САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Борис Орехов

Николай Антошкин, командующий авиационной группировкой в Чернобыле: Летчики отказывались отдыхать! Их силой отгоняли от машин

Благодаря подвигу пилотов и ВДВ, которые "закрывали" реактор, удалось спасти от беды миллионы людей.

Некогда цветущий город Припять, где жили работники Чернобыльской АЭС, стал памятником. Фото: Владимир Репик/ ТАСС

Пожарные были бессильны


Реактор рванул в полвторого ночи. В пять утра генерал-майора Николая Антошкина, в ту пору начальника штаба ВВС Киевского округа, разбудил телефонный звонок дежурного: «Вам срочно надо выехать в Чернобыль, там что-то случилось, возможно, понадобится помощь авиации». Никаких вещей с собой не взял. Думал, вернется через денек.

В дороге пришлось обгонять длиннющий караван - полторы тысячи автобусов и крытых грузовиков гнали, чтобы вывезти население. Эвакуация заняла два часа. Вывезли 44 460 человек из 49 000. Остальные покидали зловеще опустевший город на своих автомобилях.

Вечером с оперативной группой он стоял на крыше десятиэтажной гостиницы «Припять». В километре дымил развороченный взрывом реактор.

- Внутри реактора горели тонны графита и других веществ. Пожарные были бессильны, - рассказывает Николай Антошкин. - Тушить очаг решили с вертолетов. В Чернигов из Кировоградской области первым перебросили по тревоге 51-й гвардейский вертолетный полк. Они только вышли из Афгана, а их сразу - сюда. Ночью, в грозу, в ливень - но дошли без происшествий. Средств связи у меня с собой не было. Позвонил им из горкома партии, объяснил: «Увидите, на берегу Припяти рядом с пристанью клумба большая, я еще фуражкой буду вам махать. Махну - сразу садитесь». Утром 27-го первые два вертолета приземлились в Чернобыле. Вокруг я приказал полить водой, чтобы люди не надышались радиоактивной пылью, поднятой винтами при посадке.

Подлетали к самому жерлу

- По рекомендации ученых, опасное пятно решили наглухо запечатать защитным слоем. То есть мешками с песком. Как их сбрасывали?

- Вручную, из грузового отсека вертолетов. Песок брали поблизости в карьере - в помощь дали рабочих, подключали милиционеров после ночных дежурств. Грузить мешки помогали и борттехники, они же сбрасывали их на реактор.

Борттехника привязывали тросом, он подтаскивал куль весом до ста килограммов к раскрытой двери. Кидал, когда вертолет зависал над горящим жерлом. Подлетали к реактору на высоте двести метров. В кабине - жарища под двести градусов.

Академик Валерий Легасов меня тогда спросил: «Ты сколько летчикам говоришь рентген на высоте?» «Полторы тысячи», - отвечаю. Легасов покачал головой: «Ты ошибаешься. Там не меньше трех, а то и 3,5 тысячи». Точно мы и не могли знать. Приборы, что у нас были, измеряли радиацию только до пятисот рентген.

У борттехников после трех-четырех вылетов начинались приступы рвоты, после каждой посадки бежали в кусты. В первый день сбросили на реактор почти шестьдесят тонн. «Крохи, - сказали мне ученые. - Нужно в сто раз больше!»

Что делать? Наращивать вертолетную группировку? Но тогда мы угробим облучением всю армейскую авиацию. Тогда я придумал вместо мешков использовать парашюты. Засыпали в купол полторы тонны песка и за стропы цепляли к внешней подвеске вертолета.

Здорово помогли ВДВ. Один за другим начали приземляться транспортные самолеты, набитые парашютами - всего доставили более 18 тысяч. Из них 9325 (это точная цифра), груженных песком и свинцом, мы сбросили на реактор.

Будильник и дырявое ведро

- Люди выполняли свой долг, понимали, на что идут, что получат огромную дозу облучения. Но готовы были жертвовать собой ради Родины. Это не громкие слова. Так было на самом деле. Подобный героизм воспринимался тогда как само собой разумеющееся. Работали на износ, спали по пять часов в сутки. С рассветом садились в кабину и опять шли на реактор. Никто ни разу не свернул с боевого курса. И ни один авиатор без приказа район катастрофы не покинул.

- Вам самому удавалось поспать?

- Первые четверо суток - нет. Ни единой минуты. Не знаю, как держался. Просто не мог отключиться - в голове постоянно крутились какие-то мысли. Тогда, в самые первые дни, счет шел на минуты. Москва еще давила постоянно. На ходу минут десять вздремнешь, не закрывая глаз, и все.

