САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Борис Орехов

Русскую «Ниву» создал белорус

На 76-м году ушел Петр Прусов - конструктор первого народного внедорожника, опередившего свое время

Фото: ТАСС

РОЖДЕННАЯ ВЫПОЛЗАТЬ


Она забиралась в Гималаях на высоту 5728 метров, «прыгала» с парашютом на Северный Полюс и даже более десяти лет «зимовала» в Антарктиде на станции «Беленсгаузен», безотказно бегая по снежному бездорожью при -50 градусах. И даже не чихала... Чудо на четырех колесах, сотворенное гениальным уроженцем Витебщины Петром Прусовым, - автомобиль «Нива».

Петр Прусов внедорожной техникой заболел еще в юности. Родился он 6 января 1942 года в селе Зубки Витебской области. Мальчишкой пахал целину на тракторе ДТ-54. В начале 60-х годов служил механиком-водителем тяжелого танка ИС-2 с минным тралом. Во время разминирования в Алжире подорвался посреди пустыни, его только через несколько дней обнаружил наш вертолет - крови были полные сапоги. Матери уже успели сообщить, что сын погиб при исполнении воинского долга. А земляки, когда он вернулся из армии, прозвали «дважды рожденный».

На ВАЗ он попал, окончив с отличием Запорожский машиностроительный институт. На местном автозаводе талантливому инженеру сулили золотые горы, но Прусов сам попросился, чтобы его распределили в Тольятти. Это был знак судьбы. Иначе никакой бы «Нивы» не было.

ПО ЗАДАНИЮ КОСЫГИНА

Задачу создать легковушку для села перед заводом поставил лично Председатель совета министров СССР Алексей Косыгин. Просил сделать такой вариант «Жигулей», чтобы порхал по колдобинам.

Почти все выпускаемые в мире в то время джипы имели отключаемый передний привод и рамную конструкцию. На ВАЗе решили сделать все с точностью до наоборот: постоянный полный привод, независимая подвеска, несущий кузов, плюс - комфортабельный салон.
Забавно, но выбор в пользу полного привода конструкторов во главе с Прусовым заставила сделать... технологическая бедность. Поскольку будущий внедорожник надо было производить на том же конвейере, что и все «Жигули». Вот только жигулевские детали трансмиссии не выдерживали перегрузок. Тогда конструктор обратился к опыту коллеги Анатолия Лефарова, который еще в середине 50-х годов создал полноприводный грузовик МАЗ-501.

ОБСКАКАЛА ВСЕ ДЖИПЫ

Сначала идею с полным приводом на ВАЗе восприняли в штыки. Прусов спорил с руководством до хрипоты, грозился уйти из проекта. Но в конце концов  победил.

- Максимально используя уже выпускаемые детали, мы уложились в смехотворную, по меркам мирового автопрома, сумму. Все работы по конструированию и запуску «Нивы» в производство обошлись примерно в 50 миллионов долларов, - говорил позже Прусов.
На испытаниях новинку гоняли в хвост и гриву. Исколесили на ней тысячи километров - от снегов Заполярья до песков Туркмении. В сравнительном заезде по разбитому вдрызг участку полигона в Димитровграде «Нива» обскакала не только серийный «уазик», но и лучшие на тот момент зарубежные внедорожники - «Рейндж-Ровер» и «Ленд-Ровер-88». Там, где заморские гости безнадежно вязли, «Нива» прорывалась.

Пятьдесят первых серийных автомобилей собрали в феврале 1976 года - к очередному съезду КПСС. Стоила она по советским меркам целое состояние - девять тысяч рублей. Почти, как «Волга». И все равно «Ниву» было не достать. 80 процентов вазовских внедорожников уходили за границу, где советский чудо-джип пользовался ажиотажным спросом.

Революционное творение Петра Прусова оказало влияние на производство внедорожников во всем мире.В середине 80-х японцы подарили Прусову рекламный проспект своей будущей модели «Сузуки-Витара» с надписью: «Крестному отцу нашего автомобиля…»

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: Российский и украинский меморандумы прямо противоположные, но переговоры проводятся для поиска пути сближения
  2. Александр Лукашенко: Мы договорились выработать определенную дорожную карту, по которой будем организовывать движение в ближайшее время
  3. Владимир Путин: Соглашение об экономическом партнерстве между Евразэс и ОАЭ расширит торгово-экономические связи
  4. Валентина Матвиенко: Сотрудничество регионов - фундамент Союзного государства
  5. Дмитрий Чернышенко: Беларусь и Россия планомерно расширяют двустороннюю кооперацию
  6. Ольга Германова: Дети России и Беларуси должны получить еще более широкие возможности отдыха в оздоровительных лагерях Союзного государства
  7. Сотни тысяч учащихся Беларуси и России создали Ассоциацию благодаря сотрудничеству школ
  8. Наталья Кочанова: Беларусь приняла 132 визита делегаций России за прошлый год
  9. Владимир Путин принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета в Минске
  10. Сергей Глазьев: Информационная среда - главный фронт гибридной войны
  11. Александр Лукашенко прокомментировал удары по Ирану
  12. Минобороны: ВС РФ освободили Новую Кругляковку и Петровское в Харьковской области
  13. Минобороны: ВС РФ нанесли групповой удар аэробалистическим гиперзвуковым ракетным комплексом «Кинжал»
  14. Александр Лукашенко: От молодежи зависят место и роль Беларуси и России на будущей геополитической карте мира
  15. Эксперты отмечают важность создания общей правовой среды в Союзном государстве для развития транспортной отрасли

Парламентское Собрание

Груз ответственности за груз

Как сделать, чтобы дроны не взлетали с автофургонов

Политика

Папочка для ручных собачек

Саммит НАТО стал позорной страницей для Европы и Украины

МНЕНИЯ

Пожмём ли руки гадам?

Олег Зинченко

СВО завершится — бесспорно. Открытым лишь остаётся вопрос, как мы будем сосуществовать с подонками.

Костюмчик не той системы

Анатолий Заусайлов

Саммит НАТО в Гааге для тех, кто мечтал в очередной раз осудить Россию, оказался полным пшиком. 

Слон в посудной лавке

Андрей Удальцов

Трамп отдает приказы, не задумываясь о последствиях

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также