САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Без барьеров

Ежегодно около 300 юношей и девушек из России пользуются своим правом получить профессионально-техническое образование в птузах Беларуси. На уровне высшего образования «народный взаимообмен» наиболее заметен: около 2 тысяч россиян выбрали белорусские вузы, примерно 20 тысяч белорусов учатся в российских университетах. Между учреждениями образования обеих стран заключено более 600 соглашений о сотрудничестве, причем за последние годы их количество увеличилось в два раза.

Ежегодно около 300 юношей и девушек из России пользуются своим правом получить профессионально-техническое образование в птузах Беларуси. На уровне высшего образования «народный взаимообмен» наиболее заметен: около 2 тысяч россиян выбрали белорусские вузы, примерно 20 тысяч белорусов учатся в российских университетах. Между учреждениями образования обеих стран заключено более 600 соглашений о сотрудничестве, причем за последние годы их количество увеличилось в два раза. В целях развития взаимовыгодного научного сотрудничества широко используется проектная деятельность, финансируемая из бюджетов Фондов фундаментальных исследований. Партнерами в проектной деятельности белорусских вузов являются университеты и научные организации Москвы, Санкт-Петербурга, Брянска, Саратова, Перми, Екатеринбурга, Волгограда и других городов. Экспорт научной продукции в Россию только отраслевыми белорусскими вузами составил в прошлом году свыше 1,15 миллиона долларов.
Какими будут дальнейшие шаги в области сближения образовательных систем наших стран?

Сергей МАСКЕВИЧ, министр образования Республики Беларусь:
– Заинтересованность в дальнейшем развитии общего образовательного пространства Союзного государства есть у абсолютного большинства граждан Республики Беларусь и Российской Федерации. Целью нашего сотрудничества является достижение нового, отвечающего самым современным требованиям, качества образования.
В рамках формирования общего образовательного пространства необходимо обратить внимание на следующие общемировые тенденции: демократизацию образования, то есть обеспечение его доступности для всего населения страны, преемственности ступеней и уровней, самостоятельности учебных заведений; постоянное обновление образовательных программ и отход от ориентации на середнячка. Необходимо также обеспечить дальнейшую гармонизацию нормативно-правовых актов в сфере образования, согласование направлений, принципов и этапов модернизации национальных систем образования, координацию и кооперацию в подготовке кадров для отраслей экономики и социальной сферы. Ну и, конечно, развивать совместные проекты, проводить мероприятия, направленные на гражданское и патриотическое воспитание молодежи.

Сергей МАЗУРЕНКО, заместитель министра образования и науки Российской Федерации:
– Создание единого образовательного и научно-технологического пространства не самоцель, а инструмент для решения задач, которые стоят перед нашими экономиками.
Построение современной инновационной экономики невозможно без воспитания специалистов, причем не только профессионалов, владеющих научно-техническими знаниями, но и личностей. Поэтому мы должны уделять образованию максимально много внимания, синхронизировать и гармонизировать усилия в области модернизации школьного образования, развития профессионального и высшего образования. Мы должны грамотно помогать молодежи выбрать профессию – это не дело, когда половина молодежи идет в юристы, а вторая – в экономисты. Есть много рабочих специальностей, в которых нечего делать без высшего образования, а оплата труда таких рабочих выше, чем экономистов.
Мы в России реформируем систему университетов, развиваем взаимодействие бизнеса и науки, предпринимаем усилия для развития университетов как исследовательских центров. В Советском Союзе лидирующее положение занимала наука оборонно-промышленного комплекса, затем шла академическая, лишь затем – университетская. Сейчас парадигма изменилась, ведь именно со студенческой скамьи надо прививать молодежи интерес и любовь к науке и новым технологиям.

Александр ЖУК, первый заместитель министра образования Беларуси:
– Как любой процесс, формирование общего образовательного пространства должно пройти целый ряд этапов – от зарождения к формированию и развитию. Сегодня взаимодействие наших учреждений перешло на этап развития и углубления новых форм интеграции. Примеры – создание Сетевого университета СНГ на базе Белорусского государственного университета, инициатором которого выступил Российский университет дружбы народов. Мы также в партнерстве с МЭСИ, филиал которого работает в Минске, начали активную работу по развитию дистанционного обучения.
Наша задача на данный момент – обеспечить условия для развития новых форм интеграции. Определенным толчком может послужить взаимная или совместная аккредитация образовательных программ, которая активизирует двустороннюю академическую мобильность и интеграцию, возможно, создание образовательных консорциумов или межгосударственных учебно-научно-производственных комплексов.
Необходимо учитывать, что элемент конкуренции учреждений образования России и Беларуси будет способствовать существенному повышению качества образовательных услуг. Формирование регионального рейтинга учреждений образования позволило бы сориентировать в первую очередь сами учреждения образования в своих конкурентных преимуществах, стимулировать их развитие. Полагаем также актуальной работу по оценке деятельности Белорусско-Российского университета и проверке деятельности филиалов вузов с точки зрения гармонизации оценок по лицензированию и аккредитации образовательных учреждений.
Хотелось бы предложить коллегам проработать вопрос о создании нескольких программ Союзного государства – например, по разработке документации и организации производства школьного учебно-лабораторного оборудования, разработке образовательных стандартов по специальности «социальная работа» и апробации модели социальной помощи детям и молодежи. Одно из самых, на наш взгляд, перспективных направлений сотрудничества связано с созданием систем электронного обучения граждан Союзного государства.

