16 Февраля 2021 года / Текст:  Екатерина Шевцова, Евгения Заболотских / К номеру: 7  (947)

Роман Ганган: Фильм - как трудный ребенок. Самый любимый

Фильм «Ржев. 500 дней в огне». 23 февраля, 21:45. Телеканал «БелРос».

Роман Ганган: Фильм - как трудный ребенок. Самый любимый

Фильм «Ржев. 500 дней в огне». 23 февраля, 21:45. Телеканал «БелРос».

УВИДЕЛ ПАМЯТНИК СОЛДАТУ, И ПРОБРАЛО

- Роман, от вашего фильма - мурашки! Невероятно эмоциональным получился. Как поступило предложение?

- Позвонили с телеканала «БелРос». Но я отхожу от документалистики в сторону игрового кино, поэтому первое желание, честно, было отказаться. Но увидел проект памятника - и пробрало. Сначала, кстати, там был пожилой солдат.

- Таким был первый проект, который предлагали авторы монумента.

- Да, и мне он понравился. Попал в десятку. Зацепил образ. С одной стороны, трагичный, с другой - там отсутствовала бравада и была жизнь. Мы сами когда начали снимать, жили этой картиной. Большую часть делали во время пандемии. Было нелегко, поскольку многим героям за девяносто лет. История затянулась. Но фильм - как трудный ребенок. Самый любимый. Да и трудно сделать по-другому, когда видишь, сколько сил и правды вложили в памятник его авторы. Андрей Коробцов и Константин Фомин - выдающиеся, просто золотые ребята. Восхищен их работой. Аплодирую, подняв руки. Однако хотелось сказать не только об архитекторе и скульпторе, но и о тех, кто задумал мемориал.

- В первую очередь Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота и его отец, ветеран Великой Отечественной Алексей Рапота. Он через себя пропустил те страшные события…

- Отец Григория Алексеевича ушел из жизни в прошлом году. Это огромная ценность, что успели его снять. По большому счету, именно от него исходила инициатива создания монумента. Он сам воевал на Ржевском направлении, эта история очень личная и для него. Что касается его сына, Григория Алексеевича, то, когда я брал у него интервью, поразила его искренность. Когда речь о чиновнике такого уровня, часто думают о конъюнктуре, о желании заработать политические очки, а тут совсем другая история. Говорил, не подготовившись к разговору. Честно, как думает.

«НАДО ПРОЙТИ ЭТОТ БОЙ»

- Откуда взяли кадры хроники?

- Отовсюду. Везде, куда бы ни обращались, помогали. И в Российском военно-историческом обществе, и в филиалах, прежде всего в Твери. Но, честно говоря, делать картину живой на материале хроники было тяжело. Почти невозможно. Вот и брали интервью у экспертов. И у людей, переживших это.

Везде был зеленый свет. В этом смысле продюсирование фильма проходило легко. Сняли даже моменты, как части памятника отливались в цеху, как их перевозили, с какими трудностями сталкивались строители. В кадр попало то, что обычно не афишируется.

- Ветеранам, которым за девяносто, и так нелегко передвигаться. А тут еще и пандемия. Как уговорили выехать в колосистое поле одного из героев - Ивана Кладкевича?

- Мы снимали его всего день! И весь день. Ивану Евгеньевичу на тот момент было 97 лет. Почтеннейший возраст. Поле, куда его привезли, то самое, где его ранило. Сначала долго не могли состыковаться. А когда все случилось, снимали не только в поле, но и дома, и в машине. Переезды постоянные. Ему все это, конечно, было очень тяжело. Но ни разу нас не остановил. А в конце сказал: «Ребята, мне даже полдня тяжело в таком ритме, но я поставил цель, как на войне: надо пройти этот бой».

Роман Ганган: Фильм - как трудный ребенок. Самый любимый

СЕРДЦУ НЕ ПРИКАЖЕШЬ

- Когда увидели мемориал в первый раз, чем он поразил?

- Я видел его макеты. В разных вариациях. Помню, как Андрей Коробцов лепил его в цеху. А всегда же есть опасность: что-то, что делаешь в миниатюре, очень красиво, эмоционально, а потом, в другом масштабе, получится не так. Выражение лица, поза, пластика, ощущение. Но когда приехал, стоял и молчал какое-то время. Увидел, что не просто получилось, а поражает, впечатляет. Честный и настоящий. 

- А ведь этих ребят-создателей памятника, Коробцова и Фомина, как-то скромно поздравили...

- Тут можно вспомнить историю фильма «В бой идут одни старики». Сценарий два года пролежал на полке. Его отвергли в Госкино, так как сочли «негероическим». Тогда Леонид Быков стал зачитывать отрывки на гастролях. Услышанное вызывало у зрителей восторг. В том числе и у участников Великой Отечественной войны. И спустя время, во многом благодаря им, сценарий одобрили. В итоге - народный фильм.

- К критике готовы?

- Легко к ней отношусь. Самая главная оценка - конечно, от людей, которые приезжают к мемориалу. По-моему, Герцен сказал, что история России вариативна. Да, об этом можно спорить. Есть разные точки зрения на события, которые происходили. Один из экспертов, который задействован в фильме, против формулировки «Ржевская битва». Говорит: «Нужно разделять ржевско-вятское и ржевско-калужское направления». В советской историографии это было не принято, в российской - наоборот, объединяют эти операции в один бой, потому что это одно направление, связанное с атакой на Москву. Мы не солгали в главном. И если нас будут пытаться поймать на вранье или говорить, что «тут вы чуть-чуть исказили факты», стану биться до потери крови. Рассчитываем на то, что у фильма будет фестивальная история. И премьера в кинозалах Москвы.

