Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Владимир Березин: Малахов кричит, словно горячий бразильский телеведущий

В 90-е годы на голубом экране он был диктором номер один. Сейчас Владимир Березин - неизменный ведущий концертов в Кремле и фестиваля «Славянский базар». О том, почему ТВ превратилось в базарную площадь, зачем Андрей Малахов ушел с «Первого канала» и чем так хороши села Синеокой, народный артист рассказал «СВ»

Фото: иван Прохоров/ kpmedia.ru

ПОЧТИ ПЕРЕШАГНУЛИ БОЛЕВОЙ ПОРОГ

Поставленный голос, безупречная дикция, белозубая улыбка, ладно сидящие костюмы. Березин вел программы «Время», «Утро», «Спокойной ночи, малыши!», «Песня года». В свои шестьдесят он в великолепной форме и не почивает на лаврах.

- Владимир, вы столько работали на телевидении. Наверное, так устали от всего этого, что и телевизор дома не держите?

- В каждой комнате стоит. И даже в ванной. Но я их почти не смотрю, потому что поменялось качество программ, да и меня перестало что-либо удивлять. Классическое телевидение воспитывало меня и поколение в стране в целом. Оно относилось к категории «жанр культуры и искусства». Информировало, просвещало, развлекало и умиротворяло, то есть наводило порядок в голове и в душе.

- По каким принципам живет современное телевидение?

- Оно - предмет коммерции, где на первом месте - реклама. Источником информации телевидение тоже уже не является. Нажал кнопку смартфона - и вот тебе новости. Телевизор существует только благодаря представителям среднего и старшего поколения. Они верят ему. В то время как оно уже чаще не созидает, а разрушает. Горе, благодаря телевидению, стало слишком растиражировано. И люди уже не плачут. Они почти перешагнули болевой порог. Ожесточились, перестали быть сентиментальными, открытыми.

Половину жизни я живу во Франции, и иногда мне становится обидно от того, что там в отношениях между людьми есть то, чем мы жили прежде, а у нас этого днем с огнем не сыщешь. К примеру, мы с дочерью гуляем по берегу Атлантического океана. Дышим воздухом. И все, кто попадается навстречу, англичане или французы, здороваются первыми. Даже если едут на велосипеде, уже издалека кричат: «Бонжур!» У нас же поздороваешься
с кем-нибудь в парке и услышишь: «Че нужно?»

Правда, есть все же места, где все иначе. Их много в Беларуси. Приезжаю вести «Славянский базар» в Витебск, иду по улице и здороваюсь со всеми. С кем-то даже за руку. И люди счастливы.

«ПОЮ, КАК МОГУ, ТАНЦУЮ, КАК ХОЧУ»

- Считаете, менталитет белорусов в этом плане особенный?

- Наши братья - славянские европейцы. И мне в этом смысле хочется быть похожим на них и усмирить папин горячий кавказский темперамент. Белорусы отличаются даже способом выражения эмоций - сдержанным, благородным.

И строем речи. Если у русских или украинцев он заканчивается высокой вопросительной или часто возмутительно-раздражающей нотой, то у белоруса - спокойно-вопросительной, умиротворяющей. Еще они удивительно скромные. И мне нравится их гостеприимство, такое сдержанно теплое, неизменно одного градуса. Я люблю проезжать деревни республики на машине. Там все чисто, ухоженно.

- Часто гостите?

- Последние 26 лет каждый год. Ездил на «Славянский базар» и в минувшем июле. Как и все, люблю драники, сало, а еще (только никому не говорите!) самогон. И постоянно привожу из Беларуси лен. Он нежный, мягкий и уютный. У меня все постельное белье такое. И, конечно, одежду местных дизайнеров. Нигде в мире нет ничего подобного.

В Бретань отправляют вареный лен из Беларуси.

- При каких условиях вернулись бы на телевидение?

