САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Ответственность за слово

Новый закон о средствах массовой информации в Беларуси является еще одним шагом в либерализации общественной жизни Его появление вызвало интерес не только среди профессиональных журналистов. Это и понятно, ведь благодаря огромному влиянию на общественное сознание СМИ неслучайно называют четвертой властью. Мировая практика знает немало случаев, когда безобидные на первый взгляд газетные статьи приводили к громким отставкам в высших эшелонах власти. Но любая борьба, и на информационном поле в том числе, должна вестись по правилам.

Новый закон о средствах массовой информации в Беларуси является еще одним шагом в либерализации общественной жизни

Его появление вызвало интерес не только среди профессиональных журналистов. Это и понятно, ведь благодаря огромному влиянию на общественное сознание СМИ неслучайно называют четвертой властью. Мировая практика знает немало случаев, когда безобидные на первый взгляд газетные статьи приводили к громким отставкам в высших эшелонах власти. Но любая борьба, и на информационном поле в том числе, должна вестись по правилам. Запрещенные приемы – клевета, передергивание фактов, беззастенчивая ложь и откровенная дезинформация – не должны подменять творческую раскрепощенность и право на высказывание собственного мнения.

Новый закон о СМИ некоторые лица по обыкновению восприняли в штыки, заявив, что он, мол, не соответствует международным стандартам, направлен на зачистку медийного пространства и вообще ведет к «информационному тоталитаризму» в республике. Оставим за скобками вопрос о стандартах, упоминание которых в принципе не имеет смысла, когда речь заходит о национальных законодательствах. Нет в мире страны, которая могла бы служить образцом развития информационной сферы, в каждой существуют собственные национальные особенности и проблемы.
Непонятно другое: в чем оппоненты власти узрели нарушение прав и зажим демократии? Ведь фактически закон не содержит положений, направленных на ужесточение деятельности масс-медиа. Наоборот, по некоторым позициям он является даже более либеральным в сравнении со своим предшественником. В частности, упрощена процедура регистрации средств массовой информации и введен уведомительный принцип перерегистрации действующих СМИ. Упразднены такие основания для перерегистрации, как приостановление деятельности СМИ дважды в течение года, смена адреса редакции, источников финансирования, периодичности, тиража издания. Сейчас достаточно направить необходимые сведения в Министерство информации – и в течение трех дней СМИ будет зарегистрировано, причем без взимания госпошлины.
Закон запрещает монополизацию СМИ, впервые законодательно закрепляет принципы их деятельности. Достоверность информации, законность, равенство, уважение прав и свобод человека, многообразие мнений, нормы профессиональной этики журналистов – все эти положения закреплены в новом нормативном акте.
– Закон о СМИ нужно не домысливать, а читать, что в нем написано, – сказала первый заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь Наталья Петкевич. – Ни о какой зачистке медийного пространства не может быть и речи. Общепринятым является выражение, что СМИ – это четвертая власть. Но порой забывается, что здесь подразумеваются не только обширные права, но и высокая ответственность. Ту пользу или вред, которую может принести пресса, не сравнить ни с каким другим инструментарием. Поэтому, говоря о СМИ как о ветви власти, необходимо исходить из триединства прав, обязанностей и ответственности.
– В силу развития информационного рынка страны действовавший более десяти лет закон о печати и других средствах массовой информации устарел и фактически, и юридически, – объясняет Людмила Парфенова, заместитель директора национального центра законодательства и правовых исследований. – Многие вопросы в нем вообще не были урегулированы. Например, порядок регистрации иностранных средств массовой информации, порядок финансирования СМИ и другие. В ходу было немало разъясняющих инструкций, памяток. Но закон должен быть актом прямого действия и не размываться ведомственным нормотворчеством. В нем должны быть ответы на все вопросы: как и где регистрируются СМИ, какие документы для этого нужны, кто осуществляет аккредитацию журналистов, что такое корреспондентский пункт, продукция СМИ и так далее.
Абсолютно не имеет под собой оснований и мнение о том, что новый закон вводит цензуру, считает Людмила Парфенова.
– Цензура массовой информации запрещена в нашей стране по Конституции, поэтому какие-либо предположения на сей счет могут делать только несведущие в законодательстве люди.
Противники нового закона особо дискутировали положения, касающиеся деятельности электронных СМИ. Но и тут все претензии надуманны. В законе нет ни одного слова о том, что в Беларуси будут регистрировать Интернет, говорит первый заместитель министра информации Лилия Ананич. Закон распространяется только на интернет-версии зарегистрированных печатных, телевизионных и радиовещательных СМИ. Иначе говоря, информация, содержащаяся в газете, не должна отличаться от той, что представлена в интернет-версии издания. Никаких других нормативных актов на сей счет министерство не готовит.
В процессе работы над законом были учтены предложения минского офиса ОБСЕ. На этот факт особо обратил внимание глава офиса ОБСЕ в Минске Ханс-
Йохен Шмидт. По его словам, в Беларуси уделяется большое внимание вопросам развития СМИ. Очень важно, что государство не намерено регулировать Интернет, по числу пользователей которого Беларусь находится в лидерах на постсоветском пространстве.
Практически каждая норма имеет свой аналог в законодательстве того или иного зарубежного государства. Например, ограничение участия иностранного капитала в уставном фонде СМИ (не более 30 процентов). Превышение этой нормы является поводом для отказа в регистрации. Жестко? Возможно. Но, во-первых, Беларусь вправе формировать свое национальное информационное пространство, и ограничение на участие зарубежного капитала вполне обоснованно определяет рамки для участия иностранных субъектов хозяйствования в формировании информационной сферы Беларуси. Во-вторых, законодательство других стран также ограничивает иностранных юридических и физических лиц в учреждении национальных средств массовой информации. Скажем, в Российской Федерации его доля не должна превышать 50 процентов уставного фонда СМИ, в Молдове – не более 49 процентов, в Казахстане – не более 20 процентов, а в Кыргызстане и Узбекистане действует полный запрет на учреждение СМИ иностранными лицами. На Украине аналогичный запрет установлен на учреждение телерадиоорганизаций.
Уведомительный характер перерегистрации СМИ был заимствован из законодательства Франции, норма о защите источника информации – из законодательства Норвегии. Положение закона, которое регулирует право лица на опровержение, аналогично нормам в Австрии, Франции, Германии, Нидерландах.
Норма об обязательной аккредитации иностранных журналистов, работающих в Беларуси, ничуть не ущемляет их права. Такое требование прописано в законодательстве России, Германии, Китая, Италии, Чехии, Австрии, Эстонии и других стран. А в Великобритании или США необходимо получить специальную журналистскую визу, которая, по сути, является формой аккредитации.
Вряд ли можно назвать «антидемократичным» запрет на финансирование СМИ от анонимных источников, а также от иностранных юридических и физических лиц, за исключением случаев их участия в уставном фонде. На примере стран, переживших так называемые «цветные революции», хорошо видно, чем заканчиваются свободные похождения в стране иностранного капитала под прикрытием разного рода неправительственных организаций.
И еще один принципиальный момент. Накануне вступления закона в силу глава государства Александр Лукашенко подписал Указ о совершенствовании работы государственных органов со средствами массовой информации. Теперь чиновники должны оперативно и своевременно предоставлять информацию и комментарии журналистам.
Что касается ограничений на распространение информации, то здесь принципиально ничего не изменилось. По-прежнему запрещена пропаганда войны, насилия, жестокости, экстремизма. Не может распространяться недостоверная информация, которая порочит честь и достоинство, деловую репутацию физических и юридических лиц. То есть любая свобода не должна переходить границы дозволенного, иначе она легко превращается в анархию. Как подчеркнула на этот счет первый заместитель главы Администрации Президента Наталья Петкевич, это слишком щекотливая тема, потому что один будет требовать свободу слова, а другой хочет быть защищенным от этой свободы. Здесь очень важно найти «золотую середину», сбалансировать интересы СМИ, государства и общества.

