12 Сентября 2018 года / Текст:  Софья Арсеньева / К номеру: 42  (805)

Вселенная, прием!

В Минске проходит XXXI Международный космический конгресс.

Вселенная, прием!

В открытом уроке поучаствовали «небожители» с МКС – Сергей Прокопьев и Олег Артемьев. Фото: БЕЛТА

УРОК АСТРОНОМИИ

Как стать космонавтом? Скоро люди колонизируют другую планету? Какой распорядок дня на МКС? За полчаса телефонного разговора с космонавтами Олегом Артемьевым и Сергеем Прокопьевым минские школьники завалили их десятками вопросов. Сеанс связи с Международной космической станицей устроили во время открытого урока, который в городской ратуше провел российский космонавт с белорусскими корнями Олег Новицкий.

Сергей Прокопьев признался, что на орбите из еды ему больше всего не хватает… арбузов. А Олег Артемьев, на Инстаграм которого подписаны 233 тысячи человек, поделился секретом удачного космического снимка:

- Использую «тяжелую артиллерию» - объективы с фокусным расстоянием до 1600 миллиметров. Минск через них виден очень четко.

Экипаж МКС с орбиты поприветствовал всех участников конгресса, причем сразу на трех языках - английском, русском и белорусском.

Олег Артемьев пожелал «усяго найлепшага» (всего наилучшего. - бел.) и снова подчеркнул свою связь с Беларусью:

- Мой папа родился в поселке Друя Витебской области, и сейчас родители живут в Витебске. Жена моя из Барановичей. Вас нигде так не примут, как в Беларуси. Добрейший народ.

ПРОРЫВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Всего на международный форум съехалось около сотни космонавтов, астронавтов, тайконавтов со всего мира. Самая большая делегация - из России.

- Когда ехал в Минск, был уверен: все пройдет на должном уровне, но не ожидал, что планка будет настолько высокой. Организация на пять с плюсом, - поделился впечатлениями российский летчик-космонавт Михаил Корниенко.

Минск стал площадкой для проведения технических сессий Ассоциации участников космических полетов и доказал, что Беларусь готова расширять космические программы. В Национальной академии наук создают центр по производству оптики для космоса, причем в этой сфере белорусские ученые занимают лидирующие позиции в мире. Среди ноу-хау - зеркала для космических телескопов из карбида кремния. Это новый материал, он позволяет улучшить качество и снизить вес оптики. Кроме того, белорусские химики планируют проводить на орбите эксперименты для разработки новых лекарств. Процесс кристаллизации белков, на основе которых создают медпрепараты, в невесомости протекает гораздо быстрее, чем на Земле.

ТЕПЕРЬ И ПИСАТЕЛЬ

Олег Новицкий вместе с женой анонсировал выход двух книг о своих полетах - «114 фото

114-го космонавта» и «114 вопросов 114-му космонавту».

Нетрудно догадаться, что это число - порядковый номер Олега Новицкого в плеяде покорителей космоса СССР и России.

О чем книги? Обо всем том, что он видел, пока находился на орбите. Архив собрался приличный. Сейчас главное - привести его в порядок и красиво оформить. Помогать будет супруга Юлия. У нее уже есть писательский опыт. В белорусском издательстве «Мастацкая літаратура» вышла ее книга в двух частях «Олег Новицкий. Голос сердца. Дневник жены космонавта».

Олег поделился своими планами на будущее:

- До 2020 года я с Земли ни ногой, а потом - снова покорять звездные просторы. Медкомиссию уже прошел.

ТРИ ГЕРОЯ

В Минске на улице Космонавтов установили памятный знак в честь белорусов, покоривших просторы Вселенной. Шестиметровую стелу украшает барельеф с профилями и автографами космонавтов - Героев Советского Союза Петра Климука, Владимира Коваленка и Героя России Олега Новицкого. Все трое пришли на открытие памятника.

- Испытываю ли я гордость от того, что был в космосе? Тут не надо гордиться, просто надо быть благодарным тем, кто тебя воспитывал, с кем ты жил, своим друзьям, родным за все то, что они сделали для тебя, что тебе так повезло, - сказал Петр Климук.