Пчеловодство в Беларуси выходит на новый уровень
Ученые, государство и любители объединились, чтобы развивать самую сладкую отрасль
Когда полезное — вкусно
Хотим, чтобы поля и сады были плодородными? Не надо обижать жужжащее семейство. Реальность такова: пчелы без нас прожить смогут, а мы без них — нет.
Председатель президиума Национальной академии наук Владимир Гусаков уверен: во многом из-за недостаточного внимания к пчеловодству появляются проблемы в сельском хозяйстве.
- Если бы аграрии активнее занимались пчеловодством, было бы очень хорошо. Во-первых, мед - натуральный и качественный продукт. Это и пища, и лекарство. Во-вторых, само разведение пчел благотворно влияет на самочувствие людей. Но самое главное - сфера крайне важна для эффективной работы АПК.
Около восьмидесяти сельскохозяйственных культур нуждаются в опылении. Взять хотя бы тот же рапс, который в этом году дал рекордный урожай - свыше миллиона тонн маслосемян. Немногие задумываются, что без крылатых тружениц ничего бы не вышло.
Не обойдутся без опыления и плодовые сады, количество которых в последние годы стремительно растет. Буквально на днях правительство приняло решение о перераспределении бюджетного финансирования в пользу расширения сельскохозяйственных площадей. 2,4 миллиона рублей передали Минсельхозпроду для посадки в самое ближайшее время плодовых культур и ухода за ними. Но кто опылять наши яблочки и груши будет? Каждый «неоприходованный» цветок - снижение урожайности гектара.
И это не говоря о том, что нектар нужно собирать с диких деревьев, цветов и ягод. Например, никак не обойтись без пчел черничным полянам. А черника в Беларуси, на секундочку, - экспортная культура.
Демография на пасеке
За последние тридцать лет число пчелосемей в стране значительно уменьшилось: если в 1991-м их было больше шестисот тысяч, то сейчас только около 220. По экспертным оценкам, для того чтобы чувствовать себя максимально уверенно в полях и садах, нам необходимо около 1,6 миллиона пчелосемей. Как будем увеличивать полосатое население?
В прошлом году на базе НАН Беларуси создали кластер по пчеловодству, который должен систематизировать и объединить усилия в отрасли. Пока значительная часть пчелосемей сосредоточена в частном секторе. Однако есть пасеки на сельхозпредприятиях, крестьянско-фермерских хозяйства и лесхозах. И каждый до недавнего времени работал с пчелами, как умел. А надо бы - по науке.
За полтора года работы кластера на базе зональных институтов НАН начали создавать особые пасеки. Для чего? Например, в Витебске хотят вывести пчел, которые будут максимально адаптированы к условиям северного региона. А в центре научного пчеловодства в Минском районе наладили уникальное для Беларуси производство по переработке воска и изготовлению вощины. Благодаря этому проекту удается и пчеловодам помогать, и с контрафактом вощины бороться.
Буквально в этом месяце в Самохваловичах прошел 1-й Международный форум по пчеловодству, организованный Национальной академией наук по предложению клуба пчеловодов «Белорусские пчелы». Обсуждали все - от вопросов реализации меда на внутреннем рынке до того, как бороться с распространением американского гнильца в ульях.
Дикий - в пуще
Этим летом национальный парк «Беловежская пуща» вместе с Институтом генетики и цитологии и Научно-практическим центром НАН Беларуси по биоресурсам подписали соглашение о сотрудничестве с Межрегиональным центром по защите и продвижению продукции пчеловодства Башкортостана «Алтын Солок».
Белорусы и башкиры будут заниматься сохранением и разведением популяции диких пчел среднерусской породы. Окрас у них темнее, а характер злее. Зато мед потрясающе вкусный!
- Возможно, проект позволит воссоздать многовековую традицию бортничества в Беловежской пуще и получать высокоценный продукт, - считают в научном отделе нацпарка.
Этот способ получения меда с помощью бортей, закрепленных на деревьях, в наши дни практически забыт. Однако благодаря высокому природоохранному статусу в Беловежской пуще его попытаются возродить. Ведь большое количество огромных дуплистых деревьев естественным образом способствовало сохранению диких пчел в их исконных местах обитания.
Интерес не только научный, но и практический - без человека племенные пчелы не могут прожить и года. А дикие не только самостоятельнее и шустрее, но и гораздо устойчивее к неблагоприятным факторам внешней среды.
Тем более что в последние годы белорусские генетики совершили настоящий прорыв в изучении полесской популяции среднерусских пчел (они же восточноевропейские). Оказалось, что темных аборигенов на территории страны не так уж и мало, как предполагали раньше.
Например, в национальном парке «Припятский» бортничеством занимается Сергей Герман. Полесских пчел он не приручил, это невозможно, но он с ними подружился. Именно поэтому крылатые уже около двадцати лет обеспечивают его семью медом с неповторимым вкусом. Оказывается, пчела собирает пыльцу только с определенных растений, а гибриды (те, что живут на обычных пасеках) - со всех подряд.
Кстати
По подпрограмме «Развитие племенного дела в животноводстве» госпрограммы «Аграрный бизнес на 2021 - 2025 годы» хозяйствам каждый год из республиканского бюджета выделяют средства на содержание племенных пчелосемей.
Инновации
Небоскреб для жужжащих
Девятиклассник Кирилл Альховик создал улей-трансформер, который по конструкции напоминает многоэтажный дом.
Инновационной разработкой юный изобретатель занимался вместе с отцом и учителем химии и биологии Светланой Зайцевой.
Улей причудливой формы по достоинству оценили на республиканском конкурсе «Квітней, мой лес!», где школьник занял первое место. Но главное - в многоэтажке понравилось пчелам.
- Называем ульи рогатыми. Почему? Каждый элемент крепится друг к другу с помощью выступов, напоминающих рога. За счет этого обеспечивается прочность и устойчивость конструкции, - раскрыл секрет необычной архитектуры Кирилл.
При этом в таких ульях пчелы начинают давать втрое больше меда, чем в обычных. По наблюдениям школьника, за один откат продуктивность повышается на семь - десять килограммов. Неудивительно, что разработкой юноши уже заинтересовались в лесхозах страны.
Союзная инициатива
Покупатели слетались, словно пчелы на цветок
Настоящее чудо - пасеки в Полесском радиационно-экологическом заповеднике.
Пчеловодству в этих местах придают особое значение, и не зря. Благодаря грамотной организации работы сотрудникам удается получать нормативно чистый мед. В 2022 году здесь выкатали более пяти тонн ценного продукта, который раскупили за считаные месяцы.
В чем секрет? Научные исследования доказали, что мед не накапливает радиацию: в полученном на территории с повышенным радиационным фоном продукте содержится не больше сотни беккерелей на килограмм при допустимой норме 3,6 тысячи. Пчелы перерабатывают собранный нектар с помощью специальных ферментов, которые нейтрализуют вредные вещества.
Несколько лет назад работу по реабилитации пострадавших от аварии на ЧАЭС земель лично оценил заместитель председателя Комиссии ПС по природным ресурсам, экологии и охране окружающей среды Николай Валуев:
- У вас проблемы решаются в комплексе. Я понимаю, что это недешевое удовольствие - вводить в оборот обратно эти земли.
В качестве сладкого сувенира гость из Москвы увез из заповедника несколько бочонков отборного припятского меда.