Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
О ЧЕМ ФИЛЬМ
В центре сюжета – легендарная битва за Москву. У разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 года немецкой танковой армаде противостояла четвертая рота второго батальона 316 стрелковой дивизии под командованием генерала Панфилова. Около ста человек, вооруженных винтовками, противотанковыми орудиями и … одним пулеметом. Ценой жизни задачу бойцы выполнили – на пути к Москве враг был остановлен.
А БЫЛ ЛИ ПОДВИГ?
- Андрей, премьера фильма совпала с 75-летием битвы за Москву – так и было задумано?
- Эта тема интересовала с детства. Сценарий написал еще в 2009 году. Но из-за проблем с финансированием премьера состоялась только сейчас. Ни с годовщиной, ни с коммерцией фильм не связан.
- Некоторые считают, что никакого подвига панфиловцев не было – все это вымысел…
- Когда начал работать над сценарием и погрузился в тему, был удивлен, что есть такое мнение. Всем, кто сомневается, советую посмотреть документы военного времени и воспоминания фронтовиков. Поймете, что все эти разговоры высосаны из пальца.
- Какие книги читали, работая над сценарием?
- Фронтовые мемуары Александра Шумилина «Ванька ротный», который написал книгу на основе своего дневника военных лет. С удовольствием прочитал воспоминания панфиловца Бауыржана Момышулы. И очень помогла подборка интервью с фронтовиками Артема Драбкина «Я дрался с Панцерваффе».
- Вашу семью война коснулась?
- Воевали два деда и бабушка по отцовской линии. Она была на Ленинградском фронте. К счастью, все остались живы. Истории, которые слышал о войне от родственников, тоже использовал в работе над сценарием.
МЕНЬШЕ ВИДИШЬ - КРЕПЧЕ СТРАХ
- «28 панфиловцев» называют одним из самых удачных краудфандинговых проектов…
- Благодаря неравнодушным собрали три миллиона двести тысяч рублей - баснословные деньги! Думаю, дело в сюжете. Если бы снимали картину о чем-то другом, большую сумму вряд ли бы собрали. И еще нам очень помог писатель Дмитрий Пучков, известный в народе как Гоблин, бросив клич на своем сайте. Уже потом мы выиграли грант Министерства культуры и большую часть бюджета дала компания «Гайдзин интертейнмент», которая занимается разработкой компьютерных игр.
- Медийных персон в картину намеренно не приглашали?
- С самого начала так решил. Никто не спорит, что среди звезд есть таланты, но их много и среди нераскрученных актеров. Тем более, нужны были артисты, которые по типажу походят на людей того времени. Среди известных персон таких не оказалось.
- Как вам удалось добиться столь мощного эффекта реальности происходящего?
- Это была главная цель. Хотелось, чтобы актеры в кадре вели себя, как в жизни, забыли об условности кино. Еще вот что осознал. Солдат на поле боя испытывает страх не из-за того, что наблюдает вокруг себя, а как раз наоборот. Человек знает: приближаются враги, ползут танки, свистят пули, но он их не всегда видит. И от этого ему страшно. Вот и мы половину оставляем за кадром, чтобы зритель включил воображение.
ЖИВИ И ПОМНИ
- Многие в отзывах пишут, что в фильме нет конфликта, отсутствует главный герой и характеры персонажей не до конца обрисованы…
- Наивны и смешны эти обвинения. Главные герои - 28 панфиловцев. А более острого конфликта, чем сражение против армады немецких танков, и придумать сложно. Для некоторых режиссеров война – декорация. Им нужна лишь история внутри этой декорации. А у нас фильм о войне, о беде.
Умышленно не показали жизнь бойцов до войны, не включили в сценарий любовные линии. Не стали изображать панику, истерику, бессмысленную беготню, что часто видим на экранах. Война не суматоха, а противостояние умов. И люди на поле боя ведут себя рационально.
- Как вы относитесь к призыву перестать снимать кино про войну и больше говорить о мире, о будущем, о счастье?
- Лучше все-таки помнить про войну, чем стать ее участником и очевидцем. Самые прекрасные человеческие качества люди проявляли на войне. И если хотим говорить об этом в кино, то лучше делать это, обращаясь к памяти.
Режиссер, сценарист и продюсер Андрей Шальопа родился в 1972 году в Ленинграде. В 1998 году окончил Санкт-Петербургский экономический университет. Как режиссер дебютировал в 2008 году с картиной «Поймать ведьму». Автор сценариев к фильмам и сериалам: «Сквот», «Любовь и 1000 мелочей», «Рыжая», «Слово женщине», «Черкизона. Одноразовые люди», «Море по колено» и др.