САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Демоны слетелись в Третьяковку

Михаил Врубель до весны поселился в залах Новой Третьяковки. Впервые за последние 65 лет

ФОТО: Третьяковская галерея 

ПОРТАЛЫ ВРЕМЕНИ

Художника называют «русским Ван Гогом», национальным достоянием, великим мастером, однако прошло всего две (!) его выставки. Одна - в 1921 году, другая - в 1956-м. Третью приурочили к 165-й годовщине со дня рождения Врубеля. 

Из-за пандемии очередей, как на Серова и Репина, нет. Но на выставку рвутся. Ради трех демонов, воссоединенного «Пророка» и большой рако-вины-пепельницы. А ведь масштаб экспозиции поистине впечатляет. Три этажа. Больше трехсот экспонатов. В том числе пятьдесят живописных работ.

- У Врубеля мало живописи, поэтому каждая из этих работ показана как драгоценность, - говорит куратор выставки Ирина Шуманова. - А графики, наоборот, много, поэтому решили показать лишь небольшую часть.

Также можно увидеть скульптуру, майолики, костюм. Дизайн выставки разработал крупный архитектор Сергей Чобан. Двери и окна вырезаны в стенах ломаными линиями, чтобы соответствовать художественному стилю. Это своеобразный портал из одного тематического пространства в другое. 

ТРОЕ ИЗ ЛАРЦА

Здесь же притаились три демона. Самый известный - «Демон сидящий». Тот, что выглядит как молодой парень, с длинными темными волосами, в голубых шароварах и с обнаженным торсом. Но глаза, правда, женские: от возлюбленной Врубеля Эмилии Праховой. В нее, замужнюю женщину с тремя детьми, художник в юности влюбился страстно и безответно. 

Вторая работа - «Демон летящий». На заднем плане - заснеженные горы Кавказа и река Терек. Последний в триптихе - «Демон поверженный». 

- Он имел магическую власть над Врубелем, - открывает секрет Шуманова. - Наверху в мастерской висела электрическая лампа, и Врубель писал в ее направленном свете. Насытил краски «Демона поверженного» невероятными золотыми порошками, которые нашел в своих майоликах. Произведение мерцало, как золотая мечта человечества. 

Когда Врубель почти закончил полотно, его увезли на выставку в Строгановское училище. И вдруг из крыльев исчезла магия золота! Все переполошились: куда исчезло сияние?

Не понимал и Врубель. Прямо на выставке много раз переписывал работу. Стирал и накладывал краски, менял позу, лицо, фон. Гнался за ускользающей красотой. Потом «Демона поверженного» перевезли в Петербург, и Врубель еще два месяца его переписывал.

- Демон же все ускользал, менял лик, - продолжает Ирина Шуманова. - Казалось, издевается над художником. Врубель впал в состояние сумасшествия. Потратил так много сил, что оказался в больнице. Состояние художника усугублялось еще и тем, что умер кроха-сын. Он начал слышать голоса, его посещали галлюцинации. 

А просто-напросто изменилось освещение. Картину поместили под верхний свет. В Третьяковке этот нюанс учли. И выяснили, что летящий и поверженный демоны на деле - почти одно и то же. 

- Они гораздо ближе друг к другу, чем мы думали, - улыбается Ирина Шуманова. - Можно сказать, что «Демон летящий» - первый эскиз к поверженному. Если мысленно его перевернуть и сделать вертикальную версию, летящий превращается в поверженного.

«НАРИСУЕШЬ - ВЫЙДУ ЗАМУЖ» 

Карьерой и личной жизнью Врубель обязан художнику Константину Коровину. Он познакомил его с меценатом Саввой Мамонтовым, любившим искусство, и тот помог ему и мастерской, и деньгами. Благодаря Коровину Врубель встретил и музу всей своей жизни.

В 1889 году мастер переехал из Киева в Москву и был театральным художником в Русской частной опере Мамонтова. В 1895 году театр отправился на гастроли в Петербург. Планировалась премьера оперы Хумпердинка «Гензель и Гретель». 

