Война и дети: Три подвига и три жизни «Лазурчика»
Одной из самых юных героев Великой Отечественной войны считают белоруску Надю Богданову. Партизанка-разведчица начала свою войну с нацистами в девять лет

ВСТРЕЧА С ПРОШЛЫМ
23 февраля 1958 года семья Надежды Кравцовой отмечала День Советской армии. Витебское радио рассказывало о воевавших в местных лесах партизанах. В эфире выступал Ферапонт Слесаренко, начальник разведки партизанского отряда «Путивльский». Услышав его имя, Надя, обычно спокойная, потребовала тишины.
– Я вечно буду помнить, – говорил Слесаренко, – и детям своим и внукам заповедую помнить нашу маленькую разведчицу Надю, нашего маленького и светлого «Лазурчика», которая спасла мне жизнь. К сожалению, Надя не дожила до Победы, она погибла за счастье и свободу нашей Родины...
– Не погибла, – тихо сказала Надя.
– Ты о чем? – спросил муж.
– Это я «Лазурчик».
ЗА ЛИНИЮ ФРОНТА
Надя Богданова родилась в 1931 году в деревне Авданьки Витебской области. В восемь лет оказалась в Могилевском детдоме. За ярко-голубые глаза ее прозвали «Лазурчик». Ласковое прозвище позже превратилось в позывной.
В начале войны детдом эвакуировали, но поезд попал под бомбежку недалеко от Смоленска. Надя и несколько детей решили вернуться в оккупированную Белоруссию, чтобы бороться с врагом. С 10-летним Юрой Семеновым они прошли 130 километров до Витебска, где обустроили «берлогу» в подвале разрушенного дома. Дети, собирая подаяние, ходили по городу и тщательно запоминали расположение немецких отрядов, в надежде при возможности передать сведения своим. Их заметили партизаны и осенью 1941 года забрали в отряд, командовал которым Михаил Дьячков.
В отряде Надя по памяти точно воспроизвела, где и какие немецкие формирования в Витебске дислоцированы. Это убедило командиров использовать девочку как разведчицу, о чем она страстно просила. В лохмотьях нищенки девятилетняя Надя свободно ходила по деревням, не вызывая подозрений.
ПОДВЕЛИ ПАПИРОСЫ
К 7 ноября 1941 года партизаны решили вывесить в Витебске красные флаги. Задание поручили Наде и 12-летнему Ване Звонцову. Дети везли метлы, в которых спрятали три флага. Ночью знамена появились над вокзалом, ремесленным училищем и заброшенной папиросной фабрикой.
На фабрике дети нашли папиросы и решили взять их для партизан. Но на выходе из города их остановил патруль. Немцы уже знали, что над папиросной фабрикой кто-то водрузил красный флаг и найденные у детей при обыске папиросы ясно указали, кто это сделал.
После пыток в комендатуре их отправили на расстрел вместе с другими узниками. Надя потеряла сознание от первых выстрелов и упала. Расстрелянные красноармейцы упали на нее и закрыли своими телами. Ночью она выбралась из-под мертвых и вернулась в отряд.
НА УГНАННЫХ САНЯХ
Командир отряда поклялся больше не отправлять Надю на опасные задания, и год она служила исключительно разведчицей-нищенкой. В начале 1943 года партизаны узнали, что немцы укрепляют деревню Балбеки. Взрослые разведчики не смогли проникнуть туда, чтобы выяснить цели гитлеровцев. И тогда на задание отправили Надю. С ней пошел опытный разведчик Ферапонт Слесаренко. Одетая в лохмотья девочка без труда прошла в деревню, а партизан остался недалеко от Балбеков, готовый прикрывать ее отход. Собранные Надей сведения быстро передали партизанам, которые нанесли по врагу мощный удар. Благодаря «Лазурчику» были уничтожены штаб и главные огневые точки.
Во время боя Слесаренко ранили. Надя перевязала его, и тут в небо взмыла зеленая ракета – сигнал партизан к отступлению. Девочка попыталась тащить по снегу раненого разведчика, но эта задача оказалась ей явно не по силам.
Слесаренко приказал идти в лес одной и, если успеет – прислать ему на помощь пару взрослых партизан. Надя набрала еловых веток, подложила под командира, чтобы тот не обморозился, и отправилась в отряд.
