Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
Едва Москва отошла от многомесячного художественного ажиотажа, вызванного выставкой Серова, как снова к Третьяковке стали стекаться ценители живописи и те, кто хочет быть «в тренде». Теперь пришел черед любования работами непревзойденного мариниста Ивана Айвазовского (1817-1900) – одного из самых продаваемых и дорогостоящих (и к слову, часто подделываемого) русского классика. Третьяковская галерея отчиталась, что извлекла уроки из прошлых организаторских промахов. Как увидеть «Девятый вал» и еще 120 прекрасных картин и 55 графических листов мастера, избегая мытарств и очередей? А сделать это обязательно стоит: первая персональная выставка Ивана Айвазовского в Третьяковской галерее, приуроченная к 200-летию художника, едва открылась, но уже стала сенсацией.
На выставку без очереди
Экспозиция работает с 29 июля по 20 ноября. Самый главный совет – планируйте поход в галерею заранее!
К моменту официального открытия было продано около 20 тысяч билетов. В том числе и через интернет. И каждый день продается по две – три тысячи. Стоит обязательно учитывать, что попасть на сеанс «день в день» практически нереально – билетов в кассах Третьяковки на тот же день, да и на следующий тоже, как правило, нет – все раскуплено. Аналогично и на интернет-сайте Третьяковки: утром 1 августа ближайшая возможная дата для покупки – пятница 5 августа, и то на дневные, а не популярные вечерние сеансы.
Сеансы организованы четко по расписанию. Приезжать надо строго к указанному в билете времени (через 30 минут после начала сеанса уже точно не пропустят, и билет пропадет).
Во вторник, среду и воскресенье сеансы проходят с 10.30 до 16.30, а по четвергам, пятницам и субботам – до 19.30. В один сеанс на выставку проходят 250 человек.
Электронные билеты можно не распечатывать, достаточно поднести свой смартфон со штрих-кодом к считывающему устройству. Если у вас телефон кнопочный, без сенсорного экрана, то лучше все же иметь печатную копию. Цена билетов – 150-400 рублей.
Маринист и философ
Итак, мы на выставке. Открывает экспозицию картина «Радуга» из собрания Третьяковки. Кораблекрушение, страх и ужас людей перед всевластием стихии и осознание себя ничтожной малостью. Однако, как говорит директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, «свет радуги, восходящий к евангелистским текстам, четко обозначает, что надежда на спасение есть, причем, в более широком смысле, чем спасение при гибели корабля». Верно подмечено. Этот мотив ощущается во всех разделах выставки, которую зрители осматривают, следуя «галсами» – под стать морской тематике.Даже названия разделов выставки отражают глубокую палитру смыслов в живописи Айвазовского: «Морская симфония», «Весь мир ему мал», «Плененный тайной мироздания»... Невозможно пройти мимо главных холстов мариниста – «Радуга» (1873), «Черное море» (На черном море начинает разыгрываться буря) (1881), «Девятый вал» (1850) и самого масштабного полотна - «Волна» (1889). Многие их видели в «родных» музеях (Третьяковке и Русском музее), но, собранные все вместе, они буквально погружают в морскую стихию в формате 3D.
Шанс увидеть впервые
На выставке есть несколько картин, которые экспонируются впервые. Прежде всего, это холст из запасников Третьяковки – «У берегов Кавказа» (1985). Безусловный интерес посетителей московской выставки вызовут 11 экспонатов из Феодосийской картинной галереи (портреты родителей художника, его брата и второй жены), а также единственный «американский» пейзаж Айвазовского – «Ниагарский водопад». Атлантику художник вместе с женой пересек в возрасте 75 лет. В Америке он написал цикл работ, посвященных Христофору Колумбу, но все они разошлись по частным коллекциям. Лишь «Буря у берегов Атлантики» досталась Архангельскому музею, а «Ниагарский водопад» - родной Феодосии.
