Георгий Штиль: Жизнь прекрасна в любом возрасте
Народный артист, которому исполнился 91 год, рассказал «СВ», как забыть о болячках и продолжать вдохновенно работать.
Прыжки в стиле Байдена
- Настроение хорошее?
- Нормальное! Хорошее настроение. Хотя в 91 год уже сложно так говорить, но, безусловно, жизнь прекрасна все равно, в любом возрасте и при любых условиях.
- Есть разница, солнце или дождь?
- От дождя настроение не зависит! Дождь - это наша ленинградская погода, романтическая.
- А самочувствие?
- Когда что-то болит, жена советует: «Посмотри в паспорт! Сколько тебе лет?» Так что самочувствие нормальное для моего возраста. Я и в театре еще работаю, норму выполняю! Почти.
- И какая норма?
- Пять спектаклей в месяц. Всего у меня сейчас четыре постановки.
- Вот это да! Вы молодец!
- А что, надо работать, пока работается. Ноги уже, конечно, не так бегают.
- Ходят - и хорошо.
- Прыгают! Вон американский президент прыгает - и я так же могу! (Байден после падения с велосипеда три раза подпрыгнул, доказав, что он в порядке. - Ред.)
- Вы оптимист?
- Безусловно! Человек надеждой жив. Как это говорится - надежды юношей питают!
- Спортом занимались, наверно, это помогает?
- Конечно, я же все-таки учитель физкультуры по первому образованию. Всю жизнь то футбол, то лыжи, еще недавно играл в большой теннис. Закалка осталась.
- Вы позитивный человек, за это и любим. Поклонники добрые слова говорят?
- Люди обычно, как увидят меня, сразу улыбаются. Потому что я все-таки играл много положительных ролей и смешных.
- Где людей встречаете, на улице?
- Например, когда мы с женой ходим в магазин, закупаем продукты. Кто-то узнает и улыбается. Просят сфотографироваться вместе. Я никому не отказываю, кто просит, как сейчас говорят, сфоткаться. Пожалуйста! Если человеку это надо, чего же не сделать ему приятное.
Еще учиться и учиться
- Похвалу любите?
- Ну конечно. Приятно, когда хвалят, но есть какие-то нормы. Я сам знаю, что должен еще учиться и учиться. Память у меня уже не такая, как была раньше, приходится больше времени тратить, если нужно что-то выучить. Кругом столько литературы потрясающей, столько интересного! И молодым хочется помочь, это наша главная задача, по-моему.
- Помогаете?
- Приходят иногда молодые люди, которые хотят стать актерами, я их проверяю. И все поступают в театральный институт! Еще не было так, чтобы не поступили.
- Сочиняете с ними программу для экзаменов?
- Не программу, а объясняю, что нужно актеру. Самое главное.
- И что нужно? Может, и нам пригодится?
(Читает с выражением.)
Чужою жить судьбой,
Но быть самим собой.
И дикцию иметь -
Чтоб рокотала медь,
Но чтоб расслышал зал,
Что шепотом сказал.
Владеть своим лицом,
Крутиться колесом.
Всегда уметь опять
Соперника обнять.
Как истый лицедей,
Гнать бодро лошадей.
Но не ломать рессор -
На то есть режиссер.
Трудиться - и отнюдь
Не мыслить отдохнуть.
Знать тысячу ролей…
И все за сто рублей.
Это стихи замечательного московского поэта Константина Ваншенкина. Он написал много песен, которые исполнял Марк Бернес. Он - один из самых лучших актеров и исполнителей. Помню его фильмы все. И мне посчастливилось, я снимался с ним вместе. В фильме «Женя, Женечка и «катюша» он играл полковника.
- Как вел себя на съемочной площадке?
- Очень просто. Как обычный человек. Актер должен играть на сцене, а не в жизни. Многие артисты играют в жизни. Изображают что-то. А надо быть нормальным. Быть самим собой. Вот самое главное. И на сцене тоже надо быть самим собой.
- Еще и в концертах участвуете.
- Читаю стихи и рассказы уже 68 лет. Очень многое помню наизусть. Раньше был «Ленконцерт», от него выступали. Были программы на телевидении. Сейчас тоже приглашают то на творческий вечер, то на концерт.
