Пять причин увидеть Беларусь глазами русских писателей
Какими подвигами запомнился брестчанам писатель Александр Грибоедов?
1. ПРИЕХАТЬ В ВИТЕБСК НА ПОЕЗДЕ, КАК БУНИН
Нобелевский лауреат по литературе в Синеокой бывал не раз. Впервые - когда начинающим литератором пустился в безрассудное путешествие по Орловско-Витебской железной дороге. «Очень нравятся слова: Смоленск, Витебск, Полоцк...» - весело признавался писатель своей жене Вере. Из северной столицы Беларуси 19-летний Бунин вернулся в Москву, «не имея денег даже на ночевку». Зато под огромным впечатлением.
«В Витебск я приехал к вечеру. Вечер был морозный, светлый. Всюду было очень снежно, глухо и чисто, девственно, город показался мне древним и нерусским: высокие, в одно слитые дома с крутыми крышами, с небольшими окнами, с глубокими и грубыми полукруглыми воротами в нижних этажах… Я шел как очарованный в этой толпе, в этом столь древнем, как мне казалось, городе, во всей его чудной новизне для меня».
В последний раз Витебскую губернию Иван Алексеевич видел из окна поезда в 1918 году. В эмиграцию он уезжал, не скрывая слез и «оставив за собой и всю свою прежнюю жизнь, и развалины России, перешагнув в изгнание из нее новую ее границу в Орше».
2. ДОСТАТЬ ПАСПОРТ В СТОЛБЦАХ, КАК МАЯКОВСКИЙ
«Здание станции Столбцы, и чистое видом, и белое цветом, сразу дало Европу... Вот это забота, вот это стройка! То, что называется «шикарное» здание!» - говорил Владимир Маяковский в 1927 году. Тогда белорусские территории были поделены границей: западная часть - польская, а восточная - советская. С местечка Столбцы (ныне Минская область) начиналась совершенно другая страна.
Именно здесь родились легендарные строки о советском паспорте. Владимир Владимирович писал их, когда мчал в международном экспрессе «Маньчжурия - Столбцы». Доподлинно известно, что купе с поэтом делили швед и британец, которые потом стали героями знаменитого стихотворения.
Стены столбцовского вокзала видали многих знаменитостей - писателей Максима Горького, Бориса Пастернака, Алексея Толстого, шахматиста Михаила Ботвинника, британского премьер-министра Энтони Идена. Но с особой теплотой работники станции в наши дни вспоминают именно Маяковского. Сейчас предъявить документики вас тут никто не попросит. А вот достать «краснокожую паспортину» и гордо произнести: «Читайте, завидуйте, я - гражданин» никто не запрещает.
3. ПРОГУЛЯТЬСЯ ПО МОГИЛЕВУ, КАК ПУШКИН
«Солнце русской поэзии» озаряло Беларусь своими визитами дважды. В 1820 году Александр Сергеевич направлялся в ссылку из Петербурга в Кишинев, а в 1824-м возвращался в родовое имение Михайловское под надзором полиции.
Слухи о том, что в губернский Могилев заедет сам Пушкин, распространялись быстро. Поэта ждали. И он не подвел: по старинным улочкам расхаживал в русской рубахе и сапогах. На плечи набрасывал офицерскую шинель, на голове красовалась ермолка. За ним обычно шел слуга, наряженный татарчонком. Чиновники и большинство офицеров проигнорировали приезд Пушкина, обычные люди и военные нижних чинов устроили пышный прием. Поэт в благодарность до четырех часов утра читал им стихи.
По свидетельствам современников, Александр Пушкин не раз заявлял, что Могилев ему понравился. Особенно впечатлили архитектура, одежда жителей города, то, как они разговаривали. Подтверждение слов находим в «Борисе Годунове»: «Пей, да себя разумей», «Выпьем же чарочку за шинкарочку», - говорят на белорусский манер пушкинские герои.
Блок третий слева. ФОТО: ТАСС
4. ПОКУТИТЬ В БРЕСТЕ, КАК ГРИБОЕДОВ
Автор самого цитируемого произведения русской литературы «Горе от ума» был блестящим дипломатом. Но его гусарскому прошлому на уроках литературы внимания обычно не уделяют. Зря! Александр Грибоедов принимал самое непосредственное участие в войне с Наполеоном, а победу над французами встретил в Брест-Литовске. Тут молодой офицер впервые попробовал себя как литератор. Пьесы «Молодые супруги» и «Своя семья, или Замужняя невеста» были написаны в брестский период, а уже в театральном сезоне 1815 года стали хитами лучших театров Петербурга. Впрочем, брестчанам Грибоедов запомнился другими «подвигами».
Однажды на спор въехал верхом на второй этаж дома в разгар бала. Сохранилась история и о том, как Грибоедов во время службы в костеле Брестского иезуитского монастыря подменил органиста. Поначалу играл традиционную музыку, а потом неожиданно для молящихся вдарил «камаринскую» плясовую!
5. ПОСЛУЖИТЬ НА ПОЛЕСЬЕ, КАК БЛОК
Тонкого лирика из Петербурга на Пинщину привела Первая мировая война. Александр Блок в 1916-м служил табельщиком 13-й инженерно-строительной дружины. Какими были полесские дни поэта?
«Я озверел, полдня с лошадью по лесам, полям и болотам разъезжаю, почти неумытый; потом - выпиваем самовары чаю, ругаем начальство, дремлем или засыпаем, строчим в конторе, иногда на завалинке сидим и смотрим на свиней и гусей. Во всем этом много хорошего, но, когда это прекратится, все покажется сном». Ни одного стихотворения в свой белорусский период Блок не написал. Однако перед смертью безнадежно больной Александр Александрович часто вспоминал деревушку Колбы, где был расквартирован его полк. В бреду он не раз произносил имя Мария и даже говорил, что, возможно, на Полесье у него растет сын.