САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Разящий меч красных соколов

Свой первый истребитель конструктор Александр Яковлев создавал под бдительным оком Кремля Як-1 – самолет уникальный. Боец. Гвардеец. Долгожитель. Ни один из его крылатых собратьев, бок о бок с которыми он принял первый удар летучей нечисти 22 июня 1941 года, не дотянул до Победы. Все они в разное время были списаны в утиль за боевую профнепригодность. И только он, единственный из всех советских истребителей, «прошагал» войну от звонка до звонка.

Свой первый истребитель конструктор Александр Яковлев создавал под бдительным оком Кремля

Як-1 – самолет уникальный. Боец. Гвардеец. Долгожитель. Ни один из его крылатых собратьев, бок о бок с которыми он принял первый удар летучей нечисти 22 июня 1941 года, не дотянул до Победы. Все они в разное время были списаны в утиль за боевую профнепригодность. И только он, единственный из всех советских истребителей, «прошагал» войну от звонка до звонка. История самолета началась в конце 30-х, когда в Советском Союзе ребром встал вопрос о создании современного истребителя. Потенциальные противники СССР – Германия и Япония – обзавелись к тому времени новыми машинами. Тогда как сталинские соколы продолжали летать на «ишаках» и «чайках».

Наедине со Сталиным

В январе 1939 года Александра Яковлева вызвали в Кремль. На тот момент он был известен как конструктор удачных спортивных самолетов. А тут – заказ на боевой истребитель. Заказал самолет лично товарищ Сталин, который наедине беседовал с Яковлевым в Кремле. Позже Яковлев вспоминал: «Иосиф Виссарионович в раздумье расхаживал по кабинету, потом повернулся ко мне и спросил:
– Ну как, будете делать истребитель?
– А в какой срок, товарищ Сталин?
– Чем скорее, тем лучше. За год успеете?
– Я постройкой таких самолетов никогда не занимался, опыта не имею. Но вот американцы делают новый истребитель за два года...
– А вы разве американец? – перебил меня Сталин. – Покажите, на что способен молодой русский инженер. Вот тогда будете молодцом...»
Через три месяца Сталин позвонил конструктору и поинтересовался ходом работ над новой машиной. Это означало лишь одно: вождь держит проект под личным контролем и любой провал задания грозит Яковлеву самыми печальными последствиями. К тому времени в тюрьмах и специальных КБ, так называемых шарашках, уже находились Туполев, Петляков, Мясищев. Так что медлить было нельзя.
Первый опытный экземпляр истребителя выкатили на взлетную полосу 1 января 1940 года. А в сентябре того же года Як-1 запустили в серийное производство. Пилотам машина понравилась. По их отзывам, Як легко, без фатальных опозданий выходил из штопора, был прост в управлении, что делало его доступным летчику практически любой квалификации.
Конечно, не обошлось без недостатков, в той ситуации неизбежных. В стране ощущался острейший дефицит авиационного алюминия, поэтому часть деталей конструкции пришлось сделать из дерева. К тому же истребитель создавался в спешке, на нерве, и это тоже сказалось. Такова, впрочем, участь каждого нового самолета – неминуемые болячки крылатого новорожденного лечатся в процессе его эксплуатации.
К началу Великой Отечественной войны советская авиапромышленность успела выпустить 425 «яков». Однако по различным причинам до авиационных частей дошла лишь четверть машин. При этом большинство из них находилось не у границы, а ближе к Москве в составе частей ПВО. Именно в подмосковном небе пилоты «яков» одержали свои первые победы над фашистскими стервятниками.
Летом 1942 года многие части, вооруженные «яками», были переброшены под Сталинград, к которому рвались фашисты. В воздухе развернулось тогда сражение, не менее ожесточенное, чем на земле. Чтобы понять роль «ястребков» в той яростной схватке, приведем всего один пример: в июне-июле 1942 года за три недели боев пилоты 434-го истребительного авиаполка, вооруженного Як-1, совершили более 800 вылетов, сбив при этом 35 самолетов противника. Потери полка составили 20 машин. Для того периода войны – блестящие цифры.

