Федор Попов: Хлебные корки не выбрасываю
Кинорежиссер рассказал «СВ», как Даниил Гранин помог со съемками фильма «Коридор бессмертия» о блокадном Ленинграде
«САМОВАРЫ» ВЫВЕЗЛИ ИЗ МОСКВЫ
- Какие недавние фильмы о войне произвели на вас впечатление?
- Великая картина «Перл-Харбор». Длинная, три часа идет, но крутая. Пересмотрел с удовольствием. Высокохудожественная, высокотехнологичная. И есть масштаб - грандиозное историческое событие, когда японцы разбомбили весь американский флот. Собрано то настоящее, что было в советских фильмах. Любовь, верность, преданность, патриотизм, дружба. Два героя с детства как братья. Один другому помогает. Жертвует собой. Идет на риск. Это касается и отношений с женщинами, и долга. Раньше Госкино было встроено в правильную идеологическую концепцию развития всей страны. Туда включались воспитание в школах, культура. Но теперь нужны новые решения. Делать фильмы про войну так, как снимали в СССР, неправильно. Кино развивается, киноязык меняется. Делать так, как в Голливуде, тоже неверно. Но идеология должна быть везде. Без этого нельзя.
- Недавно вышел фильм Глеба Панфилова «Иван Денисович». Экранизация рассказа Солженицына о пленнике ГУЛАГа. Фильм получил немало добрых отзывов, но будет ли успех в прокате?
- Нет, и это не связано с качеством фильма. Картина - авторская, серьезная. Посмотрел на одном дыхании. Но для того, чтобы наша отечественная картина имела успех, надо снимать комикс. Такой, как «Т-34». Наш прокат мы потеряли практически полностью в 90-х, и в итоге правит бал голливудская продукция. Она сильнее, дороже, качественнее. Я состою в комиссии по выдвижению на Оскар. Снимаю шляпу перед великолепной картиной «Серебряные коньки». «Огонь» - прекрасное кино. Неплохой «Девятаев». Почему у них успех в прокате? Сняты по американским шаблонам. Понятно, что и я, когда занимался «Коридором бессмертия», задумывался, в каком жанре его снять. Тема позволяла рассматривать только традиционный реалистичный жанр. Военную драму. Что-то такое, чтобы шло из души, от сердца, пережитого опыта.
- Но герои - молодые. Нет пережитого.
- Не всегда. Соню Вишневскую играет Света Смирнова-Кацагаджиева. И для нее «блокада» - не пустое слово. Ее прабабушка была жесткая, резкая, нетерпимая, когда, например, выкидывали хлеб. Я, хоть и родился через одиннадцать лет после окончания войны, помню, как было бедно. И тоже, если не доели хлеб, корки не выбрасываю, а складываю в огромный пакет. Ем потом их. Иногда тру в яичницу. До сих пор люблю пирожное из детства. Берешь кусочек черного хлеба с маслом и сыплешь сверху сахар.
Помню и так называемых «самоваров» в Москве. Это люди без конечностей. Туловище и больше ничего. Много было людей без ног. На катушках, отталкивались руками. Читал, что, когда был юбилей Победы, их вывезли куда-то на Валаам, чтобы не портить облик Москвы. И вот, когда такое пережито, об этом говоришь естественно, а когда играешь, есть в этом невольная неубедительность.
ВЗРЫВ-ПАКЕТЫ НАЧИНЯЛИ ТОРФОМ
- Консультантом «Коридора бессмертия» выступал писатель-фронтовик Даниил Гранин. Рассказывал вам о чем-то таком, о чем не знали?
- Даниил Александрович приехал на съемки в Петербург в декабре 2015 года. Снимали у Ростральных колонн. Была зима. Стоял пронзительный холод. И солнце яркое. Даниилу Александровичу было уже почти сто лет, плохо ходил. Даже держали его под руки. Помогали идти. Но голова работала блестяще. Он так замерз, что захотел зайти попить чайку. А у нас как раз намечался переезд. Группу отправили в трамвайное депо, а сами - я, он и соавтор сценария Дмитрий Каралис - поехали в ресторан. Сели. Выпили водочки. И Даниил Александрович говорит: «Знаете, чем отличается Ленинград блокадный от сегодняшнего?» Мы: «Чем?» - «Тишиной». Удивительно, но часто погибали не те, кто был истощен от голода, а те, у кого не было смысла выживать.
