САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Борис Орехов

Взяли стратегическую высоту

Россия расправляет крылья, утирая нос западным конкурентам, поспешившим списать в безвозвратный утиль отечественный гражданский авиапром. Не дождетесь!

Ширина фюзеляжа: 4,06 м, размах крыла - 35,9 м, максимальная вместимость - 220 пассажиров, скорость - 870 км/ч, максимальная дальность полета - 6400 км. ФОТО: ТАСС

Два дня - две воздушные премьеры подряд: МС-21 и Ил-114-300. Такого не было даже в Советском Союзе. Сказочный новогодний подарок стране сделали авиаторы.

BOEING В ШОКЕ

Первым 15 декабря в воздух поднялся красавец-лайнер МС-21. Пробный полет над аэродромом Иркутского авиазавода продолжался час двадцать минут. Пилотировал машину экипаж в составе летчиков-испытателей Василия Севастьянова, Андрея Воропаева и инженера-испытателя Александра Соловьева. После приземления пилоты доложили: все системы работали как часы, самолет легко управляется в воздухе.

- Машина, в общем, во!!! - поднял вверх большой палец командир Севастьянов.

В Airbus и Boeing эта новость вызвала шок. Появился конкурент, который уже в ближайшем будущем, нет сомнений, существенно потеснит их машины на мировом рынке. Хотя путь МС-21 в воздух получился длительным и трудным. Первая выкатка состоялась еще 8 июня 2016 года. Долгая работа объясняется тем, что в проект заложено много прорывных решений. Самолет, решили конструкторы, должен быть инновационным, комфортабельным и безопасным, а по экономической эффективности опережать своих прямых конкурентов - новейшие вариации А320 и B737. Крыло изготовили из композитных материалов. Чисто российское ноу-хау. И тут подножку поставили американцы: под флером санкций, в нарушение контрактных обязательств, прекратили поставку композитов. Их действия Владимир Путин назвал одним словом: «Хамство». Ничего - справились сами.

В итоге получился лучший самолет в классе среднемагистральных лайнеров. У него есть то, чего нет ни у кого из конкурентов, - широкие кресла и салон, в проходе свободно могут разойтись два пассажира. Таким образом, МС-21 задает новый уровень комфорта. Конструкция на треть сделана из композитов. Причем наши инженеры, в отличие от западных, научились отливать крупногабаритные детали сразу, а не клепать их по частям. А это выигрыш по прочности и технологичности изготовления машины.

- У американцев глаза на лоб полезли, когда они увидели, как это делается на ульяновском «Авиастаре». Они так не умеют, - с восторгом рассказывает заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов. - Авионика, радиооборудование, система обеспечения безопасности полетов - все также на базе своих комплектующих. Наша авиация становится полностью независимой. И это - отлично!

ТИХИЙ И БЕЗВРЕДНЫЙ

Но главная изюминка - уникальный, не имеющий аналогов в мире двигатель ПД-14 Пермского завода. Изначально планировалось ставить американский Pratt & Whitney. Но теперь в этом нет необходимости. Мы сделали лучше. Из собственных комплектующих. Хотя создать классный двигатель, это вам скажет любой авиатор, намного труднее, чем сделать сам самолет.

ПД-14 уникален по многим параметрам. Турбовентиляторный, двухконтурный движок с топливной автоматикой нового поколения. К тому же самый тихий в мире - на двадцать децибел меньше международных стандартов. Не ревет, а шелестит в воздухе. Плюс он самый безвредный для экологии и очень экономичный - потребляет керосина на двадцать процентов меньше, чем конкуренты, за счет этого дальше летит.

- Уже сейчас есть почти две сотни заказов на МС-21. В планах выйти на производство семидесяти самолетов в год. И завоевать свою долю на мировом рынке среднемагистральных лайнеров, - рассказал исполнительный директор госкорпорации «Ростех» Олег Евтушенко.

Вот и выходит, что несмотря на препоны и санкции, русские самолеты создали альтеранитву самому популярному американскому лайнеру. Незаменимый «Боинг-737» оказался не таким уж незаменимым.

ВТОРОЙ ПОШЕЛ

БОГАТЫРЬ «ИЛЮША»

Днем позже стартовала в небо еще одна новинка - турбовинтовой Ил-114-300.

Если МС-21 - этакий навороченный денди, то илюшинская машина - настоящая рабочая лошадь, которую заждались на региональных линиях внутри страны. Уникальный воздушный универсал вытворяет штуки, неподвластные большинству крылатых собратьев. Ему не нужны бетонные полосы. Запросто взлетает и садится на грунтовые аэродромы. То есть - в чистом поле. А если вместо привычных шасси приделать лыжи, то даже грунт не понадобится. Мягко приземлится на утрамбованный снег или лед. Это предусмотрено в арктической модификации.

