Народная артистка России Татьяна Догилева: Раньше меня знали как «Блондинку». А сейчас как бездомную
Сегодня любимица зрителей на экране появляется редко. Но каждая ее работа - событие. В прошлом году она сыграла строгого завуча в молодежной комедии «Хороший мальчик», а скоро на фестивале «Кинотавр» представит драму Кирилла Плетнева «Жги», где у нее снова роль начальницы. О любимых ролях и несбывшихся мечтах актриса рассказала на творческом вечере в Гатчине
В ТЕАТРЕ ВЫЖИВЕШЬ ИЛИ НЕТ - ТВОЯ ЗАБОТА
- Сценическую жизнь вы начинали в «Ленкоме» - одном из самых популярных московских театров. Легко нашли общий язык с худруком Марком Захаровым?
- Очень тяжело. Марк Анатольевич строил театр, «созвучный» времени. Но не растил актеров. А я пришла сразу после ГИТИСа, где к студентам относились очень нежно, считали бутонами, которые вот-вот должны раскрыться. В театре выживешь или нет - твоя забота. Роль Нели в «Жестоких играх» вместе со мной параллельно репетировала другая актриса. Происходило это так: «Садись, Таня, теперь Мила играет. Опять Таня. Нет, у Милы лучше получается». Очень жестко. Зато благодаря этой роли меня заметили и пригласили в телепостановку «Безобразная Эльза», где моими партнерами стали прекрасные артисты - Василий Бочкарев, Евгений Стеблов, Александр Леньков.
- Какую театральную роль любите больше всего?
- Электру в трагедии Эсхила «Орестея». Ее в начале 90-х ставил в Театре Российской Армии немецкий режиссер Петер Штайн. Мы даже гастролировали в Греции, на родине пьесы. Причем играли в античном амфитеатре Эпидавра по ночам, когда на улице было не так жарко. Выступая на сцене, которой уже двадцать пять веков, испытала катарсис. Было ощущение, будто тобой овладевают какие-то высшие силы.
Вообще когда сейчас анализирую свои работы в кино или театре, понимаю одно: это не роли, а часть моей жизни. Говоришь о какой-нибудь героине - и вспоминаешь, что тогда происходило в жизни.
МИРОНОВ ЧАС СИДЕЛ ПО ГОРЛО В ЛУКЕ
- В вашей кинобиографии большую роль сыграл Владимир Бортко…
- Поколение восьмидесятых знало меня по его «Блондинке за углом», а вот нынешнее, боюсь, по «Бомжихе» (телесериал, вышедший на экраны в 2007 году. - Ред.). С Бортко тоже работалось непросто - много спорили. Недавно была на премьере его фильма «О любви». Увидев меня, режиссер заулыбался и зачем-то подвел к исполнительнице главной роли Ане Чиповской: «Ты - это она, а она - это ты!». Опешила и даже не поинтересовалась, что это значит. Лишь потом дошли слухи, что Аня тоже сильно ругалась с Бортко.
Комедия «Блондинка за углом» была одним из его первых фильмов. Опыта ноль, на съемках регулярно случались какие-то курьезы. Например, один эпизод снимали на овощебазе в пятиградусный холод. Андрей Миронов, по горло закопанный в лук, почти час ждал, пока режиссер с оператором выстроят мизансцену. В итоге не выдержал и вылез из этого холодильника с криком: «Я не буду сниматься, сначала договоритесь!»
- На тот момент он был уже звездой. Сказывался статус?
- Что вы, в то время закидали бы камнями любого, кто произнесет слово «звезда»! В моде была самоирония. Миронов ни разу не говорил о своих успехах. Он был прекрасен, показал мне Ленинград. Обожал этот город, там жил его сводный брат Кирилл Ласкари (артист балета, хореограф, писатель. - Ред.). После съемок мы гуляли втроем, ходили по ресторанам или в гости к друзьям Андрея.
СТАНИСЛАВСКИЙ ПРИУЧИЛ К ДНЕВНОМУ СНУ
- Тоскуете по большим проектам в кино?