Владимир НЕДИЛЬКО, первый заместитель председателя Государственного комитета Республики Беларусь по науке и технологиям:
– Союзные программы не дублируют, а дополняют научно-технические программы обеих стран. Реализуемая в настоящее время программа «Космос – НТ» нацелена в первую очередь на создание экспериментального образца унифицированной микроспутниковой платформы и модели микроспутника нового поколения. В ней принимают участие более 40 российских и белорусских предприятий, 8 академических институтов и 4 вуза.
Большое значение для укрепления научно-технических и экономических связей Беларуси и России будут иметь перспективные программы, нацеленные на создание отдельных подсистем многофункциональной космической системы Союзного государства, в том числе на разработку единой нормативной базы. К таким перспективным программам относятся: «Стандартизация – СГ», «Телематика – СГ», «Мониторинг – СГ».
В настоящее время постановлением Совета Министров Республики Беларусь одобрен проект союзной программы «Разработка интегрированной системы стандартизации космической техники, создаваемой в рамках программ и проектов Союзного государства», одобрена также концепция программы «Перспективные полупроводниковые гетероструктуры и приборы на их основе». Все предлагаемые к разработке технологии являются наукоемкими и перспективными. По оценкам экспертов, их результаты будут востребованы как на мировом, так и на белорусско-российском рынке.

Сергей ИВАНЕЦ, заместитель министра образования и науки Российской Федерации:
– Хотелось бы остановиться на некоторых нерешенных вопросах. По ряду причин нашим рабочим группам не удалось согласовать предложения о внесении изменений в межправительственное соглашение о взаимном признании и эквивалентности дипломов и научных званий.
У нас есть проекты, содержащие ряд значимых новаций, но пока не удалось сформулировать предложения таким образом, чтобы они опирались на имеющуюся договорную базу и не противоречили ранее принятым документам. Вместе с тем у нас нет иного пути, кроме активизации работы. Еще один значимый момент – подготовка основных направлений взаимодействия двух министерств. Мы считаем, они должны стать главным инструментом реализации концепции социального развития Союзного государства.

Петр ВИТЯЗЬ, первый заместитель председателя президиума Национальной академии наук Беларуси:
– Национальная академия наук ведет десятки интеграционных проектов – с Новосибирским и Уральским отделениями РАН, вузами и академическими институтами из Санкт-Петербурга и Москвы. Мы осознаем, что если не будет создаваться совместно законодательное право Беларуси и России, то о едином пространстве говорить не придется. Поэтому, когда говорим о необходимости еще большей интеграции, на первое место необходимо ставить сближение законодательной базы.
Конечно, взаимодействие Беларуси и России очень важно, причем не только для наших народов, но и для жителей других стран. Но если говорить об открытости пространства, то почему белорусские и российские ученые могут участвовать в конкурсах Евросоюза, но не вправе подать заявку на внутренний конкурс соседней страны? Мы уже не раз поднимали вопрос об открытости конкурсов, возможности для белорусов участвовать в федеральных программах.

Максим ДУЛИНОВ, заместитель министра образования Российской Федерации:
– Очень важным для нас является факт принятия Кодекса об образовании Республики Беларусь, ведь в России ведется работа над интегрированным проектом федерального закона об образовании. Думаю, белорусский опыт в области кодификации законодательства будет нам  полезен.
Основные направления сотрудничества диктует принятая в обеих странах концепция непрерывного образования: обмен опытом методистов, преподавателей, воспитателей. Если мы хотим строить общее образовательное пространство, то уже должны находить точки соприкосновения на уровне дошкольного образования. Общеобразовательная школа в Российской Федерации претерпевает серьезную организационную модернизацию. Мы должны находить общие подходы, потому что если будем учить школьников по программам с разным содержанием, разной направленностью, это скажется на уровне высшей школы. После окончания  работы  по  созданию  системы оценки качества мы сможем найти точки соприкосновения для взаимного признания и зачета результатов белорусского ЦТ и российского ЕГЭ. На мой взгляд, содержание школьного образования – одно из перспективных направлений нашего сотрудничества, если мы не хотим растерять положительный опыт, накопленный в рамках сотрудничества высшей школы.
Еще одно направление сотрудничества – широкое внедрение дистанционного обучения на самых разных уровнях, включая дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями. В рамках национального проекта «Образование» мы сейчас создаем такую систему по всей стране и готовы делится опытом. Думаю, у белорусской стороны также есть позитивный опыт обучения детей с ограниченными возможностями и интеграции их в общество.

