Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Интервью


Сергей Жаворонок: В пандемию видел такое, чего за всю жизнь не встречал

Главная коварность поразившего планету вируса в его неуправляемости, считает известный белорусский инфекционист

НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЙ И НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ

Доктор медицинских наук, профессор кафедры инфекционных заболеваний Белорусского медицинского университета Сергей Жаворонок с утра до вечера на работе, несмотря на возраст 65 плюс. В декабре занимался тяжелыми ковид-пациентами в бригаде санавиации в разных регионах Беларуси.

- А как иначе? У нас на кафедре заведено: на дежурства без исключений и поблажек. Прятаться за возраст - не мой вариант. К тому же эта часть работы не позволяет расслабиться и дает полную картину по стране, - начинает разговор Сергей Владимирович. - Должен признаться: в пандемию коронавируса увидел летальные исходы такой интенсивности, какой не встречал за всю свою жизнь. А ведь я не один десяток лет исследую лечение самых разных инфекционных болезней, в том числе гепатита и СПИДа.

- В чем, на ваш взгляд, главная опасность COVID-19?

- В неуправляемости. Коронавирусы известны давно. Эта группа инфекций занимает около десяти процентов от всех респираторных. Но раньше они фиксировались в основном в сельском хозяйстве, их изучали ветеринары. Предыдущие вспышки удавалось быстро купировать, болезнь передавалась кишечным путем, через еду. А тут - чихнул разок, и заразные частицы преодолевают расстояние в три метра. Мало того что скорость распространения космическая, так еще и носители зачастую сами не подозревают о своем статусе.

- В последние недели видим, что выявленных случаев заболевания стало меньше. Это очередная оттепель?

- Статистика - дело относительное. Можем смело умножать имеющиеся цифры на два. ПЦР-анализ не гарантирует результат, точный на сто процентов. Кроме того, многие болеют «мимо списков», не успевая сделать тест. Отдельная тема - дети, которые в большинстве переносят инфекцию практически незаметно. Наглядный пример - моя внучка. Пришла как-то из школы с температурой 37,4. На первый взгляд обычная простуда, но я перестраховался и взял пробы. Коронавирус! В эти дни в классе было еще четырнадцать учеников с такими же симптомами. Но большинство из них никто не обследовал. Когда говорю, что одним из основных очагов COVID-19 являются школы, не шучу. Дети и молодежь активно передают инфекцию друг другу, приносят домой. А там - мамы и папы, бабушки и дедушки.

- Побывав в разных уголках страны, как оцениваете возможности системы здравоохранения в регионах?

- Ни в одной стране мира здравоохранение не получает тех денег, которые ему нужны. Сколько в эту сферу ни вкладывай, все равно нужно будет еще и еще. Но мы даем отпор инфекции на достойном уровне. Развернуто большое количество коек, есть дорогостоящее оборудование, а в наших районных больницах используют препараты, которыми лечился сам Дональд Трамп. Но в случае с коронавирусом не все зависит от финансовых возможностей.

СНИМАТЬ МАСКИ НЕ СПЕШИТЕ

- Агитировать за вакцинацию вы начали еще летом, когда многие скептически относились к препаратам, созданным по ускоренным технологиям. Почему?

- Прививка - единственный способ остановить пандемию. Как показал опыт многих стран прошлой весной, карантинные меры не помогают решить проблему, а лишь позволяют выиграть время. Пока 80 процентов населения страны не будут иметь антитела, снимать маски и говорить о безопасности точно не стоит.

- Какие надежды возлагаете на «Спутник V», которым уже начали прививать белорусских врачей?

- Хорошо знаю ученых из НИЦЭМ имени Гамалеи и доверяю их разработке, они давно специализируются на подобных инфекциях. Вакцина хороша. Это понятно и по принципу действия - на основе двух векторов аденовируса (если от одного иммунитет не сработает, то второй окажется эффективным) и по результатам третьей фазы исследований.

- Сами еще не прививались?

- Со дня на день. У нас почти вся кафедра коронавирусом переболела. Дело ясное - инфекционисты на передовой. Но я чудом этой участи избежал, поэтому иду на вакцинацию.

РЕКОМЕНДАЦИЯ

ПРИВИТЬСЯ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ПЕРЕБОЛЕТЬ

- Говорят, что антитела, полученные после болезни, не так устойчивы, как после прививки?

- Если мы говорим о легком течении болезни, вполне возможно. Так как случаи повторного заражения коронавирусом встречаются и в Беларуси. В целом антитела - настоящая лотерея. У небольшого процента людей они вообще могут не появиться, у многих будут средние показатели, а кому-то повезет - и сформированный иммунитет против болезни удивит превосходным результатом. Это касается не только прививок от COVID-19.

Но в отличие от вакцины, самая легкая и даже бессимптомная форма коронавируса способна оставить след в организме. Пример - наши спортсмены. У меня была возможность пообщаться с главным тренером национальной сборной по лыжному спорту, в которой многие ребята перенесли ковид. Болели не тяжело, а отстроиться по прежним показателям крайне сложно. Будто кто-то все настройки в организме сбил. Коронавирус в некоторой степени можно рассматривать как угрозу национальной безопасности, последствия которой будем ощущать еще долго.