За декорации отвечал Коровин, но он заболел. Срочно вызвали Врубеля. А на сцене в это время репетировали партии брата и сестры две девушки. За девочку Гретель пела Надежда Забела, обладательница редкого сопрано. Врубеля очаровал ее голос. А когда он ее увидел, влюбился без памяти. Подлетел после репетиции и сделал предложение! 

Она же поставила условие. Если тот напишет ее портрет и работа ей понравится, согласится. Все получилось. И 28 июля 1896 года в Женеве они поженились. Надежда была с ним и в радости, и в горе. В последние четыре года у него обострился нейросифилис. Художник ослеп и окончательно впал в сумасшествие.

Но любить супругу не перестал. Почти все женщины в его работах - она. Главный портрет - «Царевна-Лебедь». Картина была написана за несколько месяцев до того, как Римский-Корсаков закончил оперу «Сказка о Царе Салтане». 

- Он посылал Надежде Ивановне ноты ее партии, - рассказывает Шуманова. - Она разучивала партию вместе с мужем. Но сам образ Царевны-Лебедь, чуда-чудного, дива-дивного, возник у Врубеля значительно раньше, чем у Римского-Корсакова.

Композитор с любопытством писал Забеле: «Как там у Михаила Александровича продвигается его картина?» И когда полотно было готово, не без творческой ревности называл «Царевну-Лебедь» «апокалиптической птицей».

«ГЕНЗЕЛЬ И ГРЕТЕЛЬ» ОСТАЛИСЬ ДОМА

Поклонники ждали картины из Национального художественного музея Беларуси. Обещали, что приедут. Не случилось. 

- Мы не передавали Врубеля в Третьяковскую галерею, - сообщила мне ведущий научный сотрудник отдела зарубежного искусства Национального художественного музея Беларуси Юлия Лисай. - Они запрашивали его у нас. Мы сказали, что можем дать «Гензеля и Гретель», готовы были снять картину с постоянной экспозиции, но дальнейший диалог не сложился. Было молчание. 

В белорусском музее всего три работы мастера. Но два произведения не транспортабельны. Это огромное панно «Садко», которое, по словам Лисай, «стоит в первой очереди на реставрацию». «Портрет Каролины Отеро» - танцовщицы - тоже невозможно перевезти. Работа огромная - двухметровая. К тому же пастель, а с ними всегда вопросы в транспортировке и экспонировании.

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Ростовская область закупит у Беларуси тысячу автобусов и электробусов для обновления транспорта
  2. Владимир Путин подписал закон о новых основаниях для увольнения иностранных работников
  3. Александр Лукашенко: Электроэнергия второй белорусской АЭС может пойти на экспорт в Россию
  4. Владимир Путин утвердил обязательное целевое обучение для ординаторов-медиков
  5. Владимир Путин утвердил День взятия Кенигсберга как новую дату воинской славы России
  6. Премьер-министр Беларуси Турчин прибыл в Москву на саммит глав правительств ШОС
  7. Александр Лукашенко: Беларусь готова самостоятельно построить третий энергоблок БелАЭС на 90%
  8. В Москве 8 декабря пройдет заседание Парламентской ассамблеи ОДКБ
  9. Александр Лукашенко объяснил причины охлаждения отношений с Литвой, Латвией и Польшей
  10. Минобороны РФ: Российские войска взяли под контроль три населённых пункта в зоне СВО
  11. Александр Лукашенко обсудил с губернатором Ростовской области новые направления сотрудничества
  12. Владимир Путин: Самбо — национальное достояние России
  13. Александр Лукашенко: Беларусь и Россия останутся едины, несмотря ни на что
  14. Александр Лукашенко выразил надежду на развитие стратегического партнерства между Беларусью и Алжиром
  15. Дмитрий Песков: Визит Токаева в Россию стал содержательным и значимым событием

Парламентское Собрание

До ста лет живём без бед

И после ста чтоб не пришла беда. Проекты Союзного государства помогают людям серебряного возраста укреплять здоровье, творить, заниматься спортом, делиться своим опытом и помогать другим

Политика

Владимир ПУТИН - о сотрудничестве с Казахстаном: Сила орла в крыльях, а человека - в друзьях