В бой идут девушки

И все же в 42-м году ситуация в небе над Сталинградом складывалась не в пользу советских ВВС. Опытных летчиков в частях все еще было мало, за штурвалы истребителей часто садились мальчишки, прошедшие всего лишь трехмесячный курс обучения. Налет на боевых машинах у них составлял всего 1,5-2 часа. А ведь в сталинградское пекло Геринг бросил элиту люфтваффе. В воздушных боях советская авиация несла большие потери. В подобной ситуации Як-1 стал своеобразной палочкой-выручалочкой. Простота пилотирования машины позволяла быстро вводить в строй вчерашних новичков. А в руках опытных пилотов истребитель был грозным оружием. Летчики умело использовали козыри самолета в горизонтальном маневре и в лобовых атаках. Перед ними стояла главная задача – не дать немецким бомбардировщикам безнаказанно утюжить позиции наших дивизий, оборонявшихся в Сталинграде. И они эту задачу выполнили. Более того, когда армия Паулюса оказалась в котле, советские истребители сорвали все попытки немцев по организации воздушного моста для снабжения окруженных соединений.
Весной 1942 года в советских ВВС появилась уникальная часть – 586-й истребительный авиаполк. В летном составе полка были только женщины. В 125 воздушных боях летчицы на «яках» сбили 38 немецких самолетов. Такое сравнительно небольшое число воздушных побед объясняется тем, что основную часть своей боевой работы полк выполнял в составе ПВО. Однако в разгар Сталинградской битвы нескольким отважным летчицам удалось добиться перевода в мужской истребительный полк. Пилоты вначале подшучивали над прибывшим пополнением, но после первого же боевого вылета шутки прекратились. В небе девушки дрались мастерски, без страха шли в атаку на противника. Были среди них и настоящие асы.
Легендарным стало имя Лидии Литвяк. Голубоглазая москвичка, перед войной окончившая аэроклуб, сбила своего первого немца 13 сентября 1942 года. С дистанции 50 метров всадила смертельную дозу свинца в размалеванный крестами «Юнкерс». Бомбардировщик задымил и стал падать, разваливаясь в воздухе на куски.
Несколькими днями позже она во время долгого и трудного боя сбивает еще двух стервятников – «Юнкерс» и «Мессершмит». За штурвалом «Мессера» сидел немецкий ас, капитан Макс Кнаке из эскадрильи «Рихтгофен». Кнаке выпрыгнул на парашюте и попал в плен. Во время допроса он заявил, что хочет взглянуть на своего победителя. Каково же было удивление немца, когда он увидел перед собой щупленькую, светловолосую девушку...
На фронте Лидия встретила человека, которого полюбила. Это был Герой Советского Союза, капитан Алексей Соломатин, воевавший в том же полку. Но счастье их длилось недолго. Алексей погиб в воздушном бою. Для Лидии гибель мужа стала страшным ударом. «Могильный холмик, прощальный салют... Лидию никак не удается отвести от могилы. Ее почти силой оттаскивают. Мы потеряли своего товарища и командира, она – любимого человека», – вспоминали позже однополчане.
Лидия пережила Алексея на два с половиной месяца. В разговоре с подругой она признавалась, что смерть ее не страшит. Боится она только одного: пропасть без вести. В 1937 году такая судьба постигла ее отца, который был объявлен «врагом народа».
1 августа 1943 года Лидия не вернулась из боевого вылета в район станции Мариновка на Донбассе. Это был ее третий вылет в тот день. В двух предыдущих она сбила два «Юнкерса». Никто из однополчан не видел, как и где упал ее самолет. Попытки найти это место предпринимались неоднократно. И только в конце 70-х годов возле деревни Дмитриевка была обнаружена безымянная могила летчика. Из разговоров с жителями деревни, пережившими войну, выяснилось, что погибшим пилотом была молодая девушка, которую они тут же и похоронили. Так была обнаружена могила отважной летчицы. На момент гибели ей было 22 года.
В начале 90-х годов благодаря усилиям ее боевых друзей Лидии Литвяк было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Кровь за кровь