Евгений КОНОНОВИЧ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: Главное преимущество человека перед ИИ — умение работать в команде
  2. Владимир Путин выступил за расширение доступа к бесплатному образованию и поручил помочь худшим вузам и колледжам
  3. Владимир Путин призвал губернаторов назначить ответственных за кадровую политику в регионах
  4. Владимир Путин: Кадровые вопросы — фундамент развития России и ключ к реализации нацпроектов
  5. Умерла народная артистка России Вера Алентова
  6. Владимир Путин объявил 2026-й Годом единства народов России
  7. Дмитрий Песков: Путин поздравил Трампа с Рождеством телеграммой, телефонный разговор не планируется
  8. Дмитрий Песков: Россия анализирует итоги переговоров в Майами и сверяет позицию США по Украине
  9. ФСБ сообщила о предотвращении серии терактов в Калужской области, подготовленных по заданию спецслужб Украины
  10. Александр Лукашенко поздравил христиан с Рождеством Христовым
  11. Александр Лукашенко станцевал на новогоднем балу во Дворце Независимости и назвал его символом суверенных традиций
  12. Дмитрий Песков: Послание Путина Федеральному собранию в 2025 году не прозвучит
  13. Владимир Путин провел в Кремле предновогоднюю встречу с бизнесом и получил приглашение на съезд РСПП
  14. Владимир Путин направил новогодние послания Ким Чен Ыну и Мадуро, подчеркнув союзничество с КНДР и Венесуэлой
  15. Владимир Путин предложил приравнять украинские и донбасские спортивные звания к российским

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: Вызовы сплотили Россию и Беларусь

От наших усилий зависит не только будущее Союзного государства, но и судьба всего мира

Политика

За 2025 год Дума приняла 588 законов, в том числе 30 — на обеспечение СВО

Председатель Вячеслав Володин подвёл итоги работы Госдумы за уходящий год

МНЕНИЯ

Это не европейские лидеры тупые, это мы ещё умные

Олег Зинченко

Пугает, что наша молодёжь идёт по пути всего прогрессивного человечества.

Уроки Измаила

Анатолий Заусайлов

Дата 11(22 декабря) 1790 года навсегда вошла в нашу историю 

«Орешника не существует!»

Михаил Васильев

Так еще недавно говорили на Украине, но вдруг передумали

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также