- Нет. Счастлива, что у меня нет зависимости от профессии. Я много играла, пробовала себя в разных профессиях, с кем только не довелось общаться. В той же «Блондинке за углом» снимался Марк Прудкин, ученик Станиславского. В три часа дня, независимо, успели или нет снять нужную сцену, актер отправлялся отдыхать. Потом говорил: «Вы думаете, я устаю? Нет, это Станиславский приучил нас к дневному сну. Потому что в театр
к началу спектакля надо приходить со свежей головой».
- Вы всегда отличались твердой общественной позицией. Следуете завету Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?
- В школе я училась в историко-литературном классе, в том числе поэтому всегда поддерживаю проекты по сохранению старой Москвы. Больно смотреть, как разрушают исторические здания. Но, к сожалению, поняла, что моих сил для борьбы недостаточно.
ДОСЬЕ «СВ»
Татьяна Догилева родилась 27 февраля 1957 года в Москве. В 1978 году окончила ГИТИС. В 1978 - 1985 годы работала в «Ленкоме», в 1985 - 2012 годы - в Театре имени Ермоловой. Дебютировала в кино в 1971 году ролью радистки в фильме «Отдать швартовы!». Снялась в сотне фильмов: «Восток-Запад», «Забытая мелодия для флейты», «Дважды рожденный», «Афганский излом» и многих других. Режиссер фильмов: «Лера» и «Горизонт». Автор книг «Жизнь и приключения Светы Хохряковой», «Тогда, сейчас и кот Сережа».
САМА СЕБЕ РЕЖИССЕР
Мечтала сняться у Германа
- Есть режиссер, у которого вы мечтали сняться, но не довелось?
- Одно время я часто отдыхала в поселке Репино, где у многих ленинградских кинематографистов были дачи.
В том числе у Алексея Германа. Он был совсем не таким, каким можно представить по его фильмам: весельчак, говорун, рассказчик... Однажды решилась ему сказать: «Леш, мне так хочется сняться в таком кино, как у тебя…» Он отшутился.
- Теперь понятно, почему сами решили заняться режиссурой.
- Всем актрисам моего склада после сорока лет хочется пробовать себя в другой профессии. Ольга Аросева, узнав о моих мыслях, была шокирована: «Боже мой, зачем тебе это надо?!» Но меня было не переубедить. Сначала затеяла спектакль «Лунный свет, медовый месяц» по пьесе английского драматурга Ноэля Кауарда «Частная жизнь». Думала, въеду в профессию на белом коне, а в результате не было ни одной газеты, которая меня бы не обругала. Хотя в итоге спектакль шел почти двадцать лет.
Потом мне страшно захотелось снять кино. Ходила по продюсерам - снова на меня смотрели, как на сумасшедшую. Но внезапно на «Мостелефильме» предложили сценарий мелодрамы «Лера». И я тут же согласилась. Перед съемками начало трясти, да так, что дышать не могла. Занялась аутотренингом: «Успокойся, вспомни, зачем ты все это затеяла?» Ответ нашелся один: «Из желания крикнуть - «Мотор!». Больше ни одной мысли в голове не было. Но все сложилось удачно - на этот раз никто меня не ругал. Наоборот, даже получала призы на кинофестивалях.
- Последняя ваша режиссерская работа - короткометражка «Горизонт».
- Сейчас в кино царит страшный диктат «формата» и денег - хуже, чем идеология в Советском Союзе. Актрис чаще всего утверждает не режиссер, а продюсер. И мне захотелось, хоть на телефон, снять то, что хочется. Написала сценарий о взаимоотношениях пожилой интеллигентной пары с молодой сиделкой. Действие происходит в Юрмале. Супруги любуются природой, говорят о вечном. А прислуге нужны только деньги. Налицо конфликт поколений и менталитетов. Фильм снимали силами рижских студентов. Вместе со мной и молодой латышской актрисой в фильме снялся Эммануил Виторган.