Но прежде всего Ил-114-300 ждут обычные пассажиры на региональных авиалиниях, где он вполне может стать основным лайнером: вместительным, комфортным, современным. И заменит парк уже явно устаревающих АН-24.

Первый полет - как свидание с  невестой. Долгожданный и очень волнительный. Пилоты в рабочем режиме проверяют все системы: тягу, устойчивость, управляемость. После идеальной посадки командир экипажа, летчик-испытатель 1-го класса, Герой России Николай Куимов спокойно докладывает:

- Машина великолепная. Погода была сложная. Но техника показала себя очень надежно.

РОДНОЕ — НАДЕЖНЕЕ

НЕБЕСНЫЙ ВНЕДОРОЖНИК

«Cто четырнадцатый» начали разрабатывать еще в СССР. Но после распада Союза машина стала не нужна. Точнее, на ее доводку просто не было денег.

Гоняли в хвост и в гриву оставшиеся АНы, продлевая раз за разом их летный ресурс. Но вечно это продолжаться не могло. Покупать в современных политических реалиях импортную технику, во-первых, накладно, во-вторых, рискованно: поставщики могут запросто под любым предлогом прекратить отгрузку запчастей…

К идее модернизировать Ил-114 вернулись в 2016 году по поручению президента. Свое, родное всегда надежнее, да и к тому же лучше. Реанимированный проект переделали полностью. Изменили стреловидность крыла, что позволило сократить дистанцию разбега. Для региональной машины - показатель важнейший. Перелопатили и всю начинку. Авионика, связь, антиобледенительная система - все новейшее и только отечественного производства. От проекта, задуманного еще в советское время, осталось лишь название.

Новый «Илюша» может спокойно добраться туда, куда другие машины просто не летают, - до самых отдаленных маленьких аэродромов Сибири и Крайнего Севера. Это позволит связать прямыми авиарейсами многие регионы страны. Их жителям уже не придется летать к соседям с пересадкой через Москву.

- Это очень важное событие и для наших авиастроителей, и для всех перевозчиков, потому что на крыло сегодня встал один из самых востребованных типов самолетов, - сказал вице-премьер РФ Юрий Борисов.

Сертификат летной годности Ил-114-300 должен получить до конца 2022 года. Уже известно, что первые три серийных самолета отправятся в Арктику.





ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Сергей Новиков: К мирной жизни вернулись около 167 тысяч ветеранов СВО
  2. Вячеслав Володин вспомнил, как был Дедом Морозом в школе, и призвал депутатов «начать с себя»
  3. Александр Лукашенко новым главам Генпрокуратуры и СК: Никакой «революционной борьбы», все вопросы — через выборы
  4. Александр Лукашенко проводит кадровый день: Новые назначения в Генпрокуратуре и Следственном комитете
  5. Александр Лукашенко утвердил госпрограмму инновационного развития Беларуси на 2026–2030 годы
  6. Беларусь и Россия определили приоритеты сотрудничества в рыбном хозяйстве на 2026 год
  7. Вифлеемский огонь из Минска отправится в предрождественское путешествие по храмам России
  8. Вячеслав Володин: Госдума рассмотрит ужесточение штрафов за навязывание платных услуг потребителям
  9. Россия и Беларусь перекрыли канал ввоза особо крупных партий гашиша из ЕС
  10. Дмитрий Песков об убийстве генерал-лейтенанта Сарварова: Спецслужбы сделают всё необходимое
  11. Владимир Путин в Эрмитаже пошутил о «любви англичан пограбить» во время рассказа об Индии
  12. Латвия снова продлила усиленный контроль на границе с Беларусью до конца июня 2026 года
  13. Турчин и Мишустин по телефону обсудили совместные проекты Беларуси и России
  14. Трамп: Переговоры по украинскому урегулированию продолжаются и идут хорошо
  15. ПВО РФ за ночь и утро сбила 44 украинских беспилотника над несколькими регионами

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: Вызовы сплотили Россию и Беларусь

От наших усилий зависит не только будущее Союзного государства, но и судьба всего мира

Политика

Владимир ПУТИН: Верю в Господа, который никогда не оставит Россию

 Президент откровенно ответил на личные вопросы

МНЕНИЯ

Уроки Измаила

Анатолий Заусайлов

Дата 11(22 декабря) 1790 года навсегда вошла в нашу историю 

«Орешника не существует!»

Михаил Васильев

Так еще недавно говорили на Украине, но вдруг передумали

Западные СМИ показали очередную манипуляцию смыслами

Олег Зинченко

В этот раз спекуляция касалась последствий возможной блокады Калининградской области.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также