САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Куликовская быль

В будущем году празднуется 630-я годовщина знаменательного события в русской истории – Куликовской битвы. К грядущей годовщине в Москве в музее «Измайлово» открылась выставка работ художника Виктора Маторина «От рати – к миру».

В будущем году празднуется 630-я годовщина знаменательного события в русской истории – Куликовской битвы. К грядущей годовщине в Москве в музее «Измайлово» открылась выставка работ художника Виктора Маторина «От рати – к миру». «Пробудить современников величавыми образами» – так характеризует свою творческую задачу художник Виктор Маторин, цитируя знаменитые слова Врубеля.
38-летний Маторин – достойный ученик своего знаменитого учителя – Ильи Глазунова. Сегодня художник сам активно занимается преподавательской деятельностью. Он преподавал в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, а сегодня обучает студентов Института искусства реставрации. Его обучение мастерству живописи началось в Пензенском художественном училище, атмосфера которого сформировалась под влиянием известного живописца-передвижника К.А. Савицкого. В 1994 году будущий художник поступил в Московскую государственную академию живописи, ваяния и зодчества имени В.М. Васнецова. Здесь и проявился интерес молодого мастера к исторической тематике. Дипломной работой Маторина в 2000 году стала картина «Казнь Пугачева (Прости народ православный)».
Но особо значимой темой в творчестве Маторина стала Куликовская битва. В его работах история в первую очередь предстает через человеческие образы. Центральная картина этого цикла – «Дмитрий Донской» – князь-заступник, за спиной которого возвышаются белокаменные храмы и сияют купола, с верой в глазах и рукой на сердце готовый принять бой. Герой другой картины цикла – воевода Боброк Волынский, устремивший смелый взор на надвигающуюся издалека неприятельскую тьму. С противоположной стороны на русские рати коварно взирает Хан Мамай. Кстати, поиски модели для картины «Хан Мамай» – а именно рослого, широкоплечего монгола – оказались для Маторина весьма нелегкими. В конце концов художник обратился в посольство Монголии, к военному атташе. Тот дал возможность выбрать будущего Мамая из работников посольства. В результате долгого изучения типажей сотрудников выбор мастера пал на начальника охраны. По словам Маторина, он оказался на редкость большеголовым, о чем свидетельствует специально изготовленный для модели огромный шлем, до сих пор хранящийся в мастерской художника.
Но подвиг русских воинов на Куликовом поле открывается зрителю не только через портреты. Маторин также создает на полотнах пейзажи и жанровые сцены, которые мгновенно погружают зрителя в атмосферу бушующего поля брани. Пылающая в огненном зареве Задонщина, над которой кружат встревоженные птицы. Или стремительно обрушивающаяся на врага лавина русского воинства под реющими ликами Спаса на картине «Удар Засадного полка». Образ русского Средневековья также дополняют предметы из личной коллекции мастера: медные нательные кресты, оружие, воинское снаряжение XII-XV веков.
По словам художника, историческая картина – сложный жанр. Для того чтобы создать образ, Маторин обращается к помощи исторических документов – трудов Карамзина, Ключевского, Гумилева, посещает исторические музеи, общается с мастерами-оружейниками, изучает археологические находки.
При этом сам художник утверждает: его картины не являются  полной реконструкцией тех событий, есть  в них место и для художественных, вымышленных образов, среди которых – образы безымянных воинов, каждый из которых в своей одухотворенности не уступает образам героев, чьи имена вошли в историю. Все вместе на полотнах Маторина они являют собой символ народного единства.

Татьяна КУТАРЕНКОВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: Российский и украинский меморандумы прямо противоположные, но переговоры проводятся для поиска пути сближения
  2. Александр Лукашенко: Мы договорились выработать определенную дорожную карту, по которой будем организовывать движение в ближайшее время
  3. Владимир Путин: Соглашение об экономическом партнерстве между Евразэс и ОАЭ расширит торгово-экономические связи
  4. Валентина Матвиенко: Сотрудничество регионов - фундамент Союзного государства
  5. Дмитрий Чернышенко: Беларусь и Россия планомерно расширяют двустороннюю кооперацию
  6. Ольга Германова: Дети России и Беларуси должны получить еще более широкие возможности отдыха в оздоровительных лагерях Союзного государства
  7. Сотни тысяч учащихся Беларуси и России создали Ассоциацию благодаря сотрудничеству школ
  8. Наталья Кочанова: Беларусь приняла 132 визита делегаций России за прошлый год
  9. Владимир Путин принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета в Минске
  10. Сергей Глазьев: Информационная среда - главный фронт гибридной войны
  11. Александр Лукашенко прокомментировал удары по Ирану
  12. Минобороны: ВС РФ освободили Новую Кругляковку и Петровское в Харьковской области
  13. Минобороны: ВС РФ нанесли групповой удар аэробалистическим гиперзвуковым ракетным комплексом «Кинжал»
  14. Александр Лукашенко: От молодежи зависят место и роль Беларуси и России на будущей геополитической карте мира
  15. Эксперты отмечают важность создания общей правовой среды в Союзном государстве для развития транспортной отрасли

Парламентское Собрание

Груз ответственности за груз

Как сделать, чтобы дроны не взлетали с автофургонов

Политика

Папочка для ручных собачек

Саммит НАТО стал позорной страницей для Европы и Украины

МНЕНИЯ

Пожмём ли руки гадам?

Олег Зинченко

СВО завершится — бесспорно. Открытым лишь остаётся вопрос, как мы будем сосуществовать с подонками.

Костюмчик не той системы

Анатолий Заусайлов

Саммит НАТО в Гааге для тех, кто мечтал в очередной раз осудить Россию, оказался полным пшиком. 

Слон в посудной лавке

Андрей Удальцов

Трамп отдает приказы, не задумываясь о последствиях

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также