Развиваемся по инерции или идем на новый уровень?
В 1999 году в Москве Президент Беларуси Александр Лукашенко и Президент России Борис Ельцин подписали Договор о создании Союзного государства. Без преувеличения - исторический и судьбоносный документ. Он не только заложил основы интеграции, но и прописал главные векторы развития нашего союза
Знаменательный день – 8 декабря 1999 года – два президента поставили свои подписи под Договором о создании Союзного государства. Александр Лукашенко назвал его «фундаментом, на котором мы войдем в третье тысячелетие». Фото: Владимир Родионов/РИА Новости
«СВ» вместе с депутатами и экспертами проанализировали пункты договора. Он сегодня остается актуальным, однако некоторые договоренности остаются лишь в бумажной плоскости. Назрела ли необходимость нового прочтения этого правового документа?
СКАЗАНО. НО НЕ СДЕЛАНО
В декабре прошлого года премьер-министр России Дмитрий Медведев, выступая на российско-белорусском Совмине, заявил о двух путях развития Союзного государства. Первый - инерционный, который подразумевает сотрудничество России и Беларуси в тех рамках, которые существуют сегодня.
Второй сценарий - продвинутый. Переход на новый уровень - то есть необходимо реализовать все те положения, которые заложены Союзным договором. В частности, у России и Беларуси должны быть единая конституция, налогообложение, таможня, суд, счетная палата, парламент и единая валюта.
- В этом документе изложены договоренности, которые легли в основу Союзного государства, - пояснил глава российского МИД Сергей Лавров. - Они касаются взаимодействия в экономике, финансах, в сфере политической и внешнеполитической координации. В декабре прошлого года было принято решение создать совместную рабочую группу, которая должна посмотреть, насколько договоренности выполнены и что требуется сделать.
С дипломатом полностью согласен сенатор РФ Константин Косачев:
- Договор к настоящему моменту реализован не в полной мере. Для повышения эффективности Союзного государства нужно провести анализ его исполнения.
БАРЬЕРЫ ДЛЯ ДРУЗЕЙ
Согласно Союзному договору, приоритетным направлением интеграционного строительства является формирование единого экономического пространства. Речь идет о свободном движении товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также о проведении скоординированной, согласованной политики в отраслях экономики. Но если на бумаге все гладко, то в реальности время от времени вспыхивают споры.
- Дело тут не только в самом договоре. Нам необходимо обеспечить правоприменительную практику, что поможет оперативно снимать наиболее сложные вопросы. Надо убирать барьеры и выполнять те договоренности, которые прописаны, - уверен председатель Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики Сергей Рахманов.
Союзные парламентарии пытаются убрать препоны, но решение самых главных проблем еще впереди.
- Наши белорусские предприятия работают в неравных условиях. Мы декларируем Союзное государство, но вместе с тем взять два субъекта хозяйствования - белорусский МАЗ и российский КамАЗ.
КамАЗ платит 4 цента за кВт.ч, а МАЗ - 11 центов. КамАЗ платит где-то $65 за 1 тыс. куб.м газа, а МАЗ должен платить $276. В себестоимости этой продукции очень большую долю занимают энергоносители. Это априори неравные условия, - приводит экономические аргументы Посол Беларуси в России Владимир Семашко.
ПРОБЛЕМЫ УХОДЯТ ВЫШЕ
Депутаты Парламентского Собрания уже несколько лет пытаются привести законодательную базу по развитию промышленности к единому знаменателю. Трудности в том, что на национальных уровнях как в России, так и в Беларуси долгое время не было основополагающих документов по промполитике. Российский закон был принят только четыре года назад. В Беларуси еще разрабатывают подобный документ.
Также союзным договором заложено проведение единой научно-технической политики, основанной на объединении потенциалов двух стран. Скорее эти вопросы передадут на уровень евразийской интеграции. Туда уже ушло формирование налоговой политики и единого рынка ценных бумаг.