На пятые сутки голова просто перестала соображать. Взял будильник, дырявое ведро, говорю солдату: «Через четыре часа разбудишь, хоть водой обливай». До конца жизни не забуду. Только глаза закрыл, солдат меня уже трясет: «Товарищ генерал, вставайте, пора». Чуть не врезал ему спросонья. Только когда вышел из района катастрофы, дали мне отдохнуть, проспал без перерыва полтора дня.

В медкнижках уменьшали дозы облучения

- Какую дозу облучения получили?

- Чуть более шестисот рентген. Врачи меня предупредили, что последствия дадут о себе знать лет через десять. Но я первые признаки почувствовал уже там: в горле першило, сухость во рту, постоянный привкус ржавого железа. Кто йодистые таблетки не глотал, сипели. Я глотал и этим сберег себе щитовидку.

- Из госпиталя, однако, сбежали, когда вернулись в Киев.

- Валяться да витамины пить, что ли? Надел штаны, китель, сиганул через забор и больше там не появлялся.

- Слышал, что летчики, прошедшие Чернобыль, чтобы остаться в авиации, вырывали из своих медицинских книжек страницы, где значились истинные дозы их облучения, и вписывали меньшие.

- Я сам так сделал. Записал только 25 рентген, чтобы не таскали по госпиталям. Но лечусь постоянно. Радиацию из организма вывел нетрадиционным способом, люди добрые подсказали специалиста. Потому и живой сижу перед вами. Из ВВС ушел несписанным пилотом в 55 лет. Летать заканчивал на Су-27. Выдерживал перегрузку в 9 g. Не все молодые летчики на это способны. А Чернобыль - всегда со мной. И память, и боль - все вместе…

Николай Антошкин, командующий авиационной группировкой в Чернобыле: Летчики отказывались отдыхать! Их силой отгоняли от машин
Фото: Владимир Трефилов/ РИА Новости

Досье «СВ»

Николай Антошкин родился в 1942 году в деревне Кузьминовка в Башкирской АССР. Командовал фронтовой авиацией ВВС России. За личный вклад в успешное проведение работ по ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции удостоен звания Герой Советского Союза. Генерал-полковник, доктор военных наук, депутат Госдумы РФ.



Вместо пяти вылетов - тридцать
Авиационная группировка выполнила больше 28 тысяч рейсов.


Работали не только вертолеты, но и самолеты - разведчики, дозиметристы, транспортники. Но основной груз лег, безусловно, на вертолетчиков - их прошло через Чернобыль несколько сотен.

- Люди не роптали?

- Наоборот! Некоторых пилотов приходилось чуть ли не силой гнать от машин. Норматив - четыре-пять вылетов в день. Они же делали почти три десятка. Даю команду: «На сегодня хватит!» Но куда там... Через какое-то время опять слышу в эфире их голоса - снова пошли на реактор.

Никогда не злоупотреблял крепкими выражениями, но здесь не выдерживал. Ведь силы человеческие не беспредельны. А если бы кто-то из них от усталости и нервного напряжения потерял контроль над машиной и рухнул в самое жерло? До сих пор, когда об этом вспоминаю, волосы шевелятся на голове.

Николай Антошкин, командующий авиационной группировкой в Чернобыле: Летчики отказывались отдыхать! Их силой отгоняли от машин
Фото: Инякин/ РИА Новости

Японские роботы разваливались, а люди стояли до последнего

- Там было, как на войне. Надо Родину защищать, своих детей. Надо справляться с последствиями катастрофы. На-а-адо! - жестко говорит Роман Соколовский, председатель сразу двух краснодарских общественных организаций - инвалидов «Чернобыль» и национально-культурной «Белорусы Кубани». Когда случилась авария, ему было 28 лет.

Ночью 14 мая 955-й отдельный механизированный полк гражданской обороны Северо-Кавказского военного округа, базировавшийся в станице Динской Краснодарского края, подняли по тревоге.

- Сама авария на ЧАЭС случилась 26 апреля, но официально о ней сообщили только восемнадцать дней спустя, - объясняет Соколовский. - Жили в палаточном лагере в пятидесяти километрах от Припяти. Когда приехали в город, аж мороз по коже пробежал - никого нет! Мертвый. Только звенящая тишина. Идем по улицам, а навстречу - обезумевшие кошки, собаки.

В Припяти мы отмывали дома от радиации. Ковшами зараженную землю срезали и вывозили в могильники, которые сами и рыли, - глубокие ямы, обложенные изнутри и снаружи бетоном.

