Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Игры с ведьмами и судьбами

Театральный форум в Могилеве ярко показал, какую пищу для ума дает «заезженная» классика, опрокинутая в наше время с его жесткой деловой хваткой

Бедный Йорик! В интерпретации молодых артистов классику порой не узнать. Фото: БЕЛТА

20 спектаклей из 9 стран засвидетельствовали, что классика и даже хрестоматийные произведения школьной программы имеют современный смысл и волнуют сегодня.

Театральный форум-2016 позиционирует себя как весенний (всегда в последнюю неделю марта), молодежный (о молодых и для молодых), международный (широкая география), могилевский (рожденный в городе с богатой историей), контактный (согласованный в действиях). Все вместе называется «M.@rt.кoнтакт».

Рука Москвы

Доля российских спектаклей всегда велика. Кроме обязательных Москвы и Санкт-Петербурга здесь побывали Николай Коляда из Екатеринбурга, лучшие работы из Перми, Челябинска, Нижнего Новгорода, Брянска и других городов. В этот раз помимо трех московских и двух питерских театров на форум добрался коллектив из Ростова-на-Дону. Что касается драматургии, всегда лидируют российские авторы. Сейчас это Островский, дважды Горький, дважды Гоголь, а также Чехов, Михаил Булгаков, Василий Шукшин, Леонид Зорин и современные Иван Вырыпаев, Василий Сигарев, Юрий Клавдиев, Алексей Слаповский. Театральные версии этих авторов играли белорусы, поляки, украинцы, армяне, болгары. Всегда это было неожиданно и достаточно современно, что очень важно для концепции фестиваля. Эксперты подбирают такое, что не заскучаешь.

Показательным оказался обладатель «Золотой маски», спектакль «Жизнь за царя», привезенный из Санкт-Петербурга. Его играли в пространстве этнографического музея Могилева, где все дышит историей и подлинностью документов. Иногда смешное и наивное рождает трагический вывод о повторяемости времени и наших ошибок. Спектакль основан на мемуарах революционеров Андрея Желябова, Софьи Перовской, Веры Засулич, писателей Льва Толстого и Федора Достоевского. Поставил его режиссер Джулиано Ди Капуа, который успешно работал в России, Литве и основал в Санкт-Петербурге свой театр, где предлагает вниманию зрителей необычный международный репертуар.

Новым для фестиваля был «Ведогонь-театр» из подмосковного Зеленограда, тоже обладатель «Золотой маски». Его «Васса» - первый вариант пьесы Горького «Васса Железнова» - оказался спектаклем тотальным, радикальным, агрессивным, опрокинутым в наше время с его жесткой деловой хваткой.

Ближнее зарубежье

Шоковую терапию «Ведогонь-театра» словно продолжил варшавский театр «Малабар-отель» булгаковским «Мастером и Маргаритой». Актеры вызывали духов романа, много рассуждали о потустороннем мире, используя пластику и кукол. Приехавшая из Чернигова «Варшавская мелодия» подхватила игру с формой. Оба произведения в театре - давно отыгранные, но явившиеся с новым смыслом и новыми яркими приемами.

Болгарская актриса Нина Димитрова хорошо известна в Могилеве. Смешно и трагично она играет гоголевскую «Шинель», хотя до этого привозила со своим постоянным партнером по театру «Кредо» Василом Василевым-Зуеком и другие дуэтные спектакли. В своем интервью Нина сказала:

- Мы играли на 9 языках и участвовали в 150 фестивалях, используя элементы клоунады, комедии дель арте, кукольного театра и пантомимы. Можем играть и вообще без слов, потому что наше искусство всем понятно. Имеем престижную награду за популяризацию болгарского театра в мире.

Театр для детей «Зеленый соус» создала в немецком Франкфурте-на-Майне молодой режиссер Екатерина Аверкова, столь любимая в Беларуси. Она успела два года поработать главным режиссером Могилевского драмтеатра. Сейчас ставит спектакли по всей Европе. Легкую веселую фантазию для детской аудитории - спектакль «Три раза король» - играют взрослые артисты в клоунской импровизации и с погружением в мир ребячьих игр.

Театральная молодежь из литовской Клайпеды вволю повеселилась, попела и потанцевала, рассказывая «Истории ботинок» под руководством своего педагога и режиссера Валентинаса Масальскиса.

Мастер-класс Григория Козлова

Питерцы начинали фестиваль. «Мастерская» Григория Козлова выросла из мечты о своем, ни на кого не похожем театре. Выпускники актерско-режиссерского курса СПбГАТИ много лет не расстаются со своим педагогом, который умеет открывать индивидуальности, переводить мысль в пластический рисунок и создавать актерский ансамбль. А играли-то вчерашние студенты «певца купеческого быта» Александра Островского - его пьесу «Женитьба Бальзаминова». Немолодой по возрасту, но молодой по мировоззрению режиссер и учитель Григорий Козлов придумал спектакль радостный, чистый, вдохновляющий, с глубоким уважением к личности человека.

Думаю, что в России умеют работать по принципам русского психологического театра два режиссера-мастера: московский, увы, ушедший Петр Фоменко и ныне здравствующий питерский Григорий Козлов. Причем оба известны своей особой педагогической системой, в которой учитель - творческий Бог, но не деспот, не тиран. Находясь в Могилеве, Козлов поработал со своими актерами в фойе театра для всех желающих. Это были крохотные уроки его уникальной лаборатории.

Наши заявили о себе

Игорь Казаков заставил кукол играть горьковскую пьесу «На дне» и привел всех в состояние шока. Эстафету подхватил Евгений Корняг, придумав пьесу и спектакль «Интервью с ведьмами». Нежную историю любви «Иллюзии» рассказала со своими друзьями Татьяна Троянович. И завершил белорусскую программу мастер Могилевского драматического театра, режиссер Саулюс Варнас. Пересказать его уникальный эстетический спектакль «В маленькой усадьбе» невозможно.

Фестиваль предоставил случай познакомиться с двумя полярными системами развития современного театра: психологическим и радикальным. Каждый имеет право на жизнь. Чаще всего молодежь приветствует абсурдистские радикальные формы. Зрелое поколение тоскует по тонким кружевам человеческих взаимоотношений. Кто прав? Покажет время.