Что касается конкретных статей Союзного договора, то, к примеру, единая символика, конечно, нужна - гимн, флаг, герб. Как считает депутат ПС Александр Козловский, главное, чтобы символы выглядели убедительно, несли в себе смысловую нагрузку и эстетически соответствовали идее:
- Думаю, будет уместно вынести вопрос на всенародное обсуждение. Окончательное решение сформируется в комплексе при принятии Конституционного акта. Символика Союзного государства устанавливается Парламентом и утверждается Высшим Госсоветом.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Калашников, председатель Комиссии ПС по экономической политике:
Фото: Владимир Коробицын
- Поручение руководителей Союзного государства провести инвентаризацию договора, чтобы определить новые ориентиры нашей интеграции - это очень конструктивная и правильная постановка вопроса. Созданы совместные комиссии на уровне правительств. Но, к сожалению, я уверен, что эти комиссии ничего не решат. По одной простой причине: интеграция государств - не утилитарная и экономическая проблема, а политическая. Решения принимаются на самом высоком уровне. Любая комиссия на уровне исполнительной власти может их только оформить.
Возьмем вопрос создания единой валюты. Можно пойти по пути введения криптоденег, можно сделать переводную валюту, которую в СССР использовали страны Совета экономической взаимопомощи, можно учредить единый эмиссионный центр. Это все техника с просчетом выгод
и потерь. Но повторюсь, это все возможно, только если будет политическое решение. Уверен, оно должно быть, на высоком уровне должны решить, каков реальный уровень или горизонт политической интеграции наших двух суверенных государств.
Александр Козловский, член Комиссии ПС по законодательству и Регламенту:
Фото: http://sobranie.pskov.ru
- В девяностые наши страны начали с одинаковых позиций. Но стратегии и модели экономического развития со временем разошлись. Беларусь ориентируется на сохранение крупных предприятий в госсобственности, а также на серьезный контроль за ценообразованием. В России выбрали иную модель рыночной экономики. Несостыковки в любом случае будут: Россия и Беларусь - суверенные государства.
Главное - дальше двигаться в сторону устранения препятствий для доступа товаров и услуг, создавать равные правила для ведения бизнеса. На повестке - цифровизация экономики. Задачи общие: привлечение инвестиций, развитие высококачественных наукоемких технологий. Несмотря на существующие разбежки, избранный нами двадцать лет назад курс прошел проверку на прочность.
Олег Леснов, заместитель начальника Департамента экономики и отраслевых программ Постоянного Комитета СГ:
Фото: Постоянный комитет СГ
- Необходимо определиться с правосубъектностью нашего союза в первую очередь. Ведь такого термина, как Союзное государство, в национальных законодательствах России и Беларуси нет. Это ограничивает возможности по формированию правовой базы, направленной на создание равных условий деятельности субъектам хозяйствования. Сегодня в национальных законодательствах фигурируют только товары, работы и услуги, происходящие из стран ЕАЭС, в котором эта правосубъектность в лице института Евразийской экономической комиссии существует.
Получив правосубъектность, СГ станет самостоятельным игроком на международной арене и получит право подписывать соглашения с иностранными партнерами.
ЕДИНАЯ ВАЛЮТА
ВЫХОД НАЙДЕН – RUBYN
Самый волнующий вопрос - будет ли у россиян и белорусов общий рубль.
Тринадцатая статья Союзного договора прямо говорит, что Союзное государство обязано иметь общую денежную единицу. Появиться она должна была четырнадцать лет назад. Но стороны не смогли договориться о том, на чьей территории организовать печатный станок. Сегодня эту тему вновь подняли на уровне правительств. Пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков уверен, что валютный вопрос нужно актуализировать:
- Существует определенный алгоритм действий. Есть договор, который был подписан, есть приложения к нему. Единая валюта может и должна обсуждаться, если мы продвигаемся дальше по пути союзного строительства.
Эксперты говорили, что ее введению якобы противится белорусская сторона, но на недавней конференции Президент РБ Александр Лукашенко расставил все точки над «i»:
- Сегодня нам предлагают валюту. Я сказал Президенту России, что это будет рубль. Зачем нам талер? Вопрос не в этом. Это будет не российский или белорусский рубль, это будет наш общий рубль.
В редакции «СВ» даже придумали название для объединенной валюты - RUBYN - состоящих из международных кодов RU и BYN.
По правилам необходимо создать и эмиссионный центр - банк, который будет контролировать финансы. Александр Лукашенко предложил открыть его в Петербурге.
