значит, что мы немедленно должны слиться в объятиях, самое главное – договориться, каким будет наше государство – конфедерацией или союзом равных государств. А лучше отдать все в руки народа, и чем активнее люди будут ездить друг к другу в гости, национальные творческие коллективы, в том числе чем чаще писатели будут писать на эту тему, а не создавать непонятные союзы, чем больше люди станут обсуждать ее, тем скорее это государство появится. И устроено, скорее всего, оно будет все же по принципу Речи Посполитой – конфедерация двух государств со своими валютами, законами, управленческими аппаратами, объединенных волей народа. Думаю, русские цари еще во времена Ивана Грозного могли встать во главе подобного государства, объединяющего Россию, Белоруссию, Украину и Польшу. Неважно, как бы оно называлось, но принцип его объединения мог быть и таким. Не стоит забывать, что и новый Союз, который строим, наши дети могут повернуть совершенно в другую сторону.  

Беседовала
Нина КАТАЕВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Следователи установили связь между террористами из «Крокуса» и Украины
  2. В Беларуси сократят количество базовых 10 классов
  3. Овечкин поддержал восьмилетнего мальчика Илью, попавшего под машину террористов
  4. Тысячу бюджетных мест выделят вузы Беларуси для россиян, сдавших ЕГЭ
  5. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  6. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  7. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  8. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  9. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  10. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  11. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  12. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  13. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  14. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР
  15. Кузнецова: Киевский режим активно вербует несовершеннолетних и рассылает сообщения с угрозами

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

Пора отправить в утиль прокисшие обязательства

Олег Зинченко

В Госдуме началось обсуждение отмены моратория на смертную казнь

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также