- Если предложат интересный проект. Сложный, важный, современный и в то же время соответствующий классическим жанрам искусства. Я бы вел программу от имени своего поколения и для своего поколения, во многом недооцененного, которое вырастило наших детей, пусть даже с помощью ножек Буша.

Интересно может быть только искусство. Все остальное - художественная самодеятельность: пою, как могу, танцую, как хочу, говорю, как Бог на душу положит.

Великая Валентина Леонтьева, которая вела программу «От всей души», говорила: «Я повенчана с телевидением». Так и для меня: ТВ - не студия и не ящик, а состояние души, полная боевая готовность и всегда ты в предлагаемых обстоятельствах.

«Почему ушел? Миллион версий»

- Возвращаясь к телевидению. Уровень ведущих стал ниже, чем в советские годы?

- Для меня нет ярких открытий среди них за последнее время. Если не умеешь думать, говорить, чувствовать себя комфортно перед камерой, ты не имеешь права работать на главных каналах страны. Я много езжу по провинции, веду семинары и с радостью отмечаю, как много сильных представителей моей профессии за МКАДом.

- О ведущих на федеральных каналах. Андрей Малахов разве блеклый?

- Я имел в виду классический жанр. Не ток-шоу. Когда приезжаю к своей почтенной тетушке в Сергиев Посад, сажусь рядышком и включаю телевизор, вижу, что она вообще ничего не понимает! Знаете, почему? Темпоритм подачи материала такой, что даже мое ухо за ним не успевает. Понятно, что мне приведут сотни аргументов, почему так, и главным из них будет известие о том, что изменился ритм жизни. И я не смогу им доказать, что стилистика балета тоже изменилась, однако никто не говорит, что нужно делать только современную хореографию и бросать тело по сцене.
Андрей в «Пусть говорят» работал в жанре ток-шоу, а это, извините, бразильская или американская, ну, может быть, еще чуть-чуть итальянская модель телевидения. Там движуха-движуха, крик, никто никого не слушает, и каждый на триста процентов уверен в своей правоте. Андрей - прекрасный шоумен. Легче других. Он работает и вторым планом, и мимикой, и жестом, и движением. Часто становится на сторону то одних, то других.

- Зачем же он все-таки ушел с «Первого канала»?

- Я, как ветеран телевидения, до сих пор удивляюсь такому странному делению на каналы-конкуренты - читай, враги. Когда я работал на ВГТРК, я никогда не мог появиться на Первом канале. Нужно было пройти такое количество согласований! Но почему-то мало кто задумывается о том, что телеканалы вещают на одного зрителя, и он сам выбирает, что смотреть. И по идее они не должны конкурировать. Им надо друг друга дополнять и мотивировать быть интереснее. Насчет Андрея существует миллион версий. Мне больше всего симпатичен вариант творческого роста. На «Первом» он был просто ведущим. Популярным, уважаемым, любимым, но не участвовал в процессе как продюсер.

- Дмитрий Борисов - достойная замена?

- Он пришел совсем из другого жанра. И тут вдруг вышел в открытый космос. Конечно, мы привыкли к Андрею. Надо просто перенастроиться. Еще классики говорили о том, что все в человеке - привычка. Поработает-поработает и будет ведущий «Пусть говорят» Дмитрий Борисов.

ДОСЬЕ «СВ»

Владимир Березин родился в 1957 году в Орле. Окончил факультет режиссуры Орловского училища культуры, а позже - факультет журналистики Уральского госуниверситета. К 1980 году возглавил дикторский отдел на телевидении Свердловска. Там Березина заметил первый Президент России Борис Ельцин, после чего на талантливого диктора обратило внимание руководство «Останкино», и в начале 90-х он попал на Центральное телевидение. Вел передачи «Доброе утро», «Спокойной ночи, малыши!», «Время». Затем перешел на РТР (ныне - ВГТРК), где получил должность главного диктора канала. Вел программы «Мой ХХ век», «Площадь звезд».

Народный артист России. Награжден орденом «За личное мужество».