А вот как выглядел воздушный бой на Як-1 из кабины пилота. За штурвалом – Герой Советского Союза Андрей Чернобай. 10 января 1943 года он в паре со своим ведомым Сергеем Сыромятниковым совершал патрульный вылет. В районе Великих Лук «яки» столкнулись в небе с четверкой «мессершмитов». «Мы заметили фрицев первыми и решили атаковать, – вспоминал Чернобай. – Из-под солнца с пикированием догоняю заднего «мессера». Он меня прозевал. Я подошел к нему почти вплотную и дал очередь. «Худой» свалился на крыло и кувыркался до самой земли, где полыхнул взрывом. Тут же захожу на второго, тот шарахнулся влево вниз и угодил под прицел Сыромятникова, который одной очередью поджег его. Думал, оставшаяся пара «мессеров» сейчас отвалит и выйдет из боя. Как бы не так! Они, наоборот, с яростью набросились на нас. У одного на капоте мелькнул намалеванный туз. Отборный фриц. Мастер. Я видел, что Сергей дерется с другим «мессером» в стороне, на виражах. А этот, развернувшись, попер на меня в лобовую. Немцы обычно не любили лобовых – отворачивали или резко уходили свечой вверх. А этот не отвернул. Сам полез в лоб. Скорость сближения самолетов – в среднем 300 м/сек. Фриц стремительно растет в прицеле. Нажимаю гашетку. Затем резко толкаю ручку управления от себя – Як резко клюет вниз. Фриц проносится сверху… Снова разворот. Сближение. Огонь. Оглянувшись, замечаю, как немец с дымком уходит на запад. Дымок шел или от форсажа, или от повреждения... На обратном пути сквозь шум двигателя слышится какой-то свист. Я туда-сюда. На приборах все нормально. А свист продолжается. После посадки решил осмотреть самолет. В самой середине лопасти винта зияла аккуратная дыра. Ее сделал бронебойный снаряд пушки «Мессера». Дырка и свистела...»
Звездным часом Як-1 стала эпопея над Кубанью. В мировой истории воздушные сражения лишь дважды называли войнами. Первая развернулась летом 1940-го над побережьем Британии. А в 1943 году такая война полыхала, в прямом смысле слова, в небе Кубани. В сражениях сходились сотни крылатых машин. Хребет люфтваффе был сломан. Наши летчики окончательно перехватили инициативу у пилотов Геринга. С этого времени превосходство советской авиации стало постоянно расти. Вот почему Як-1 можно смело назвать истребителем, на котором был достигнут перелом в войне. А еще, отбросив пафос, можно добавить, что Як-1 появился очень вовремя. Истребитель стал оптимальным компромиссом между боевыми реалиями, возможностями отечественной промышленности и базовым уровнем подготовки советских пилотов. Потому-то яковлевский первенец прожил долгую славную жизнь. С первого дня войны и до самой Победы.

Михаил ЧЕРЕМУШКИН
Фото из архива автора

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Следователи установили связь между террористами из «Крокуса» и Украины
  2. В Беларуси сократят количество базовых 10 классов
  3. Овечкин поддержал восьмилетнего мальчика Илью, попавшего под машину террористов
  4. Тысячу бюджетных мест выделят вузы Беларуси для россиян, сдавших ЕГЭ
  5. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  6. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  7. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  8. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  9. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  10. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  11. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  12. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  13. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  14. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР
  15. Кузнецова: Киевский режим активно вербует несовершеннолетних и рассылает сообщения с угрозами

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

Пора отправить в утиль прокисшие обязательства

Олег Зинченко

В Госдуме началось обсуждение отмены моратория на смертную казнь

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также