САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Все начиналось с идеи

Четыре белорусских научных коллектива претендуют стать лауреатами Государственной премии Республики Беларусь в области науки и техники в 2010 году. Результаты их работы используются в России и других странах мира.

Четыре белорусских научных коллектива претендуют стать лауреатами Государственной премии Республики Беларусь в области науки и техники в 2010 году. Результаты их работы используются в России и других странах мира.

Пластичный чугун изменил литейное производство

– В обыденной жизни мы редко задумываемся о трении, разве что сетуем на его отсутствие во время гололеда, – представляет разработку своего коллектива директор Института технологии металлов Национальной академии наук Беларуси Евгений Марукович. – На самом деле в борьбе с трением человечество ежегодно теряет около 30 процентов мирового ВВП: вращающиеся детали машин изнашиваются, производители предпринимают колоссальные усилия, чтобы продлить их век.
Ученые из Могилева, проанализировав традиционный путь экспериментов со сплавами, покрытиями и легированием, решили пойти своей дорогой и разработали новый метод литья – намораживанием. Полученный таким образом чугун прочен, но не хрупок. Износостойкость отлитых новым методом деталей в 28-30 раз выше, чем у стальных и бронзовых аналогов. Создано не имеющее аналогов в мире литейное производство: экологически чистое, безотходное, с низкой энергоемкостью: около 50 процентов в себестоимости продукции составляет зарплата персонала, и только 3 процента – расходы на электроэнергию. До открытия белорусских ученых половину себестоимости продукции определяли расходы на электроэнергию.
– Освоено более 800 наименований различный деталей, которые работают в разных машинах, произведенных в Беларуси и за рубежом, – говорит Евгений Марукович. – В российском тракторе «Кировец» 96 отлитых нашим способом деталей. Осваиваем рынки дальнего зарубежья.

Самосвалы берут курс на… Антарктиду

– Освоение самосвалов с электромеханической трансмиссией мы начали в 70-х годах, – рассказывает о разработке РУПП «Белорусский автомобильный завод» недавний руководитель этого предприятия, ныне директор научно-технического центра Объединенного института машиностроения НАН Беларуси Павел Мариев. – Первая модель была похожа на тепловоз, а вот этот самосвал более современного вида появился в начале 1990-х годов. Это были очень тяжелые для нас годы – БелАЗ чувствовал себя на рынке, как шайба во время хоккейного матча. Сейчас предприятие представляет семейство самосвалов большой грузоподъемности нового поколения, отличающихся прогрессивными техническими решениями.
Самосвал грузоподъемностью 220-240 тонн уже нашел потребителя в разных странах. Последняя модель семейства – карьерный самосвал «БелАЗ 75600» грузоподъемностью 320-360 тонн. Аналогов машин такой грузоподъемности в мире нет. Машина уже показала высокую эффективность работы в условиях эксплуатации в России на Бачатском угольном разрезе.
– Эти машины позволили заводу подняться на небывало высокий уровень, – говорит Павел Мариев. – Если раньше наши поставки ограничивались постсоветским пространством, то сегодня мы работаем на всех континентах – от Австралии до Северной Америки. Уверен, если бы потребовалось создать самосвал для Антарктиды, мы бы общими усилиями и с этим справились. Сегодня БелАЗ работает в две-три смены: много заказов на самосвалы грузоподъемностью 220-240 тонн.

Ортопеды помогают чувствовать почву под ногами

– Наша работа посвящена такой тонкой материи, как человеческое здоровье, – говорит руководитель лаборатории травматологии и ортопедии детского и подросткового возраста Республиканского научно-практического центра «Травматология и ортопедия» Олег Соколовский. – Конкретно – лечению и профилактике коксартроза, то есть разрушения тазобедренного сустава у детей. За этим диагнозом – физические и моральные страдания пациентов, невозможность нормально жить, учиться, создавать семью.
Консервативные методы лечения коксартроза часто неэффективны, ранее применявшиеся хирургические вмешательства имели ряд недостатков и были весьма травматичны. Это и заставило белорусских медиков разработать уникальный комплекс реконструктивно-восстановительных вмешательств. Результативность разработок подтверждена более чем 2,5 тысячи операций на протяжении последних 30 лет.
Первые пациенты белорусских ортопедов уже окончили университеты, создали семьи и растят собственных детей. И, как подтверждают видеоролики, они ничем не отличаются от своих сверстников. Например, пациент, перенесший операцию в связи с тяжелым разрушением сустава после сепсиса, невзирая на все запреты врачей, успешно занимается каратэ. А сесть на шпагат перед камерой ему мешают разве что узкие джинсы.
– Нами совместно с учеными Национальной академии наук было разработано компьютерное планирование вмешательств, которое позволяет выбрать индивидуальную операцию для каждого конкретного случая, – говорит Олег Соколовский. – Результаты исследований обобщены в 243 печатные работы, включая 6 монографий,  9 авторских свидетельств СССР, 12 патентов Республики Беларусь, 52 научные статьи, в том числе в ведущих мировых научных  журналах... Разработанные технологии внедрены во всех специализированных отделениях Беларуси, клиниках Украины и России, Казахстана, Китая, Японии, Германии, Великобритании… Работа продолжается.