Иван ЩУРОК, начальник управления образования Витебского облисполкома:
– Взаимодействие и сотрудничество витебских педагогов и их коллег из России имеет давнюю и плодотворную историю: еще в 1995 году на базе Витебского областного института усовершенствования учителей был создан межрегиональный клуб «Педагогика без границ», куда вошли представители 9 регионов Российской Федерации и 4 регионов Беларуси. Продолжением работы международного методобъединения стали другие формы взаимодействия. В 2003 году, например, был подписан договор о сотрудничестве между департаментами по образованию и молодежной политике администрации Смоленской, Псковской областей и управлением образования Витебского облисполкома. Целый ряд совместных мероприятий  прошел в рамках сотрудничества с Северным округом Москвы и департаментом образования Санкт-Петербурга.
Сегодня в числе основных направлений взаимодействия мы выделяем реализацию совместных образовательных проектов, развитие сотрудничества отделов и педагогических коллективов с регионами Российской Федерации. Особая забота любого государства – одаренные дети, поэтому совместная работа в этом направлении занимает важное место в структуре сотрудничества. Современные средства коммуникации позволяют детям принимать активное участие в дистанционных международных олимпиадах и конкурсах. Плодотворно сотрудничество и в сфере воспитания подрастающего поколения.

Евгений КОДИН, ректор Смоленского государственного университета:
– Меня попросили выступить на коллегии по одному достаточно узкому, но очень важному вопросу: это олимпиада Союзного государства «Россия и Беларусь. Историческая и духовная общность». В ней участвуют все шесть белорусских областей и город Минск и 20 субъектов Российской Федерации. То есть олимпиада действительно стала международной, но есть некоторые сложности с  признанием ее результатов на уровне стран.
Свидетельствую: уровень данной олимпиады дает основания не только белорусской стороне, но и российской давать возможность победителям поступать в вузы вне конкурса. Порядок приема в вузы Российской Федерации этой возможности не заложил, а нам представляется, что это вполне реально и нужно сделать. Наш университет готов взять на себя разработку единой методической составляющей и решение организационных моментов, необходимо только соответствующее поручение. Мы к следующему году уже сможем определить перечень специальностей, на которые вне конкурса смогут поступать победители данной олимпиады.

Анна ДЕЙКО, заместитель Государственного секретаря – член Постоянного Комитета Союзного государства:
– Постоянный Комитет Союзного государства выступил с инициативой учредить премии Союзного государства в области науки и техники. Мы предполагаем, что премии в области науки и техники будут вручаться не только за исследования и разработки, выполненные в рамках программ Союзного государства, но и за другие значимые достижения, полученные в результате объединения усилий ученых двух наших стран. Они будут присуждаться как отдельным, так и коллективным соискателям, их размер будет аналогичен размеру премии в области науки и искусства.

Подготовила
Ирина ДЕРГАЧ
Фото БелТА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Белорусские депутаты призвали мировые структуры отреагировать на снос памятников советским солдатам
  2. Россия приглашена на празднование 80-летия высадки союзников в Нормандии
  3. Закон об ужесточении мобилизации на Украине подписан Зеленским
  4. Более пяти миллионов туристов из России посетили Беларусь в 2023 году
  5. В суд Москвы поступил административный протокол на Ивлееву за дискредитацию ВС РФ
  6. Путин поговорил по телефону с президентом Ирана Раиси
  7. Рогов сообщил о покушении на депутата в Запорожье
  8. Первый туристический информационный центр Союзного государства появится в Смоленске
  9. В России предложили установить минимальный оклад не ниже МРОТ
  10. Патрушев назвал недостаточное реагирование причиной наводнений в регионах России
  11. Памфилова вручила Путину удостоверение президента
  12. Патрушев подтвердил связь исполнителей теракта в «Крокусе» и украинских националистов
  13. ВС РФ нанесли удар по военному аэродрому в Хмельницкой области
  14. Завальный: На Дальнем Востоке по мере выработки ресурсной базы все ТЭЦ переведут на газ
  15. Лукашенко поручил разработать стратегию обеспечения белорусского животноводства концентрированными кормами

Парламентское Собрание

Вячеслав Володин: Ипотека оформляется, но жилье ближе не становится

Стоимость квадратного метра уходит все дальше от того, что могут себе позволить россияне.

Политика

Владимир Путин и Александр Лукашенко: Без России мирный процесс невозможен

Президенты провели в Кремле обширные переговоры, встретились с космонавтами, вернувшимися с МКС, и поздравили с золотой свадьбой чету оленеводов с Ямала.

МНЕНИЯ

Тарелкины пельмени

Юлия Новицкая

Космонавтам на орбите очень не хватает свежих фруктов и овощей

Победа - для героев, а не для жлобов

Олег Зинченко

Мирные переговоры враг должен выстрадать, ну или заслужить

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих?

Сергей Андреев

Жители поселка под Оренбургом спасли свои дома от большой воды. Собственными силами они построили дамбу, которая отгородила улицы от потопа

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также