САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Интернет нам не указка?

Раскрывать способности и развивать личность каждого ребенка, пробуждать в учениках интерес к знаниям, прививать культуру и готовность к успешной взрослой жизни под силу только талантливому, владеющему передовыми технологиями учителю. Требования к личности учителя неизменны во все времена. А вот спектр технологий и возможностей сегодня гораздо шире, чем десятилетия назад.
Как разглядеть среди сотен тысяч учеников школ будущих учителей и помочь им правильно определиться с жизненной дорогой? И кто поможет наставнику держать руку на пульсе новых технологий?

Раскрывать способности и развивать личность каждого ребенка, пробуждать в учениках интерес к знаниям, прививать культуру и готовность к успешной взрослой жизни под силу только талантливому, владеющему передовыми технологиями учителю. Требования к личности учителя неизменны во все времена. А вот спектр технологий и возможностей сегодня гораздо шире, чем десятилетия назад.
Как разглядеть среди сотен тысяч учеников школ будущих учителей и помочь им правильно определиться с жизненной дорогой? И кто поможет наставнику держать руку на пульсе новых технологий?

К тайнам мыльного пузыря

На днях Президент Беларуси вручил главный приз республиканского конкурса педагогического мастерства – «Хрустального журавля» и ключи от автомобиля – учительнице английского языка Инессе Зубрилиной.
«Учитель года – 2011» работает в гимназии №1 небольшого городка Дятлово Гродненской области, является тринадцатым звеном в семейной педагогической династии и смело берет на вооружение инновационные методики преподавания. В начале текущего года она уже получила диплом 1-й степени республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» за разработку программного обеспечения для интерактивной доски – неизменного атрибута своих уроков.
Уважение к педагогическим традициям и инновационное мышление объединяют всех финалистов нынешнего конкурса «Учитель года». Не говоря уже о шести лучших педагогах, вышедших в суперфинал. Некоторые из них известны уже не только в своей стране, но и за ее пределами.
Учитель физики, директор средней школы №18 Полоцка Дмитрий Шиц, например, доказал, что эффективным средством повышения качества преподавания физики является… флеш-анимация. Ее использование дает возможность экономить время, затрачиваемое на объяснение и закрепление материала. Опыт белоруса Дмитрия Шица был представлен и получил высокую оценку коллег весной текущего года на международном педагогическом марафоне в Великих Луках. В планах педагога – расширение базы анимации и создание соответствующего сайта, чтобы не только учителя городских школ, но и все желающие, в том числе жители других стран, могли воспользоваться флеш-наработками.
Его коллега, учитель физики и астрономии, завуч Гродненской гимназии №3 Игорь Маслов считает, что каждый урок должен нести ученику открытия, поэтому разработал алгоритм проектирования эвристических заданий. На его уроках школьники создают облака, исследуют тайны мыльного пузыря и выводят формулу устойчивости снеговика. Между прочим, алгоритм белорусского учителя Игоря Маслова используется сотрудниками кафедры естествознания Российского центра «Эйдос» при составлении эвристических заданий для всероссийских дистанционных олимпиад по естественно-научному блоку предметов. С 2006 по 2010 год в эвристических дистанционных олимпиадах приняли участие свыше 5 тысяч учеников из Беларуси, России и Казахстана.
Трое других вышедших в суперфинал педагогов – учителя биологии Елена Тилюпо (г. Кричев) и Елена Гарбар (поселок Октябрьский), учитель математики Лошницкой районной гимназии (Борисовский район) Иван Якименко проводят интегрированные уроки, активно используют технологии развития критического мышления, создают электронные пособия, увлекают детей научно-исследовательской работой… Словом, работают так, что каждый пришедший на их открытый урок родитель вздохнет: «Если бы все учителя так выкладывались!..»

