САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Демоны слетелись в Третьяковку

Михаил Врубель до весны поселился в залах Новой Третьяковки. Впервые за последние 65 лет

ФОТО: Третьяковская галерея 

ПОРТАЛЫ ВРЕМЕНИ

Художника называют «русским Ван Гогом», национальным достоянием, великим мастером, однако прошло всего две (!) его выставки. Одна - в 1921 году, другая - в 1956-м. Третью приурочили к 165-й годовщине со дня рождения Врубеля. 

Из-за пандемии очередей, как на Серова и Репина, нет. Но на выставку рвутся. Ради трех демонов, воссоединенного «Пророка» и большой рако-вины-пепельницы. А ведь масштаб экспозиции поистине впечатляет. Три этажа. Больше трехсот экспонатов. В том числе пятьдесят живописных работ.

- У Врубеля мало живописи, поэтому каждая из этих работ показана как драгоценность, - говорит куратор выставки Ирина Шуманова. - А графики, наоборот, много, поэтому решили показать лишь небольшую часть.

Также можно увидеть скульптуру, майолики, костюм. Дизайн выставки разработал крупный архитектор Сергей Чобан. Двери и окна вырезаны в стенах ломаными линиями, чтобы соответствовать художественному стилю. Это своеобразный портал из одного тематического пространства в другое. 

ТРОЕ ИЗ ЛАРЦА

Здесь же притаились три демона. Самый известный - «Демон сидящий». Тот, что выглядит как молодой парень, с длинными темными волосами, в голубых шароварах и с обнаженным торсом. Но глаза, правда, женские: от возлюбленной Врубеля Эмилии Праховой. В нее, замужнюю женщину с тремя детьми, художник в юности влюбился страстно и безответно. 

Вторая работа - «Демон летящий». На заднем плане - заснеженные горы Кавказа и река Терек. Последний в триптихе - «Демон поверженный». 

- Он имел магическую власть над Врубелем, - открывает секрет Шуманова. - Наверху в мастерской висела электрическая лампа, и Врубель писал в ее направленном свете. Насытил краски «Демона поверженного» невероятными золотыми порошками, которые нашел в своих майоликах. Произведение мерцало, как золотая мечта человечества. 

Когда Врубель почти закончил полотно, его увезли на выставку в Строгановское училище. И вдруг из крыльев исчезла магия золота! Все переполошились: куда исчезло сияние?

Не понимал и Врубель. Прямо на выставке много раз переписывал работу. Стирал и накладывал краски, менял позу, лицо, фон. Гнался за ускользающей красотой. Потом «Демона поверженного» перевезли в Петербург, и Врубель еще два месяца его переписывал.

- Демон же все ускользал, менял лик, - продолжает Ирина Шуманова. - Казалось, издевается над художником. Врубель впал в состояние сумасшествия. Потратил так много сил, что оказался в больнице. Состояние художника усугублялось еще и тем, что умер кроха-сын. Он начал слышать голоса, его посещали галлюцинации. 

А просто-напросто изменилось освещение. Картину поместили под верхний свет. В Третьяковке этот нюанс учли. И выяснили, что летящий и поверженный демоны на деле - почти одно и то же. 

- Они гораздо ближе друг к другу, чем мы думали, - улыбается Ирина Шуманова. - Можно сказать, что «Демон летящий» - первый эскиз к поверженному. Если мысленно его перевернуть и сделать вертикальную версию, летящий превращается в поверженного.

«НАРИСУЕШЬ - ВЫЙДУ ЗАМУЖ» 

Карьерой и личной жизнью Врубель обязан художнику Константину Коровину. Он познакомил его с меценатом Саввой Мамонтовым, любившим искусство, и тот помог ему и мастерской, и деньгами. Благодаря Коровину Врубель встретил и музу всей своей жизни.

В 1889 году мастер переехал из Киева в Москву и был театральным художником в Русской частной опере Мамонтова. В 1895 году театр отправился на гастроли в Петербург. Планировалась премьера оперы Хумпердинка «Гензель и Гретель». 

За декорации отвечал Коровин, но он заболел. Срочно вызвали Врубеля. А на сцене в это время репетировали партии брата и сестры две девушки. За девочку Гретель пела Надежда Забела, обладательница редкого сопрано. Врубеля очаровал ее голос. А когда он ее увидел, влюбился без памяти. Подлетел после репетиции и сделал предложение! 

