САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Слабости сильного звена

После распада CCCР и единой образовательной системы бывшие советские республики приступили к составлению собственного расписания уроков. Не исключение и Белоруссия, где взят курс на личностно ориентированное обучение.

Выбрать свой профиль

Однако сегодня родителей и общество в целом больше волнуют формальные признаки преобразований: начало образования с шести лет и увеличение срока обучения с 11 до 12 лет, переход школ на пятидневку, десятибалльная система оценок и национальные учебники.
15 января 2007 года вступил в действие новый закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании». Министерство образования на этом основании утвердило стандарт общего среднего образования, разработало 42 образовательных стандарта и разослало в школы, типовой план обязательных для изучения предметов.
В 2008/2009 учебном году общеобразовательная школа вступит в завершающий этап реформы: старшие классы перейдут на профильное обучение. А принятая недавно программа комплексной информатизации системы образования на 2007-2010 годы предусматривает создание единой информационной компьютерной сети учреждений образования и электронную поддержку каждого учебника.

Специалисты вместо бакалавров

Президент лично утверждает в должности ректоров государственных вузов и ежегодно подписывает указ о создании государственной комиссии по контролю за подготовкой и проведением вступительных испытаний.
Долгосрочные правила приема в вузы и ссузы также создавались по инициативе и под личным контролем главы государства. Год назад правила утверждены его указом, а потому имеют силу закона для всех учебных заведений страны, включая негосударственные.
Стенограммы многих совещаний хранят президентские пожелания ректорам «идти от жизни» и «сохранить все лучшее из советской школы». Поэтому последние годы войдут в историю высшей школы как время создания региональных университетов в райцентрах – Барановичах и Пинске, повышенного государственного внимания к подготовке технарей по заявкам предприятий и закрепления обязательной двухлетней отработки выпускников бюджетных отделений государственных вузов.
Выпускники, правда, и раньше были обязаны распределяться. Но только с 2006 года за неявку на первое рабочее место им полагается возмещать государству расходы на свое обучение. Суммы получаются даже более внушительными, чем цена учебы на внебюджетном отделении: выпускники обязаны оплатить все, включая собственную стипендию (если она, конечно, была) и часть коммунальных расходов университета. Поэтому количество не доехавших до первого работодателя выпускников в 2007 году сократилось с 20 процентов до 5-7 процентов. Их ищут, чтобы тем самым загодя вразумить дипломированных специалистов.
Долгосрочные правила приема в вузы закрепили вступительные испытания для абитуриентов в форме централизованного тестирования и практику проведения раздельного конкурса среди городских и сельских абитуриентов.
Белорусский парламент в самое ближайшее время примет во втором чтении закон «О высшем образовании». Он тяжело и долго вынашивался, потому что депутаты, педагоги, студенты и чиновники по-разному видели будущее белорусского образования. Одни хотели взять за эталон западные образцы, другие настаивали на необходимости вернуться к советской системе. Закон призван примирить оппонентов: он закрепляет принятую в Европе двухступенчатую систему высшего образования. Только на Западе вузы выпускают бакалавров и магистров, а в Белоруссии – специалистов и магистров. Бакалавров в Белоруссии больше не готовят. Хотя несколько лет назад в стране встречались бакалавры двух видов: одни учились в Белорусском государственном педагогическом университете имени М. Танка, другие – в Белорусском государственном университете. Педагогом-бакалавром считался выпускник-отличник, прослушавший дополнительный курс. Такому уже на первом рабочем месте полагалась вторая категория и доплата к зарплате. Бакалавр из БГУ расценивался как недоученный студент, обладавший только теоретическими знаниями. С вступлением в силу закона все вузы будут выпускать специалистов, а магистратура станет обязательной ступенькой на пути в аспирантуру.
– Я считаю, что из года в год качество подготовки законов об образовании улучшается. Мы сейчас, как говорят в театре, выходим на постановку «Гамлета» – на Кодекс об образовании, – резюмировал председатель Постоянной Комиссии Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир Зданович.

Нераскрытые потенциалы

– Если бы Белоруссия была самостоятельной республикой с 1921 года, то никогда в нашей небольшой стране не был бы создан такой научно-технический потенциал, – считает бывший министр образования Белоруссии, ныне ректор Белорусского государственного университета Василий Стражев.
Белоруссия долгое время была страной недюжинных интеллектуальных возможностей и… огромного количества нераскрытых потенциалов. Флагман отечественной высшей школы – БГУ – создает систему самостоятельной работы студентов. По замыслу ее авторов, наработками ведущего вуза смогут воспользоваться все другие учебные заведения Белоруссии. Государство давно выстроило систему выявления, поддержки и сопровождения талантливых и одаренных молодых людей. Ни один победитель предметной олимпиады, конкурса научных работ или международных фестивалей и конкурсов не остается без внимания президентских фондов по социальной поддержке одаренной и талантливой молодежи. В банке данных одаренной молодежи Министерства образования сегодня 5875 школьников, студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. За их учебой, научной деятельностью и карьерой следят добрые и внимательные глаза ответственных за кадровый резерв чиновников.
Когда каждый, а не только одаренный или талантливый, школьник почувствует такое же внимание государства и общества, мы с полным правом сможем объявить миру о том, что в Белоруссии идеальная образовательная система.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Минобороны Беларуси: Цели для комплекса «Орешник» Минск будет определять сам
  2. Вячеслав Володин: Вызовы Запада должны сплотить депутатов и сделать работу Госдумы эффективнее
  3. Александр Лукашенко: Странам, ответственным за геноцид белорусского народа, должен быть предъявлен счёт
  4. Сергей Новиков: К мирной жизни вернулись около 167 тысяч ветеранов СВО
  5. Вячеслав Володин вспомнил, как был Дедом Морозом в школе, и призвал депутатов «начать с себя»
  6. Александр Лукашенко новым главам Генпрокуратуры и СК: Никакой «революционной борьбы», все вопросы — через выборы
  7. Александр Лукашенко проводит кадровый день: Новые назначения в Генпрокуратуре и Следственном комитете
  8. Александр Лукашенко утвердил госпрограмму инновационного развития Беларуси на 2026–2030 годы
  9. Беларусь и Россия определили приоритеты сотрудничества в рыбном хозяйстве на 2026 год
  10. Вифлеемский огонь из Минска отправится в предрождественское путешествие по храмам России
  11. Вячеслав Володин: Госдума рассмотрит ужесточение штрафов за навязывание платных услуг потребителям
  12. Россия и Беларусь перекрыли канал ввоза особо крупных партий гашиша из ЕС
  13. Дмитрий Песков об убийстве генерал-лейтенанта Сарварова: Спецслужбы сделают всё необходимое
  14. Владимир Путин в Эрмитаже пошутил о «любви англичан пограбить» во время рассказа об Индии
  15. Латвия снова продлила усиленный контроль на границе с Беларусью до конца июня 2026 года

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: Вызовы сплотили Россию и Беларусь

От наших усилий зависит не только будущее Союзного государства, но и судьба всего мира

Политика

За 2025 год Дума приняла 588 законов, в том числе 30 — на обеспечение СВО

Председатель Вячеслав Володин подвёл итоги работы Госдумы за уходящий год

МНЕНИЯ

Уроки Измаила

Анатолий Заусайлов

Дата 11(22 декабря) 1790 года навсегда вошла в нашу историю 

«Орешника не существует!»

Михаил Васильев

Так еще недавно говорили на Украине, но вдруг передумали

Западные СМИ показали очередную манипуляцию смыслами

Олег Зинченко

В этот раз спекуляция касалась последствий возможной блокады Калининградской области.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также