Отношения Москвы и Астаны перешли на уровень всеобъемлющего стратегического партнерства

МНЕНИЯ

Красно-белая кадриль

Андрей Удальцов

С 2003 года, когда клуб покинул Олег Романцев, в клубе сменилось 22 (!!!) наставника. На минувшей неделе с «народным» коллективом распрощался серб Деян Станкович. С формулировкой «по обоюдному согласию сторон». То есть тренера и владельцев команды. Хотя, как говорят, обоюдным согласием там уже давно не пахло. Это еще удивительно, что Станкович столько продержался при том чудовищном просто давлении, которое на него оказывалось со всех сторон. В отставку его гнали, кажется все. Один их комментаторов еще месяца полтора назад, критикуя в своей босяцкой манере сербского коуча, посылала того по маршруту: чемодан-вокзал-Белград. Бог с ним с комментатором. Удивляет другое: все словно сразу забыли, какую сумасшедшую серию «Спартак» выдал при Станковиче ровно год тому назад. Шесть матчей – шесть побед. Под раздачу, причем, с крупным счетом, попали не только середняки, но и топ клубы – ЦСКА, «Локомотив», даже ставший в конце концов чемпионом «Краснодар» получил от красно-белых на своем же поле три уверенных сухаря.

Та победная серия ошеломила всех. «Спартак» был, действительно, великолепен – скорость, техника, искрометные комбинации, красивые голы. Тогда все комментаторы в том числе и этот – вокзал-Белград – рассыпались комплиментами в адрес Станковича, предрекая «Спартаку» чемпионство, если, конечно, ему удастся сохранить такую сумасшедшую в хорошем смысле игру. Не удалось. После зимнего перерыва «Спартак» был не похож сам не себе, осеннего. Огонь в игре погас. В командном механизме, явно, что-то надломилось. Вопрос – на каком уровне? Скорее всего так и останется без ответа. О дрязгах на внутренней кухне, тем более, в топ клубе, если и становится что-то известно, то, как правило, долгое время спустя.

Станкович был футболистом мирового уровня. И тренером, смею утверждать, стал уже выше среднего уровня. В «Спартак» он пришел как коуч победитель, имея в багаже три чемпионства с белградской «Црвеной Звездой» и одно с венгерским «Ференцварошем». И без работы не только не останется, но и наверняка еще что-нибудь в кем-нибудь выиграет, а то и не раз. А вот найдет ли «Спартак» равнозначного ему спеца?

Сразу почему-то вспоминается история Унаи Эмери. Испанец, точнее баск продержался в «Спартаке» всего пять месяцев. В первые матчи команды при нем внушали оптимизм на перспективу. В первые полчаса это была не игра, а огонь – «Спартак» сносил любого соперника. Но потом раз и сдувался. Сказывался явный недостаток физики. Эмери и не спорил: «Пока команды хватает играть в европейский футбол где-на полтайма. Постараемся сделать, чтобы хватало на тайм. Потом – еще больше».

Может и сделал бы, да не дали. «Тренеришка» - обозвал его Артем Дзюба, когда судьба Эмери в «Спартаке» была практически решена. То ли с игроками так и не нашел общий, то ли еще что-то закулисное. Но Эмери ушел. И надо полагать, нисколько потом об этом не жалел. Стал чемпионом Франции с «Пари-Сен-Жэрмен», а уж первенство Франции, надо признать, все-таки круче российского. А затем уже с разными испанскими командами четыре раз подряд выигрывал Лигу Европы – второй по значению клубный турнир в Старом Свете. И это все после «Спартака».

Где кресло главного здесь давно превратилось в электрический стул, на котором долго никто не задерживается.

И об успехах команды, очевидцами которых им повезло быть, поседевшие дедушки-фаны будут рассказывать внукам, как перечитывая абзацы из «Повести временных лет». Все к этому идет.

Антитроллер

Кристина Воробьёва

Просто удивительна страсть некоторых наших соотечественников к какому-то  самоунижению 

Роботы-вершители превращают нас в безмозглых существ

Олег Зинченко

Их главные помощники — наши гаджеты.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также