19 Ноября 2018 года / Текст:  Анна Попова / К номеру: 54  (818)

Спасти нельзя утратить

Как вернуть к жизни почти утраченные шедевры? Как из призрачного образа на холсте восстанавливать масляную живопись, а из мелких осколков - воссоздавать изящный фарфор, знают специалисты Центра реставрации имени Грабаря. К его столетию приурочена выставка «Век ради вечного» (там же, в Центре), которая продлится до конца ноября

Спасти нельзя утратить

К реставраторам "небо" из Кенозерской часовни попало после того, как много лет простояло забеленным. Фото: Анна Попова

ХРАНИТЬ ВЕЧНО
Задачка не из простых: как собрать в выставочном пространстве произведения искусства, относящиеся к разным стилям и эпохам, чтобы получился гармоничный рассказ? По словам заместителя генерального директора Центра по научно-методической и выставочной работе Ольги Темериной, выстроить хронологическую или тематическую линию было при таком разнообразии сложно. Поэтому решили разделить религиозное и светское искусство и отдельно представить археологические памятники. Выбрать те произведения, которые нельзя увидеть в любой момент.

 - Например, Богоматерь Боголюбская находится в постоянной экспозиции Владимирского музея, а хрестоматийный памятник древнерусской живописи XIII века Богоматерь Одигитрия, долгое время находящийся у нас на реставрации, после выставки снова вернется в мастерскую. Танагрские статуэтки прибыли к нам из Барнаульского музея – туда тоже доедет не всякий, но зато сможет полюбоваться ими на нашей выставке.

Спасти нельзя утратить

Мешок шамана дошел до нас из XV века до нашей эры. Фото: Анна Попова

Спасти нельзя утратить

Бубен шамана Ардеева Ивана Васильевича (Пурпэю). Конец XIX века. Фото: Анна Попова 

Есть в экспозиции вещи совершенно уникальные: например, мешок шамана XV столетия до нашей эры. Когда его нашли на раскопках в Анадыре, он представлял собой застывший грязный ком тюленьей кожи. На протяжении целого года реставраторы трудились над тем, чтобы аккуратно развернуть его и при этом не разрушить. И только после этого приступили к восстановлению: утраченные фрагменты заменяли тюленьей кожей, заново придавали форму. И заодно - занялись его содержимым. Шаман хранил в мешке лапку нерпы и медвежий коготь.

Многие из представленных произведений искусства приходилось возвращать с того света. Вот как кафтан с плеча Петра Великого, который он пожаловал архиепископу Вологодскому Гавриилу. Тот настолько дорожил подарком, что завещал похоронить себя именно в нем – случай небывалый, погребение священнослужителей в светской одежде не принято. Реставраторы занялись работой: сделали выкройку, по которой затем отшили недостающие фрагменты, вернули кафтану его прежний темно-зеленый цвет. И вот он – целехонек: судя по всему, Петр I, отличавшийся высоким ростом, любил практичную одежду – чтобы можно было в ней и на верфь, и в дом к подданным отправиться.

Спасти нельзя утратить

«Пир Валтасара», середина XVIII века. Неизвестный художник. Фото: Анна Попова 

О том, что в Центре имени Грабаря работают с практически безнадежными случаями, рассказывает и история, случившаяся с полотном «Пир Валтасара». В 2007-м она прибыла на реставрацию: за три года все необходимые работы были проведены. Когда в 2010 году в мастерских вспыхнул пожар, картина сильно пострадала: холст намок, его поверхность покрывали расплавленный пластик и копоть … Специалисты снова взялись за возвращение «Пира»: сейчас практически ничего не напоминает о том, в какой передряге он оказался.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ШЕДЕВРОВ

Нередко, чтобы вернуть зрителям то или иное произведение искусства, реставраторам приходится придумывать новые методики. Ведь к ним в руки попадают не только живописные холсты и графика, но и мебель, произведения из кости и многое другое. Для каждого требуется свой, особый подход.

Однажды сотрудникам Центра пришлось заняться восстановлением китайских лаковых чашек на деревянной основе. Нашли их во время раскопок в Новосибирске. Пришлось потрудиться: две слипшихся в комок грязи чашки отмыть и разделить таким образом, чтобы лаковый слой не пострадал. С такими «челленджами», или вызовами, реставраторы сталкиваются частенько. Один из недавних – декоративное панно из грота усадьбы «Кусково». В таких беседках обычно отдыхали, прячась от летнего зноя, а тематический декор создавал впечатление подводного царства с кораллами, драгоценными раковинами и диковинными морскими животными.