Есть и «сухопутные» вещи у Айвазовского, например, «Зимний обоз в пути» из Смоленского музея. Эту картину художник написал для Международной выставки в Париже (1857) а рамках цикла «Четыре богатства России». Богатства показывались, конечно, на сельскохозяйственных темах (из которых позднее и родилась ВДНХ) – обоз, поле с хлебами, стада мериносов.
Секрет «точки света»
Главное в картинах Айвазовского — свет, воздух и вода. Все прочее выстраивается вокруг этих столпов. Сохранились свидетельства, что когда Илья Репин впервые увидел «Девятый вал» – а Айвазовский внезапно распахнул перед ним дверь мастерской, – то он резко зажмурился, настолько ослепительным был солнечный свет, исходящий из полотна. Почти все полотна мариниста обладают таким эффектом: солнце слепит, от пронзительного съеживаешься, штормовая волна пугает настолько, что хочется отскочить назад. Ощущения – вот что важно.
Зельфира Трегулова, подойдя к «Черному морю» и советует попробовать погрузиться в картину, в эту всевластную стихию.
- Если будете рассматривать эти работы под таким углом зрения, почувствуете себя внутри картины, как будто находитесь в зале современного кинотеатра и смотрите фильм со спецэффектами - тонет корабль, лодка, парусник. Айвазовский – непревзойденный мастер подобных пейзажей, он разработал удивительную манеру изображения воды и света сквозь воздух, - рассказывает директор Третьяковке.
По ее убеждению, именно в этой невероятной силе психологического воздействия на зрителя, в богатстве эмоций, которые вызывают картины, кроется секрет невероятной популярности Айвазовского при жизни.
Сам художник давал совершенно четкие рекомендации, как правильно смотреть его работы: находить на холсте самую яркую точку, тот самый источник света, и, пристально всмотревшись в нее, скользить взглядом по холсту. Восприятие картины при таком подходе может меняться кардинально. Взять, например, «Лунную ночь». Некоторые критики упрекали мастера, что полотно не закончено. Но Айвазовский настаивал на обратном, ведь если ночью смотреть пристально на луну, а на все остальное – мимоходом, то пейзаж предстанет именно таким «непроработанным», без лишних рефлексий.
Иван Айвазовский был едва ли не самым продуктивным и работоспособным классиком. По его собственным оценкам, за всю жизнь он написал более шести тысяч работ.
Что интересно – первым на его холсты всегда «ложилось» небо. Именно с нее, с воздушной стихии, мастер всегда начинал работу. Причем небеса он писал в один прием — будь то десять минут или много часов. Только после того, как «небо готово», мастер позволял себе перерыв.
А море уже, как правило, требовало длительной исступленной работы в несколько заходов. Впрочем, «долгая» работа над картиной, в понимании Айвазовского – это десять дней. Именно столько у него ушло на самое крупное полотно - «Среди волн» (284x429 см). Он создал ее за два дня до смерти, будучи 81-летним стариком.Айвазовский – пушкинист
Открытий на выставке можно сделать немало. Например, впервые экспонируется отреставрированная картина из Третьяковки «У берегов Кавказа» (1885). Далеко не всем известен Айвазовский как график и портретист.
Кроме того, представление о художнике, несомненно, расширят экспонаты второго этажа выставки – архивные документы, изделия из фарфора, макеты кораблей, морские навигационные приборы.
Существует ли формула Айвазовского?
Об этом «СВ» рассказала куратор выставки, завотделом живописи второй половины 19 – начала 20 века Третьяковской галереи Галина Чурак:В Армении Ованнеса Айвазяна считают русским художником
Самые дорогие картины Ивана Айвазовского на ведущих аукционах мира:
1. «Вид Константинополя и Босфорского залива» (1856). Год продажи – 2012. Цена – 3,23 млн фунтов стерлингов.
3. «Варяги на Днепре» (1876). Год продажи – 2006. Цена - 3,3 млн долларов.
5. «Исаакиевский собор в морозный день» (1891). Год продажи – 2004. Цена - 2,125 млн долларов.
7. «Девятый вал» (1850). Год продажи – 2005. Цена - 1,704 млн долларов.