Она же поставила условие. Если тот напишет ее портрет и работа ей понравится, согласится. Все получилось. И 28 июля 1896 года в Женеве они поженились. Надежда была с ним и в радости, и в горе. В последние четыре года у него обострился нейросифилис. Художник ослеп и окончательно впал в сумасшествие.

Но любить супругу не перестал. Почти все женщины в его работах - она. Главный портрет - «Царевна-Лебедь». Картина была написана за несколько месяцев до того, как Римский-Корсаков закончил оперу «Сказка о Царе Салтане». 

- Он посылал Надежде Ивановне ноты ее партии, - рассказывает Шуманова. - Она разучивала партию вместе с мужем. Но сам образ Царевны-Лебедь, чуда-чудного, дива-дивного, возник у Врубеля значительно раньше, чем у Римского-Корсакова.

Композитор с любопытством писал Забеле: «Как там у Михаила Александровича продвигается его картина?» И когда полотно было готово, не без творческой ревности называл «Царевну-Лебедь» «апокалиптической птицей».

«ГЕНЗЕЛЬ И ГРЕТЕЛЬ» ОСТАЛИСЬ ДОМА

Поклонники ждали картины из Национального художественного музея Беларуси. Обещали, что приедут. Не случилось. 

- Мы не передавали Врубеля в Третьяковскую галерею, - сообщила мне ведущий научный сотрудник отдела зарубежного искусства Национального художественного музея Беларуси Юлия Лисай. - Они запрашивали его у нас. Мы сказали, что можем дать «Гензеля и Гретель», готовы были снять картину с постоянной экспозиции, но дальнейший диалог не сложился. Было молчание. 

В белорусском музее всего три работы мастера. Но два произведения не транспортабельны. Это огромное панно «Садко», которое, по словам Лисай, «стоит в первой очереди на реставрацию». «Портрет Каролины Отеро» - танцовщицы - тоже невозможно перевезти. Работа огромная - двухметровая. К тому же пастель, а с ними всегда вопросы в транспортировке и экспонировании.

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Глава МИД Беларуси отправится в Москву для участия в совместной коллегии с Россией
  2. Гомель и Ростов-на-Дону официально стали городами-побратимами
  3. Белорусская делегация начала рабочий визит в Мурманскую область
  4. Беларусь и Россия обсудят внешнеполитическую координацию на совместной коллегии МИД в Москве
  5. Александр Лукашенко: Никто не сможет упрекнуть меня в получении взяток
  6. Владимир Путин отметил вклад героев СВО в развитие авиационной отрасли
  7. В Петрозаводске завершилось заседание комиссии Парламентского Собрания по безопасности и обороне Союзного государства
  8. Геннадий Лепешко: Ситуация, которая складывается на внешнем контуре Союзного государства, к сожалению, не идёт на поправку
  9. Андрей Красов: Историко-правовая смена «Будущее правопорядка» направлена на сохранение духовно- культурных и исторических ценностей
  10. В России расширено прямое авиасообщение и создана собственная система обслуживания иностранных самолетов
  11. Александр Лукашенко предупредил новых глав районов о недопустимости коррупции и посредничества
  12. РЭЦ и «Беллегпром» договорились о совместном продвижении продукции на внешние рынки
  13. В Гродно стартовала международная конференция историков из Беларуси и России
  14. В России предложили разрешить прямые переводы алиментов в белорусские банки
  15. Александр Лукашенко: Минск готовится к декабрьским переговорам с США

Парламентское Собрание

Марина ЛЕНЧЕВСКАЯ: Единый страховой полис ОСАГО оформили более 63 тысяч белорусов и россиян

Член Комиссии Парламентского собрания по законодательству и регламенту, Марина Ленчевская напомнила, что перемещаться по Союзному стало проще.

Политика

Дмитрий ТРЕНИН: Мир в худшем положении со времен Карибского кризиса

Кандидат исторических наук, политолог, член Российского совета по международным делам, директор Института мировой военной экономики и стратегии НИУ ВШЭ ответил на вопросы нашей редакции

МНЕНИЯ

Оставьте человекам человеческое

Андрей Удальцов

ИИ опасен своей бездушной беспощадностью

Висельница для бандеровцев

Олег Зинченко

80 лет назад начался Нюрнбергский процесс.

Шлагбаум, откройся!

Анатолий Заусайлов

Литва и Польша снова открывают часть переходов с Беларусью

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также