Я был замполитом батальона специальной обработки. Отвечал и за питание. В городе где-то нужно было место найти для столовой. Увидели ресторан с наглухо закрытыми окнами. Значит, опасная пыль внутрь не прошла. Зашли, и прямо жутко стало. Как будто клиенты и персонал вышли и скоро вернутся. На столиках - тарелки, кружки. На стойке - открытые бутылки с вином. Измерили уровень радиации - низкая. Там и решили устроить себе столовую. Еду не готовили, привозили в специальных термосах.

Как-то приехали «чистые». Так мы называли тех, кто еще не облучен. Их направили на уборку крыши третьего реактора. До них японских роботов запускали, но они развалились на части, не выдержали радиации. Надежда была только на людей. Нас туда уже не пускали - к тому времени мы хорошо «пропитались». Там, на крыше третьего реактора, нужно было схватить кусок радиоактивного графита и перекинуть его на крышу четвертого реактора, который потом накрыли саркофагом и законсервировали. Работали по секундомеру - управиться надо было за минуту 15 секунд. Многие выходили зеленые. После этого их сразу домой отправляли. Они были непригодны для работы.

Николай Антошкин, командующий авиационной группировкой в Чернобыле: Летчики отказывались отдыхать! Их силой отгоняли от машин
Фото: Виталий Аньков/ РИА Новости

Ликвидатор, уфимец Олег Степанов: Мы обслуживали вертолеты заливавшие бетоном взорвавшийся энергоблок

- В 1987 году отправили служить в Киевский военный округ - наши авиаторы там очень ценились. Июль, жара страшная. Выхожу на вокзал в Киеве, а воздух какой-то странный - ни пылинки! Оказалось, по всему городу протянули трубы с дырочками и везде по улицам вода льется - радиационную пыль прибивает.

Служил в штабе 17-й воздушной армии, в Конотопе (400 км от Чернобыля). А через полгода отравили в поселок Климово, в шестидесяти километрах от Припяти. На улице минус двадцать, в казарме +10. Легли спать одетые. В первое же утро вся рота проснулась, как с бодуна - башка трещит, во рту сухость. И так всю неделю. Потом привыкли. Даже грибы собирать не боялись, с дозиметром ходили: не трещит - наш клиент!

Обслуживали двигатели самолетов и вертолетов. Еще должны были вертолеты обрабатывать дезактивационной жидкостью. Это такой адский компот из порошка, хлорки и еще бог знает чего - через три дня от хлопчатобумажной тряпки оставалась лишь редкая сеточка. Без спецкостюма - прорезиненного комбинезона и противогаза - подходить к ним запрещали на пушечный выстрел. Потом только узнали, что эти вертолеты летали в Припять, заливали бетоном энергоблок.

Николай Антошкин, командующий авиационной группировкой в Чернобыле: Летчики отказывались отдыхать! Их силой отгоняли от машин
На въезде в опасную зону стояли посты. Со всех машин смывали радиационную пыль. Фото: Валерий Зуфаров/ ТАСС

Если бы не подвиг пожарных, стерло бы пол-Европы

Полковник внутренней службы в отставке Анатолий Симонов помнит свою чернобыльскую командировку до мелких деталей. Во время катастрофы он работал заместителем главы пожарной охраны Воронежской области. Отвечал за безопасность на другой атомной станции - Нововоронежской.

- За два года до катастрофы я был на Чернобыльской АЭС на совещании руководителей пожарной охраны. Там заметил то, чего не было на других станциях. Когда выходили из блока, дозиметр начинал звенеть на нашу обувь. Представители АЭС тогда отвечали: «Это все допустимые нормы, ничего страшного нет». Это иллюстрация факта, что в то время немножко непрофессионально, слишком легко относились к атомной станции.

Через четыре дня после трагедии меня отрядили в опасную зону. По дороге просто летели - была совершенно пустой. Остановились, когда увидели бензовоз. Не знаю, какому ведомству он принадлежал, но водитель бесплатно отпускал топливо, только записывал номера автомобилей. Вышли мы из машины… А вокруг такие леса замечательные! Это же на границе с Беларусью с ее пущами. Казалось, что все хорошо…

Меня встретил начальник пожарной охраны Украины Филипп Десятников. Рассказал о подвиге пожарных, которые тушили огонь вблизи разрушенного реактора. Что многие из них получили слишком большую дозу, их в критическом состоянии увезли в Москву. Я тогда сказал: «Им всем надо давать Героя, они заслужили это звание! Если бы они упустили пожар и он распространился на другие блоки, что было бы тогда?»

Увы, звание Героя СССР присвоили только трем пожарным: при жизни - майору внутренней службы Леониду Телятникову, а посмертно - лейтенантам внутренней службы Виктору Кибенку и Владимиру Правику. Ни одного рядового не отметили высокой наградой.