В Союзном договоре прописано, что Беларусь и Россия строят единое энергетическое пространство. Фото: БЕЛТА
ЭНЕРГЕТИКА
СЛУЧИЛАСЬ «ЗАГАЗОВКА»
Следуя букве закона, закупочные цены на ресурсы в Беларуси и России должны быть единые или по крайней мере максимально сближенные друг с другом. Но тем не менее больше всего копий было сломано вокруг цены на газ.
Стороны торговались буквально за каждый рубль. Еще в 2002 году правительства РФ и РБ хотели покончить с «базарной» риторикой и подписали соглашение о равных условиях в области ценовой политики в газовой отрасли. Тогда Россия обязалась поставлять природный газ в Беларусь по оптовым ценам пятого ценового пояса РФ, то есть так же, как для Смоленской области. Но одно дело - подписать документ, другое дело - заставить его работать.
Сегодня общий рынок газа формируется на уровне пятерки ЕАЭС (Россия, Беларусь, Кыргызстан, Казахстан, Армения). Проект договора отправлен странам на согласование. И снова всплывают подводные камни:
- Надо понимать, что в любой точке ЕАЭС не будет единой цены на нефть и газ, - говорит Посол России в Беларуси Михаил Бабич. - Это доступ к равной базовой цене плюс логистика, транспортировка, которые являются индивидуальными для каждого потребителя. С этим согласились партнеры по ЕАЭС, кроме Беларуси. Надо определиться, в какой модели мы развиваемся: либо по правилам Союзного государства, либо по правилам ЕАЭС.
ТРАНЗИТ
ДО ГРАНИЦЫ С ПЕРЕСАДКОЙ
Еще одна статья Союзного государства, которая вызывает интерес экспертов, - формирование объединенной транспортной системы.
В Беларуси и России приняты федеральные и государственные программы, связанные с транзитным потенциалом, в двух странах модернизируются транспортные коридоры. Но работа идет не всегда синхронно. К примеру, РЖД в ближайшие пять лет запланировала организовать скоростное движение пассажирских поездов до границ Беларуси, названы даже участки: Москва - Красное, Москва - Брянск. Но дальше о продолжении маршрутов - ни слова.
Кроме того, никак не решится вопрос организации железнодорожного сообщения в приграничных районах Беларуси и России. Читатели «СВ» неоднократно жаловались, что белорусская или российская электричка доезжает до границ, а дальше пассажиры пересаживаются на транспорт другой страны. Неудобно.
Стоит отметить, что часть идей, задуманных в Союзном государстве, реализуется в рамках ЕАЭС. Так Беларусь, Россия, Казахстан создали глобального игрока - компанию ОТЛК, работающую на контейнерном рынке грузоперевозок по принципу «одного окна». Поезда везут товары из Китая в Европу через Брест, а на обратном пути их загружают белорусскими продуктами, которые отправляют в Поднебесную.
АРБИТРАЖ
А СУДЬИ КТО?
Договор предусматривает создание Суда Союзного государства. В него должны войти девять судей, но не более пяти от каждой из сторон.
Председатель и заместитель должны иметь разное гражданство. Замруководителя секретариата, начальник экспертно-аналитического отдела суда ЕАЭС Николай Кулеш считает, что этот орган необходим, чтобы трактовать статьи Союзного договора, вызывающие разночтения.
В Постоянном Комитете СГ предлагают для начала создать единый арбитражный суд, который будет решать спорные вопросы между хозяйствующими субъектами. Идея здравая, ведь предприниматели России все чаще выбирают суды Беларуси для разрешения экономических споров с белорусскими контрагентами. Также по договору два государства должны сформировать счетную палату. Пока этот вопрос тоже подвис в воздухе.
Директор Научно-исследовательского института правовых исследований и региональной интеграции РЭУ Плеханова Рашад Курбанов считает, что все идет по плану:
- Два суверенных государства пытаются привести свою нормативную базу в единое русло. Договор о создании Союзного государства подразумевает его поэтапную реализацию: гармонизацию национального законодательства, международные соглашения, переход к национальному регулированию.
Все это требует времени, согласований и переговоров. Главное - не останавливаться, а шаг за шагом продвигаться вперед.