МЕЖДУ ТЕМ

БИТВА ДЛИЛАСЬ ПЯТЬСОТ ДНЕЙ

- Долгие годы о Ржевской битве не говорили. В школьных учебниках она почти не упоминалась. Когда приступили к съемкам, узнали о ней что-то новое для себя?

- Практически все. Это самая многострадальная и кровопролитная битва за всю историю человечества. Она длилась больше года. Почти пятьсот дней. Общие потери по официальным данным, больше миллиона трехсот человек.

- Согласны с мнением о том, что о битве не говорили, потому что надо было скрыть ошибки руководящего состава?

- Было много причин. Если честно, я не сторонник вешать ярлыки на наших командиров. Тем более они были сильными полководцами. И Жуков, и Конев, и Пуркаев. При этом действительно случались ошибки. В начале войны. Причин тому, что наши войска часто попадали в окружение, множество. Здесь еще и умение немцев воевать. У них была военная практика. Жестко звучит, но, к сожалению, это правда. И у них были новые технологии. У нас и оружия меньше, и неподготовленные кадры - весь офицерский состав был выкошен репрессиями. Об этом, кстати, и в кино говорим. И на местах ошибались командиры среднего и младшего звена.

- В фильме упоминается о том, что Жукова называли «мясником».

- В некоторых документальных фильмах, которые я посмотрел, это есть. Да, были неудачи и жесткие решения, но позорно так говорить. Это крайности. Люди, которые так его называют, зарабатывают себе очки.


Комментарии


Другие статьи раздела

Интервью

Александр Коц: Традиция ВСУ – накрывать покинутый город огнем

Один из самых известных военкоров страны в прошлом году пробыл в командировке (иными словами - на передовой) восемь месяцев из двенадцати

Капитан команды КВН «Доктор Хаусс» из Могилева: Мы чемпионы Высшей Лиги!

До него дважды, в 1999 и 2001 году, чемпионами становилась команда «БГУ» из Минска, а команда «ЧП» из Минска стала бронзовым призером в 2005 году.  Павел Малахов рассказал «Союзному вече», чем займется после победы и как отметил 30-летие

Чего ждать от 2023 года: прогноз астролога Тамары Глобы

Речь идет как о делах в Союзном государстве, так и о знаках зодиака

Виктор Лискович: Несколько сотен родов на два врача – не страшно

Член Комиссии ПС по труду, социальной политике и здравоохранению считает, что у советской медицины есть чему поучиться

Квантовый воин

Энергию фотонов - в мирное русло! Белорусский физик сумел приручить хитрющие частицы

Александр Белькович: Я с детства фанат картошки

Шеф-повар и телеведущий кулинарных шоу на СТС рассказал «Союзному вече», как приготовить вкусный и бюджетный новогодний стол даже тем, кто не умеет готовить

Читайте также

Экономика: интеграция

На полных парах

Глава Минэкономразвития России Максим Решетников рассказал о плюсах интеграции

Союзное государство

Канал в будущее

25 лет отмечает Телерадиовещательная организация Союзного государства Беларуси и России. Ее председатель Николай Ефимович рассказал «СВ», как она менялась

Культура

По уши в деньгах

Художественный фильм об игрушке «странной, безымянной» обогнал «Холопа» и первого «Аватара». Он собрал свыше пяти миллиардов рублей и стал самым кассовым в России за всю историю

Общество

Высоцкий для Украины – «агент русни»

В Незалежной проигнорировали 85-летие со дня рождения поэта  

Туризм

Пять причин приехать в ледяной Ижевск

В столице Удмуртии прошел необычный фестиваль - ангелов и архангелов. А насладиться творениями можно лишь до прихода тепла - фигуры растают, как Снегурочка

Политика

Александр Лукашенко - об экономической ситуации: Однозначно выстоим!

«Будем работать вместе, рука об руку» - президент Беларуси определил вектор в дипломатических отношениях с РФ



Общество

Высоцкий для Украины – «агент русни»

В Незалежной проигнорировали 85-летие со дня рождения поэта  

Общество

Ударили по собственным детям

Подорожание энергоносителей привело к росту бедности даже в «сытой» Великобритании

Общество

Доброта по-американски

Зеленский и компания, с такой радостью принимающие, а даже требующие от Запада все больше-больше помощи в виде поставок оружия, на самом деле все туже затягивают долговую петлю на шее Украины

Общество

Западный «зоопарк» на Украине

Немецкие танки «Leopard 2» будут поставлены Киеву

Общество

Язык до Minska доведет

В Беларуси начали постепенно выводить из обихода латиницу

Общество

Слабоумие и отвага

Для Европы Коран и Библия - обычная макулатура

Туризм

Пять причин приехать в ледяной Ижевск

В столице Удмуртии прошел необычный фестиваль - ангелов и архангелов. А насладиться творениями можно лишь до прихода тепла - фигуры растают, как Снегурочка

Спорт

«Я - русский. Православный»

Хоккеист Иван Проворов отказался участвовать в содомском маскараде. И американские болельщики его поддержали!

Культура

По уши в деньгах

Художественный фильм об игрушке «странной, безымянной» обогнал «Холопа» и первого «Аватара». Он собрал свыше пяти миллиардов рублей и стал самым кассовым в России за всю историю