Спасти нельзя утратить

Панно с изображением оленя. Германия XVIII век. Фото: Анна Попова

- Панно выполнено в уникальной технике: на холст наложен слой мастики, выложена фигура оленя, дополненная элементами декора, - рассказывает заведующий отделом деревянной полихромной скульптуры и нетрадиционных технологий в реставрации Владимир Симонов. - К нам оно поступило с крупными кракелюрами, отслоениями от основы и утратами перламутра. Были утраты и на фигуре самого оленя: на месте выпавших ракушек зияли «дыры». Но все же общий рисунок сохранялся и можно было представить композицию. Пришлось укрепить красочный слой, грунт, мастику, почти все элементы декора. Чтобы у зрителей создавалось целостное восприятие картины, сделали вставки на фигуре оленя: они не слишком бросаются в глаза, но отличить их от оригинальных раковин можно.

Кропотливая работа заняла полгода. Результат – на выставке. А мастеров ждут еще два таких панно. Возможно, в скором времени их можно будет увидеть на стенах грота, который и сам сейчас находится на реконструкции.

Спасти нельзя утратить

Фото: Анна Попова

НАМ БЫ НЕБО

Часто, чтобы провести реставрацию, к ней привлекают специалистов из других областей – биологов, энтомологов, микологов. Ведь произведения искусства – лакомый кусочек не только для коллекционеров и музеев, но и для разнообразных насекомых-вредителей, которые питаются древесиной и бумагой. Бывает, губителен даже климат. К примеру, одна из жемчужин Кенозерского национального парка – расписное «небо» - украшала часовню Тихвинской иконы Божьей Матери в деревне Хвалинская Каргопольского района. Климат там резкий, к тому же сама постройка с наступлением холодов замерзала. Когда советская власть объявила борьбу с религией, часовню переоборудовали под магазин, а «небо» забелили…

В 1960-е попробовали стихийно отреставрировать, но в итоге вместе со слоями побелки практически смыли и красочный слой – остался лишь рисунок и общие цветовые характеристики, только в местах крепления деревянных сегментов сохранилась первоначальная роспись. Поработал над «небом» и жук-точильщик.

- В течение нескольких лет обрабатывали против плесени и насекомых, укрепляли изображение, - рассказывает о проделанной работе художник-реставратор мастерской реставрации темперной живописи Александр Горматюк. – А потом совместными усилиями начали восстановление самого «неба»: отдел темперной живописи восстанавливал собственно изображение, основу – отдел мебели, а тонировками занимался отдел реставрации графики.

Спасти нельзя утратить

Фото: Анна Попова

«Небо» стало настоящим открытием: рисунок небесного свода, скрытого облаками, по которому парят улыбающиеся ангелы, выглядывая из-за пышных белоснежных облаков, словно создан итальянским мастером.

- В Кенозерье жило много купцов, - объясняет Александр Горматюк. – Не исключено, что кто-то из них, будучи в Санкт-Петербурге или за рубежом, пригласил художника с подмастерьем расписать часовню.

Чтобы увидеть «небо», нужно подняться на верхний этаж выставочного зала – там оно занимает центральное место. Плывущие облака, загадочно улыбающиеся ангелы, словно сошедшие с полотен итальянских мастеров – Кенозерское деревянное чудо поражает почти мистической красотой.


Спасти нельзя утратить
"Лошадь и корова". Марк Шагал, 1914 год 

Спасти нельзя утратить
Бюст императора Священной Римской империи, кружка с изображением поединка и даже фигурка мушкетера выполнены немецким мастером в XVIII веке из слоновой кости и украшены резьбой. 

Спасти нельзя утратить
Терракоттовые статуэтки типа "танагра" прибыли на реставрацию из художественного музея Алтайского края. Фото: Анна Попова 

СПРАВКА «СВ»

Хотя Игорь Грабарь окончил юридический факультет, предпочел он стезю художника. Тонкости рисунка постигал в Московском обществе любителей художеств, затем поступил в мастерскую Ильи Репина в Санкт-Петербургской академии художеств. Был участником двух крупных творческих объединений – «Мир искусства» и «Союз русских художников». В 1913 году Грабаря выбрали попечителем Третьяковской галереи: именно при нем экспозицию музея существенно изменили – с тех пор произведения искусства в пинакотеке показывают в историко-хронологическом и монографическом порядке. Тогда же был создан подробнейший каталог сокровищ музея. По его инициативе в 1918 году создали реставрационные мастерские: Грабарь заложил основы научной реставрации, которая подразумевает минимальное вмешательство в произведение искусства и выделение добавленных элементов. Принимал участие в реставрации шедевра древнерусской живописи – «Троицы» Андрея Рублева

 

КУСОЧЕК ВИТЕБСКА В МОСКВЕ

Есть на выставке и работа Марка Шагала – работа 1914 года, когда он только-только вернулся из Франции в родные места. Впереди был один из самых плодотворных периодов в его творчестве – буквально через год художник напишет знаменитую «Прогулку». А тогда, наслаждаясь видами Витебска, он зарисовывал все, что радовало его глаз, например, сельские пейзажи. Акварель «Лошадь и корова» пришлось промыть и подклеить и заново тонировать и работа снова обрела свои яркие узнаваемые цвета. 