- Всю страну объездили, а в Беларуси бывали?
- Конечно, много раз. Я там и снимался часто. Однажды, еще во времена Советского Союза, мне предлагали там остаться. Чтобы я переехал, жил и работал в Беларуси. Квартиру обещали дать. Но я не мог оставить свой театр. И Петербург. Мы с женой часто путешествуем, куда только можем. По России ездим. Но дома все равно лучше!
На домашнем столе даже хлеб — вкуснее!
Предпочтения в еде - самые простые.
- А что насчет диеты для здоровья?
- Никакой диеты! Что нравится, то и покупаем и едим.
- Любимое блюдо?
- Щи!
- А на второе?
- Мясо. Сосиски люблю. Хорошие. Но сейчас много плохих продуктов. Раньше ставили такой треугольничек - Знак качества. А сейчас ничего нету. Иногда даже хлеб не такой вкусный, как был раньше. Почему - не знаю. Нет, знаю почему.
- И почему?
- Деньги, наверно. Экономят, хотят больше заработать.
- Раньше обожали грибы собирать?
- И сейчас с женой за грибами ездим. Не хочется ездить на море, загорать, сидеть часами и ничего не делать. А вот ходить по лесу, на природе, искать грибы и ягоды - это самое прекрасное, что может быть.
- Из ягод варенье варите?
- Едим, варим, все что угодно.
- Грибы сушите?
- Замораживаем, и они остаются свежими. Варим без всяких круп, без ничего, просто грибной суп. Белые - вкуснее всех грибов. Объедение.
- Жена готовит или вы тоже умеете?
- В основном жена. Я так, могу что-нибудь поджарить.
Книги шестьдесят лет собирал
Мэтр любит музыку, чтение и даже пишет на досуге.
- Что поднимает настроение?
- Жена, конечно! Это раз. А второе… Вот мы на днях были на концерте, очень хорошем, к столетию Исаака Шварца. Оркестр Ленинградской области, симфонический, мощный, человек пятьдесят музыкантов на сцене. Дирижер потрясающий. Я давно таких концертов не видел и таких исполнителей. Душа радуется. Полный зал, и принимали так здорово.
- Кто выступал?
- Эдуард Хиль, внук. Как он поет классно! Андрей Максимков, ведущий, - я даже не знал, что он сам поет! Он мои концерты вел несколько раз и творческий вечер в театре на мое девяностолетие. А сейчас исполнил две песни просто потрясающе. Талантливый парень.
- А музыка волнующая была?
- Мелодии Шварца - вальсы, лирические произведения. Я Шварца хорошо знал, бывал у него дома в Сиверской. Он много писал и для театра, и для кино. Мы с ним близко познакомились, когда он работал над музыкой к «Жене, Женечке и «катюше». Колоссального, огромного таланта был человек. И очень оптимистичный.
- А с Эдуардом Хилем-старшим дружили?
- С Эдиком мы познакомились, еще когда я был студентом. Часто потом вместе выступали. Нас так и объявляли: «Сегодня выступают будущие народные артисты Георгий Штиль и Эдуард Хиль!» В зале смех.
- Когда нет спектакля, чем занимаетесь?
- Сижу у себя в кабинете и читаю. У меня книг много интересных, я их шестьдесят лет собирал.
- И читаете...
- Разное. Классику. Недавно Лермонтова почитал, рассказы, - просто обалдел. Как он пишет! Как красиво! Идеально просто.
- А из современных авторов?
- Не слежу за модой, за новыми книгами. Я больше люблю Аверченко читать сейчас, заучиваю даже. У него юмор настоящий, не кондовый. Книгу Михаила Жванецкого читаю. Я Михаила Михайловича очень хорошо знал, жаль, что не увидел перед тем, как он ушел из жизни. Он ведь еще молодой был, совершенно не старый. Самый, наверно, умный человек у нас в России. Хороший, добрый и очень талантливый человек. Знающий жизнь.
- Сами пишете?
- У меня две книжки вышли. Их не купите нигде. Их раздавали или продавали на творческих вечерах.