- Большие деньги ушли, слышала, на пиротехнику в «Коридоре бессмертия».
- Безумные. Дорогу Победы обстреливали. Брали взрыв-пакеты. Настоящие. Но поражающий элемент - другой. Из цементной пыли и магазинного торфа. Создавали фальшфейеры.
- А светофоры не выступали в роли предателей?
- Они были живыми. Через каждые километр - два стояли девчонки. На морозе. Бегали к телефону на сосне. Землянок не было. Появились уже ближе к весне. Передавали записки в жезле. О том, что на перегоне стреляют, где-то затопило или бронепоезд разбомбили. Паровозы шли с маленьким интервалом. Если подбивали впередиидущий и не было координации, следующий мог в него въехать. В сутки случалось до трех попаданий. Это было ЧП. Каждый тянул по сорок вагонов. Один поезд вез полторы тысячи тонн грузов. В фильме есть сцена, где снаряд не разорвался. Воткнулся и стоит. На Дороге жизни работать было опаснее, чем сражаться на фронте. Там можно укрыться или отстреляться. А тут ты - живая мишень.
ЗДОРОВ И ВДОХНОВЛЕН
Съемки были настолько реалистичными, что один из артистов попал на больничную койку.
- Говорим «герой современных фильмов о войне» - вспоминаем Петра Федорова. Хороших актеров много, а утверждают его?
- Очень хорошо отношусь к Петру. Он сыграл в фильме, который я продюсировал, «Вакантна жизнь шеф-повара». В главной роли. Это прекрасный глубокий харизматичный актер.
- Чудесного Артема Алексеева, которого вы открыли в «Коридоре бессмертия», на военные роли не так часто зовут.
- Артем Алексеев - глубокий актер. Георгий Иосифович Федоров по кличке Жора Полундра получился великолепным. Артем искал о нем информацию в архивах и интернете. Пострадал на съемках. Паровоз высокий, и он, бросая дымовые шашки, надышался дыма. Обжег немного легкие. В лесу откашливался. Обратился к врачу. Пару дней лежал. К счастью, не фатально. Жив, здоров и вдохновлен. Думаю, другие военные роли у него впереди.
ОСНОВАНО НА РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ
Первый свой фильм «Кавказская рулетка» про чеченскую вой-ну режиссер снял в 2002 году.
- Сценарий написал Виктор Мережко. Главная героиня - девушка-снайпер. Ее историю взяли из реальности?
- Когда работали над ее образом, много материалов изучали про Чечню. Были консультанты из ФСБ. Все, что есть в фильме, основано на реальных событиях. За каждое слово отвечаю. Но некоторые, конечно, придумывают. Есть такой фильм «Сволочи». Шура Атанесян снял. О подростках во время Второй мировой войны, которые стали диверсантами. Это ложь. Такого не было в реальности. Кунин, автор сценария, это признавал, и Атанесяну досталось в прессе. Взять хотя бы тот момент, когда детей сбрасывают с парашютом в горах. Я катаюсь на лыжах и знаю, что если так сделать, просто утонешь в снегу!
- Вернемся к образу снайперши в вашей «Кавказской рулетке».
- Он собирательный, но основан на реальных историях.
У героини прозвище Канавка, потому что ее нашли в канаве. Брошенкой. Отдали в детдом. Назвали Анной. Выход, чтобы вырваться из такой жизни, она увидела в спорте. Стала биатлонисткой. Ходила в белых трико, поэтому ее, как и других девушек, которые занимаются этим видом спорта, стали называть «белыми колготками». Стала ездить стрелять. Познакомилась с красивым джигитом. Горцем. Тоже спортсменом. Красиво ухаживал. А дальше началась война. Его селение разбомбили, а она забеременела. Сознание поменялось. И с ребенком решила сбежать из этого ада.
- В последние годы все чаще говорят о том, что ветеранов не осталось и парады на 9 Мая не нужны. Считают, что лучше купить тем, кто еще жив, на эти деньги квартиры. Что думаете об этом?
- Почему одно должно быть вместо другого? Ветеранам нужны не только квартиры, а вообще больше заботы, внимания. И еще важно уважать себя, свою Родину. Гордость за страну должна быть в нормальном человеке.