ВЗГЛЯД ИЗ МИНСКА

В Беларуси – чуть больше 70 реставраторов. 24 из них работают в реставрационной мастерской при Национальном художественном музее. 

- Наш отдел занимается реставрацией древнебелорусского искусства, темперной и масляной живописи, полихромной скульптуры, мебели, ткани, графики, книг. И не только: например, сами делаем рамы для произведений искусства – ведь не станешь же картину XVIII века вставлять в современный багет. Так что делаем рамы в соответствии с аналогами того времени, - рассказал руководитель мастерской Аркадий Шпунт. - Вместе с тем мы осваиваем новые техники, выезжаем на стажировки. На мой взгляд, должна быть государственная школа реставрации, системного подхода нам не хватает. 


Комментарии


Другие статьи раздела

Культура

Выставка Бялыницкого-Бирули проходит в Москве

Она приурочена к 150-летию со дня рождения белорусско-российского художника. Картины вывесили в Галерее искусств Зураба Церетели

«Евровидение» вляпалось в «Азов»

Большего позора не было за всю историю международного конкурса – со сцены призвали спасти террористов

Победителей отряд

В Музее Победы наградили лучших юных художников, певцов, телерепортеров и поэтов - участников конкурса «Мои герои большой войны»

Стояли два товарища

На ВДНХ покажут, как восстанавливали Брестскую крепость и строили Ржевский мемориал

Ценные кадры

На ВДНХ покажут летопись создания Ржевского мемориала глазами фотокора «КП» Михаила Фролова

У Янтарной комнаты появился двойник

Виртуальную версию представили в Царском Селе

Читайте также

Союзное государство

Закон и порядок

Союзные программы необходимо согласовывать не больше полугода

Туризм

Пять причин побывать в Историческом музее

В этом году ему исполнилось 150 лет. По случаю юбилея из закрытых фондов достали редкие экспонаты, которые доступны для посетителей только до конца мая

Экономика: интеграция

БЕЛАЗОМ по санкциям

Легендарные самосвалы привезли на выставку в Москву

Политика

Владимир Путин о близорукости западных политиков и экономистов: Игнорируют элементарные законы во вред самим себе

Отказ от российских энергоресурсов стран ЕС - это не что иное, как экономическое самоубийство. Такую оценку непродуманной, авантюрной политике Запада Владимир Путин дал на совещании по развитию отечественной нефтяной отрасли

Общество

Пять мифов о войне

Многие десятилетия наши недруги пытаются принизить значение Великой Победы, духовного и ратного подвига народов СССР. Вот лишь несколько исторических небылиц, которые до сих пор активно внедряют в коллективное сознание

Культура

Выставка Бялыницкого-Бирули проходит в Москве

Она приурочена к 150-летию со дня рождения белорусско-российского художника. Картины вывесили в Галерее искусств Зураба Церетели



Политика

Владимир Путин о близорукости западных политиков и экономистов: Игнорируют элементарные законы во вред самим себе

Отказ от российских энергоресурсов стран ЕС - это не что иное, как экономическое самоубийство. Такую оценку непродуманной, авантюрной политике Запада Владимир Путин дал на совещании по развитию отечественной нефтяной отрасли

Культура

Выставка Бялыницкого-Бирули проходит в Москве

Она приурочена к 150-летию со дня рождения белорусско-российского художника. Картины вывесили в Галерее искусств Зураба Церетели

Туризм

Пять причин побывать в Историческом музее

В этом году ему исполнилось 150 лет. По случаю юбилея из закрытых фондов достали редкие экспонаты, которые доступны для посетителей только до конца мая

Спорт

«Красная машина» против зубров 

Сборные РФ и РБ выдали огненный финал на турнире в Питере

Спорт

Не дразните буйвола

Российский боксер Дмитрий Бивол сенсационно победил мексиканца Сауля Канело Альвареса и защитил титул чемпиона мира в полутяжелом весе по версии WBA Super.
Этот эпохальный супер-бой, собравший у телеэкранов почти миллиардную аудиторию, проходил в Лас-Вегасе на забитой до отказа двадцатитысячной арене

Звезды

Ушел в край магнолий

Его называли «татарским соловьем» и «советским Паваротти». Харизматичный, красивый, обходительный, добрый, Ренат Ибрагимов мечтал дожить до ста пятидесяти лет, но судьба отмерила всего 74

Общество

Пять мифов о войне

Многие десятилетия наши недруги пытаются принизить значение Великой Победы, духовного и ратного подвига народов СССР. Вот лишь несколько исторических небылиц, которые до сих пор активно внедряют в коллективное сознание

Общество

Красная звезда как символ изменений

Жена космонавта Юлия Новицкая о смене логотипа Роскосмоса

Общество

Вандализм по-рижски

Памятник Советским воинам-освободителям в столице Латвии 9 Мая превратился в место сражения за правду

Общество

Пусть помнит мир спасенный

9 Мая наши страны отмечали 77-ю годовщину Великой Победы