Чернобыль и Припять - страшная картина. Пустые дома, закрытые пленкой колодцы. Кругом куры, собаки, которые не могли ходить, поэтому ползали... После спецприказа животных начали отстреливать.

В Чернобыле нас разместили в двухэтажном здании пожарной части. Каждый день нам выдавали новый комплект одежды, старый сжигали. Отвечали за пожарную безопасность вместе с заместителем начальника Главного управления пожарной охраны СССР Игорем Кимстачем, который был знатоком Курской АЭС. Обе станции строились по одному плану. Благодаря этому Кимстач знал, куда ведет каждая дверь на ЧАЭС.

- Составили предписание из 33 пунктов. Потом выбрали три самых важных. Перво-наперво нужно было восстановить разрушенную систему пожарной автоматики. Поехали вручать этот документ директору ЧАЭС Виктору Брюханову. Вскоре Верховный суд СССР приговорит его к десяти годам лишения свободы. Отсидит он всего четыре, потом его опустят.

Тогда Брюханов сказал: «Если бы не пожарные, мы бы с вами не беседовали в этом кабинете. И половины Европы сейчас бы не существовало».

Подготовили Ольга Сухова, Станислав Шевченко, Наталья Вязовкина

Александр Проханов, журналист, писатель:

- Я тогда писал роман об атомной станции. По сюжету предполагалось, что я стану свидетелем  крупной аварии. И она странным мистическим образом произошла по-настоящему. Через десять дней после катастрофы я был там.
После взрыва четвертого блока был большой выброс - куски графита с большой высоты падали на кровлю, прошибали ее и устилали пол. Помню, как из этих дыр светило - будто лучи лазера под разными углами.

Николай Антошкин, командующий авиационной группировкой в Чернобыле: Летчики отказывались отдыхать! Их силой отгоняли от машин
Фото: Виктор Гусейнов/ kpmedia.ru

Там была безумная радиация, сотни рентген, и солдаты химзащиты выстраивались перед стеной этого блока. Их были там сотни. Командир выпускал по одному. Они должны были в том блоке находиться примерно тридцать секунд. Вбегали, хватали обычный совок и веник, мчались в ту точку, которую указывал командир. Нужно было подцепить кусок графита - большой или крохотный - веником на совок и бежать к мусорному контейнеру.

Они очищали просто вручную. Другой технологии тогда не было - ни роботов, ни спецмашин. Возвращались оттуда бледные, трясущиеся. Стягивали с себя бахилы и робы, полные пота - как будто их в бассейн окунули.воспоминание


ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Бельгия возобновила ввоз алмазов из России
  2. Роскосмос показал циклон «Гори», который обрушился на центральную часть России
  3. 400-килограммовый мужчина, для госпитализации которого пришлось отпиливать решётки на окнах, умер в больнице
  4. Путин подписал закон о проведении Всемирных игр дружбы
  5. Слуцкий: ПАСЕ деградирует на глазах и уходит в лютый антироссийский маразм
  6. Путин проведет переговоры с Алиевым
  7. Директор ЦРУ заявил, что Украина может потерпеть поражение к концу 2024 года
  8. В Самаре задержали двух подростков, пытавшихся поджечь военный вертолет
  9. Взаимное признание виз в России и Беларуси может заработать в этом году
  10. В Госдуме предложили отсылать бродячих собак на СВО
  11. 21-летнего Шахина Аббасова задержали
  12. Президент провел оперативное совещание с постоянными членами Совета Безопасности
  13. В WADA заявили, что Россия не заплатила обязательные взносы за прошлый год
  14. Лавров: Россия не будет делать никаких пауз в СВО в случае новых переговоров с Украиной
  15. Лавров раскрыл часть пунктов стамбульского соглашения

Парламентское Собрание

Артем Туров рассказал о развитии транспортной инфраструктуры в Союзном государстве

Сегодня в Минске стартовал Второй белорусско-российский туристический конгресс

Политика

Владимир Путин и Александр Лукашенко: Без России мирный процесс невозможен

Президенты провели в Кремле обширные переговоры, встретились с космонавтами, вернувшимися с МКС, и поздравили с золотой свадьбой чету оленеводов с Ямала.

МНЕНИЯ

Запад поставил очередной рекорд маразма

Валерий Чумаков

Журнал TIME опубликовал список самых влиятельных людей мира 2024 года

Макрон в поход собрался

Павел Родионов

Президент Франции Эмануэль Макрон в своем русофобском угаре, кажется совсем, как в песне Высоцкого, дошел до точки, и всерьез готовится отправить свои войска на Украину.

Суд с душком

Татьяна Вахромеева

Процесс над Трампом – явная попытка устранить политического оппонента

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также