Километра через три юная разведчица набрела на небольшой хуторок. У одного из домов, в окнах которого горел свет, стояла запряженная в сани лошадь. Аккуратно заглянув в окно, Надя увидела несколько сидящих за накрытым столом полицаев. «Бойцы народной самообороны», как их называли немцы, ужинали, щедро запивая драники и курятину самогоном.
Надя отвязала лошадь, залезла в сани и тихо, чтобы полицаи не хватились и не открыли огонь, направила их обратно, к месту, где оставила командира. Погрузив Ферапонта Слесаренко в сани, девочка быстро довезла потерявшего сознание партизана до лагеря. Вот об этом случае и вспомнил разведчик в том самом радиоинтервью.
ПОТЕРЯЛА ЗРЕНИЕ
В конце того же февраля «Лазурчик», показавшая себя крепким бойцом, получила новое задание. Ей и ее старому другу Юре Семенову поручили вместе с группой подрывников возле деревни Стаи заминировать перекресток шоссейных дорог Невель — Великие Луки — Усвяты и взорвать мост, который охранялся полицаями, чтобы перекрыть движение немцев в сторону Ленинграда.
Само минирование прошло безупречно, однако, когда дети уже возвращались в отряд их остановили полицейский патруль. Надя опять прикинулась нищенкой, но это не помогло: патрульные обыскали ее и нашли в рюкзаке динамитную шашку. Старший стал допрашивать детей, откуда они ее взяли, но тут раздался взрыв: мост взлетел на воздух. Разумеется, полицаи сразу поняли, что перед ними – юные подрывники и, связав, доставили Юру и Надю в местное отделение гестапо.
Там детей долго пытали. Чтобы напугать девочку, сломить, у нее на глазах расстреляли Юру. Но Надя упорно молчала. Гестаповцы издевались над ней неделю. Били, обливали на морозе холодной водой, жгли пятки. Пытки были настолько тяжелыми, что Надя потеряла зрение и слух. Под конец гестаповские звери вырезали у нее на спине пятиконечную звезду. После чего истерзанную и окровавленную выбросили на мороз будучи уверенными, что она не выживет.
Но «Лазурчику» опять повезло. Ее нашли партизаны и отнесли в «партизанское село» Заналючки, где девочку выхаживала местная жительница Лидия Шиенок. Слух вернулся, но зрение пропало.

ВЕЧНО ЖИВАЯ: ПОСЛЕ ВОЙНЫ
О своей жестокой судьбе не рассказывала
Через несколько лет после войны в Одесском Институте экспериментальной офтальмологии, куда отправили Надю, знаменитый хирург-офтальмолог академик Владимир Филатов вернул Наде зрение.
Затем девушка вернулась в Витебск, работала на фабрике разнорабочей, вышла замуж, родила сына и усыновила детей Лидии Шиенок, выходившей ее после жестоких пыток в 1943-м. О войне она молчала, пока не услышала то самое интервью.
Она написала на радио и скоро ей устроили встречу с Ферапонтом Слесаренко. Оказалось, что командование отряда представило ее к ордену Красного знамени, которым юная партизанка была награждена, как считалось, посмертно. Помимо этого, Надю наградили орденом Отечественной войны I степени, медалями Партизану Отечественной войны I степени, «За отвагу» и «За боевые заслуги».
ГОЛОС ПРАВДЫ: НАДЕЖДА И ЕЕ КОМАНДА
Разведчица нашла в себе силы вспомнить об украденном фашистами детстве.
В 1965 году Надежда Богданова, ставшая к тому времени по мужу Кравцовой, рассказала о своем партизанском прошлом знаменитому писателю Сергею Смирнову, который включил ее историю в свой документальный цикл «Рассказы о героизме». Чуть позже короткая повесть о юной разведчице вышла отдельной брошюрой в серии «Пионеры-герои». Ее имя занесено в книгу почета Белорусской пионерской организации.
С конца 1970-х Надежда вела активную переписку с пионерскими дружинами 35-й школы города Братска, Клемовской средней школы поселка Новоклемово Московской области, девятой школы города Новополоцка, школы города Ленинска (ныне Байконур) и других. Общавшиеся с ней пионеры гордо называли себя «богдановцами».
Умерла она 21 августа 1991 года, в день Августовского путча.
ФАКТ
В 2009 году японские аниматоры, совместно с канадцами и российскими авторами, выпустили полнометражный аниме-мультфильм «Первый отряд» – фэнтези на тему Великой Отечественной войны. На презентации создатели ленты рассказали, что прототипом главной героини Нади стала самая юная разведчица войны 9-девятилетняя Надя Богданова.