Правда ли, что с 1 апреля перекрывают ввоз автомобилей из Беларуси и введут доплату за растоможку?
Николай САМОСЕЙКО, юрист:
- Постановлением правительства меняются правила взимания утилизационного сбора. Вводят новую формулу, по которой будет рассчитываться сумма утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесного транспортного средства, которое ввозят через страны ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия). К обычному утильсбору будут приплюсовывать еще три слагаемых: разницу между пошлинами (фактической и официальной), разницу в НДС и в акцизе. При расчете разницы в пошлинах будут учитывать не только отличающиеся ставки стран ЕАЭС, но и занижение декларативной стоимости автомобиля.
То есть налоги и сборы, недоплаченные вследствие занижения таможенной стоимости автомобилей, будут учитывать в составе утилизационного сбора, обязательного к уплате как физическими, так и юридическими лицами. Такой подход позволит избежать ситуаций, когда граждане и компании, ввозящие автомобили, растаможенные в странах ЕАЭС, получают необоснованные преимущества по сравнению с автовладельцами, делающими это в России и уплачивающими установленные законом налоги и сборы.
Например, в Беларуси налажены логистические цепочки по пригону авто и запчастей из Европы, США, Кореи, Китая. Согласно указу Президента Беларуси, предусмотрено возмещение инвалидам I или II группы, родителям в многодетных семьях или детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, опекунам (попечителям) детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет пятьдесят процентов таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при ввозе в республику транспортных средств для личного пользования.
При растаможке же электромобилей в Киргизии нет ни НДС, ни акциза, ни еще ряда платежей. Для других авто она также существенно ниже, чем в России.
При растаможке машины в странах ЕАЭС по льготным ставкам получается существенная разница в цене. А если занижают декларативную стоимость авто, разница становится еще больше.
В результате, например, Кыргызстан, в котором и вовсе нет своих автопроизводителей, стал вторым после Китая поставщиком иномарок в РФ.
Все, что «сэкономили» за счет растаможки в странах ЕАЭС, начислят в РФ через утилизационный сбор. И НДС, и акциз, и пошлина плюс сам утилизационный сбор. Это полностью уничтожит альтернативу официальным дилерам, потому что разница в цене исчезнет.
Существенный момент - теперь электромобили могут растаможивать только в России с обязательным предоставлением таможенной декларации.