На этой оси мир держится

– Наши шасси являются транспортной базой военной и гражданской техники, – представляет проект Минского завода колесных тягачей директор этого предприятия Геннадий Синеговский. – Сейчас трудно поверить, что в 1990-х годах размер убытков предприятия превышал стоимость основного фонда. В начале 2000 года оставшийся коллектив приступил к разработке нового, модульного принципа создания автомобильной техники.
На вооружении МЗКТ осталась прежняя, только усовершенствованная база для производства внедорожных машин большой грузоподъемности, а также созданы агрегатные базы для дорожных машин со стандартными и повышенными осевыми нагрузками. Последняя по счету база – для производства корпусных машин – сделала возможным выпуск бронированных корпусных машин.
На МЗКТ компонуют нужную заказчику технику из испытанных и стоящих на производстве узлов и агрегатов. Темпы создания новых моделей сократились с 5-7 лет до
7-8 месяцев. В последнее время разработано около 130 новых моделей, из них 37 с высокой степенью новизны. Практически все буровые вышки, которые выпускаются в России и странах СНГ, а также автомобильные краны грузоподъемностью от 50 до 160 тонн выпускаются на белорусских шасси. Основной потребитель продукции военно-технического назначения – Российская Федерация: ее ракетный щит, в том числе ядерный, базируется на шасси Минского завода колесных тягачей.

Ирина ДЕРГАЧ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Премьер Литвы пригрозила закрытием несуществующей границы
  2. Александр Лукашенко: Майнинг криптовалют — возможный путь к снижению долларовой зависимости
  3. Борис Грызлов: Число организованных туристов из Беларуси в Россию выросло на треть
  4. В МИД РФ заявили о срыве Киевом договоренностей по обмену удерживаемыми лицами
  5. Музыкальный эксперимент: Дима Билан и оркестр Академии музыки выступят вместе в Минске
  6. Витебск примет первый союзный форум волонтеров старшего поколения
  7. Аэропорту Ижевска присвоено имя Михаила Калашникова
  8. Депутаты Союзного государства обсудили прогресс в обеспечении равных прав белорусов и россиян в сфере труда
  9. Депутаты Союзного государства выступили за интеграцию передового опыта Беларуси и России в сфере социальной поддержки
  10. Союзные парламентарии обсудили подготовку форума «Мы – за активное долголетие» в Витебске
  11. Александр Лукашенко: БелАЭС дала импульс развитию электротранспорта и повышению комфорта жизни в Беларуси
  12. Александр Лукашенко: БелАЭС укрепила энергетическую независимость и дала толчок развитию страны
  13. Беларусь и «Росатом» нацелены на новые проекты: Турчин и Лихачёв обсудили перспективы партнёрства
  14. Мастерская Петра Фоменко открыла гастроли в Минске спектаклем "Маяковский, послушайте"
  15. В Минской академии музыки стартовали Дни Санкт-Петербургской консерватории

Парламентское Собрание

Елена АФАНАСЬЕВА: Нужно показывать молодому поколению, что старость должна быть спокойной, уверенной

На Комиссии Парламентского Собрания по труду и социальной политике председатель Комиссии Парламентского Собрания по труду и социальной политике, член Комиссии Парламентского Собрания по сохранению и защите исторической памяти Елена Афанасьева рассказала, что в Союзном государстве создаются все условия, чтобы жизнь пожилых граждан была счастливой, деятельной и плодотворной.

Политика

Количество дезертиров из украинской армии бьет все рекорды

Ситуация на Донбассе для ВСУ становиться безнадежной

МНЕНИЯ

Развалился Союз – треснула команда

Андрей Удальцов

Грустная дата. 13 ноября 1991 года сборная СССР по футболу провела последний матч в своей истории

Синеокая теперь с «охлаждением»

Кристина Воробьёва

Теперь, при возвращении из Беларуси у россиян отключают SMS и интернет. Но это не страшно

Ради «Кинжала» должен был отравить командира

Олег Зинченко

ФСБ официально объявила о пресечении беспрецедентной диверсии по захвату самолёта МиГ-31 с уникальной гиперзвуковой ракетой.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также