"Журавль" расправляет крылья

А что можно сегодня сделать для того, чтобы передовой педагогический опыт выходил за пределы отдельных кабинетов или учреждений образования?
В 2007 году задавшиеся этим же вопросом участники и организаторы конкурса «Учитель года» по собственной инициативе объединились в клуб «Хрустальный журавль».
Провозгласив своими задачами повышение престижа учительской профессии, содействие профессиональному общению и распространение передового педагогического опыта, участники клуба стали ездить по городам и весям Беларуси с открытыми уроками и лекциями.  В клубе около 70 участников, за время его существования в его мероприятиях приняли участие свыше полутора тысяч учителей. Это, конечно, хорошо, но, по мнению членов клуба, мало, ведь в Беларуси более 220 тысяч педагогов.
Развить идею обмена передовым педагогическим опытом и ввести в школах такую категорию, как учитель-методист, недавно предложил «Учитель года – 2009» Юрий Андрейчик.
– От научной идеи до того момента, когда инновационная продукция сойдет с конвейера, должен пройти определенный промежуток времени, – объяснил он свою мысль. – Инновации в образовании можно внедрять быстрее, если в школе появится учитель, который будет сочетать практическую работу с обязанностями методиста.
Юрий Андрейчик озвучил свою идею на встрече лучших учителей страны с главой государства. Президент Беларуси Александр Лукашенко ее сразу одобрил: «Давайте принимать решение, чтобы к новому учебному году мы подготовили и соответствующую нормативную базу. Но это должны быть лучшие учителя, и загрузить этих людей надо по полной».
На той же встрече глава государства поинтересовался у учителей, что именно необходимо сделать для укрепления престижа их профессии. Две последние по счету абитуриентские кампании показали, что в этой области необходимо срочно что-то менять: молодые люди не хотят поступать учиться на учителя математики или физики. Даже ведущий педагогический университет страны – БГПУ имени М. Танка – вынужден был принимать на некоторые специальности всех желающих.
Педагоги назвали в числе необходимых нововведений отбор будущих студентов педагогических вузов. По их мнению, школьные педагогические советы могут давать рекомендации выпускникам школ для поступления в эти учебные заведения.
В октябре в Беларуси планируется провести совещание по «учительскому вопросу» с участием руководителей системы образования, специалистов и ректоров высших учебных заведений.
– Мы хотим рассмотреть различные механизмы повышения престижа профессии учителя и предпринять шаги, направленные на привлечение талантливой молодежи в вузы, – говорит министр образования Республики Беларусь Сергей Маскевич. – В качестве возможных вариантов ректоры вузов предлагают повышение стипендий студентам педагогических специальностей, возрождение работы педагогического общества и использование всевозможных олимпиад и конкурсов для участников разных возрастов. Есть же конкурсы «Юный спасатель» и «Юный пограничник» – почему не может быть «Юного учителя информатики»? Надо, чтобы с детского сада дети играли в учителя.
Правда, если ваш ребенок захочет поиграть в современного учителя, вам придется потратиться на атрибуты. Это в годы юности наших родителей участникам игры хватало указки, глобуса да бабушкиных черепаховых очков. Сегодняшнему «юному учителю», того и гляди, понадобится компьютер с широкополосным Интернетом, интерактивная доска да веб-камера…

Ирина ДЕРГАЧ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Фестиваль «Евразия.DOC» объединит Смоленск и Минск показами документального кино
  2. В Феодосии прошёл фестиваль культур, посвящённый белорусской общине Крыма
  3. Михаил Мирончик: Смена в «Зубрёнке» воспитывает патриотов Союзного государства
  4. Владимир Путин продлил разрешение на оплату российского газа через любые банки до конца 2025 года
  5. Владимир Путин: Россия не стремится к гонке вооружений и делает ставку на дипломатию
  6. Владимир Путин обсудил вопросы стратегической стабильности на совещании с Совбезом
  7. Владимир Путин заявил о продолжающейся деградации стратегической стабильности
  8. Владимир Путин: действия Запада подорвали основы диалога между ядерными державами
  9. В Смоленске прошёл фестиваль творчества детей и молодёжи Союзного государства
  10. Александр Лукашенко обсудил с Ли Си развитие сотрудничества между Беларусью и Китаем
  11. Вячеслав Володин: для поддержки участников СВО и их семей принято 140 законов
  12. Владимир Путин: защита прав бизнеса — ключ к развитию международной кооперации
  13. Александр Лукашенко поздравил Сердара Бердымухамедова с днём рождения
  14. Белорусский павильон на ВДНХ: техника, история и национальные традиции
  15. Белорусские гребцы завоевали 20 золотых медалей на Кубке Губернатора Приморья

Парламентское Собрание

Юным – взрослые задачи

Молодые во все времена одинаковы. Бунтари, максималисты, наивные романтики. С ними всегда непросто. Но парламентские депутаты считают, что современные юноши и девушки должны быть субъектом, а не объектом молодежной политики

Политика

Вячеслав ВОЛОДИН: Все для людей, все для победы

Именно под таким девизом сегодня работают законодатели

МНЕНИЯ

Пугачева любит террориста, запретившего «Ну, погоди!»

Михаил Панюков

Слова бывшей Примадонны о Джохаре Дудаеве показывает полную неадекватность нашей богемы

Он не стар. Он – Суперстар

Андрей Удальцов

Миг-31, созданный еще в СССР, до сих пор по многим параметрам остается непревзойденным истребителем

Возрождение легенд

Кристина Воробьёва

В Нижнем Новгороде планируют возобновить выпуск автомобилей под марками "Волга" и "Победа"

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также