САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Максим Чижиков

На вечное хранение

Госсекретарь СГ Григорий Рапота передал в дар Музею Победы ордена и медали своего отца

Григорий Рапота признался, что в залах экспозиции словно переносишься в годы Великой Отечественной. ФОТО: Михаил ФРОЛОВ

Наверное, символично, что это произошло накануне очередной годовщины освобождения Ржева от немецких захватчиков. Именно на Калининском фронте 19-летний штурман Алексей Рапота получил боевое крещение (в день бывало по пять-шесть вылетов) и первые боевые ордена - Красной Звезды и Красного Знамени. Потом у него их будет еще много, в том числе и иностранных - больше тридцати. Все они аккуратно сейчас лежат перед нами на обитых черным бархатом подставках.

- Почему-то он чаще всего вспоминал первую награду, орден Красного Знамени, которую получил за один из ночных вылетов. Ему удалось разбомбить эшелон немцев, - говорит сын героя, Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. - От него зависела точность бомбометания. Вспоминал, что когда пролетели над целью, видели сзади какое-то зарево. Но поскольку летели не одни, а целым звеном, он и не знал, чья это заслуга. Товарищи потом подтвердили - именно его экипажу удалось разбомбить эшелон.

Это символично еще и потому, что, уже будучи в отставке, генерал-майор авиации Алексей Рапота много лет добивался строительства мемориала Советскому солдату подо Ржевом.

- У него было свое представление о долге перед павшими товарищами, а самое главное, он был под огромным впечатлением от того, что увидел на Ржевской земле. Всегда со слезами на глазах рассказывал, каково было воевать там пехоте: это был кошмар, - вспоминает Григорий Рапота. - Летчиков тоже сбивали, но это было несравнимо с тем, что творилось на земле. С испытаниями, что выпали на долю пехотинцев. Вся земля была усеяна телами погибших. Он задавался вопросом: почему так получилось, что самые большие памятники Советскому солдату воздвигнуты за границей - в берлинском Трептов-парке или в Пловдиве Алеше. Красивый памятник стоит в центре Вены. А у нас ничего соизмеримого с этим нет. Когда говорил ему: «Ну как же, есть монумент Родина-мать в Волгограде», - возражал, что у него немного другой идеологический посыл, хотя это красивый и уникальный памятник.

И вот летом прошлого года Ржевский мемориал открылся: 35 журавлей вознесли бронзового солдата на небо.

- Я сожалею, что в силу своего здоровья отцу не удалось лично побывать на открытии мемориала, он смотрел церемонию по телевизору и был очень рад, что его идея воплотилась в жизнь, - рассказал Григорий Рапота.

А в октябре Алексея Никифоровича не стало. И вот теперь он снова возвращается подо Ржев - именно там будут выставлены его награды и картина «Перед полетом». По словам Григория Рапоты, отец любил рисовать, он его с детства так и помнил - с мольбертом.

- Когда открылся Ржевский мемориал и Музей Победы, я попросил его передать награды в фонд - можно сказать, в последние дни его жизни. Но папа был в полном сознании и сказал: «Да, конечно, хорошо, если это вдруг кому-то пригодится», - вспоминает Григорий Рапота. - Было предложено создать на мемориале уголок в память его инициатора. Я благодарен музею за внимание, которое уделили моему отцу Алексею Никифоровичу.

- Для нас это всегда очень важный момент, когда люди отдают на вечное хранение награды своих предков, по сути, семейные реликвии. Благодаря этому ответственному шагу формируется самая важная часть музея - его фонд, - признается директор Музея Победы Александр Школьник. - Награды Алексея Рапоты особенно ценны, ведь он был одним из вдохновителей создания Ржевского мемориала.

Худрук Театра Олега Табакова Владимир Машков оказался на церемонии случайно, привел в музей группу студентов школы-студии МХАТ. По его словам, Ржевский мемориал произвел на него сильное впечатление:

- Конечно, история все расставит по своим местам, и мы узнаем, сколько было потеряно людей в одной из самых кровавых битв за все время человеческих войн. Но и идея, и мемориал, и само пространство, пропитанное болью и кровью, не могут не вызывать глубочайших ощущений.

ПРИЗНАНИЕ

Создатели Ржевского мемориала Андрей Коробцов и Константин Фомин выдвинуты на премию Союзного государства. Об этом заявил Григорий Рапота, вручая им благодарности за работу:

- Будем ждать решения конкурсной комиссии. И, конечно, ваших новых произведений.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин дал старт технологическому пуску ускорительного комплекса NICA
  2. Путин продлил указ об ответных мерах на потолок цен на российскую нефть
  3. Путин: Наука на месте стоять не будет
  4. Великобритания вслед за США ввела новые санкции против России
  5. Путин посетил Объединенный институт ядерных исследований в Дубне
  6. Профильный комитет одобрил проект закона о новом режиме депортации иностранных граждан
  7. Гайдукевич посоветовал Пашиняну заняться своим народом и страной
  8. Посол Беларуси в Армении в ближайшее время прибудет в Минск
  9. Глава МИД Таиланда вручил Лаврову письмо о намерении страны стать полноправным членом БРИКС
  10. Роскосмос сообщил о смерти космонавта Вячеслава Зудова
  11. Минобороны РФ рассказало о втором этапе ядерных учений России и Беларуси
  12. Следком исследует обстоятельства ранения журналистов в ДНР
  13. На ВДНХ стартовали Дни Минска
  14. Мезенцев: Все споры между государствами должны решаться в спокойном ключе, без переходов на личности
  15. Корреспондент НТВ Алексей Ивлиев и еще двое сотрудников канала тяжело ранены в Горловке

Парламентское Собрание

Игорь Сергеенко: Отношения с Россией – приоритет номер один

Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь рассказал «СВ» о задачах нового созыва Парламента, воспитании патриотизма и возвращении релокантов.

Политика

Лукашенко: Задача чтобы комар носа не подточил

Выборы президента РБ должны состояться в следующем году не позже 20 июля

МНЕНИЯ

Призрачный «Мираж»

Павел Родионов

Французы заявили о намерении поставлять Украине истребители

Морковка для ослика

Татьяна Вахромеева

Украина перепутала евроинтеграцию с членством в ЕС

Докатились, США признали, что преследование одной нацией другой — допустимо

Олег Зинченко

Следующим шагом надо ждать оправдание Гитлера?

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также