Робинзоны под защитой
После дальневосточного ЧП корреспондент «СВ» отправилась узнать, как в Беларуси обстоят дела с безопасностью для подростков, которые проводят каникулы под открытым небом
На гаджеты нет времени: ребята соревнуются на спортивных турнирах и учатся правильно вести себя в лесу. Фото: Виталий Пивоварчик
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
На берегу Вилейского водохранилища, самого крупного искусственного водоема Беларуси, в палаточном лагере «Родник» каждое лето отдыхают юные робинзоны от 11 до 17 лет.
Смена только началась, но ребята уже большой тесной компанией сидят в беседке и поют песни под гитару.
- Репетируют выступление, скоро официальное открытие, - рассказывает начальник палаточного лагеря «Родник» Игорь Голомзин.
Чтобы не мешать творческому процессу, отходим к берегу. Сегодня, как и вчера, и всю неделю, ветрено и прохладно, пляж пустой. Хотя в жару дети буквально не вылезают из воды. Палаточный лагерь «Родник» официально является структурным подразделением Детского реабилитационно-оздоровительного центра «Надежда», который находится в километре отсюда. Там ребята завтракают, обедают и ужинают, ходят в душ. А затем возвращаются на базу, на самом берегу.
Сразу перехожу к делу и спрашиваю, слышал ли здесь о трагедии в Холдоми. Игорь Голомзин, конечно, слышал, но говорит, что в Беларуси подобное представить сложно:
- Наш лагерь вот уже десять лет работает на абсолютно законных основаниях. В апреле начинается подготовка к летнему сезону и стартует согласование со всеми службами.
Сначала в «Родник» приезжают спасатели и изучают дно водоема. Выдают заключение, и если есть проблемы, требуют их устранить. После этого - очередь пожарных служб. Устанавливаются противопожарные щиты, проверяются палатки на устойчивость к огню. По сути, надзорные органы проверяют буквально каждый сантиметр палаточного лагеря. Качество привозной питьевой воды, состояние деревьев, обработка местности от клещей и многое другое. И только после того, как замечаний не останется, лагерь имеет право принять первую группу детей. Но проверки и на этом не заканчиваются. Например, санитарно-эпидемиологическая служба приезжает несколько раз в неделю. Лагерь могут посетить милиционеры, пожарные и другие службы.
- Не мешает ли это работе? Ведь получается, вместо того чтобы заниматься с детьми, приходится встречать различные комиссии? - спрашиваю я.
- Безопасность детей - наш приоритет, и весь их отдых строится на этом, - удивленно поднимает на меня глаза Игорь Голомзин. - Все же палаточный лагерь отличается от классических загородных «пионерских». Здесь чаще жгут костры, а в случае пожара недостаточно будет просто выбежать из палатки, ведь огонь моментально распространится на деревья.
Кстати, о палатках. Они белорусского производства, и, как гласят результаты специальной экспертизы, выдерживают все необходимые нормы пожаробезопасности. В другой части лагеря установлены немецкие палатки. Но и они, уверяет руководитель лагеря, сделаны из материала, прошедшего все необходимые испытания.
ПЛЮШКИ ЗА ДОБРЫЕ ДЕЛА
Еще один важный пункт. Детям в лагере категорически запрещается оставлять включенными мобильные телефоны без присмотра.
- Это опять же ради безопасности, - говорит Наталья Хомич, старший воспитатель лагеря. - Кстати, пользоваться мобильниками можно в строго отведенные часы утром и вечером. Все остальное время они хранятся у руководства. Но ребят такое положение вещей не расстраивает. Говорят, что времени на игры и интернет у них почти не остается: программа настолько насыщенная, что нет ни одной свободной минуты.
Пришла смена – гуляй смело. За безопасностью следят воспитатели и пожарные. Фото: Виталий Пивоварчик
Еще до заезда в лагерь ребята могут сами выбрать одну из шести программ, по которой будут отдыхать. Например, участников туристической программы «По следам Робинзона» учат организовывать туристический быт - устанавливать палатку, разводить костер, готовить в походных условиях, преодолевать естественные препятствия в походе, оказывать первую медицинскую помощь, ориентироваться на местности, а также объясняют правила безопасности во время путешествий. Программа «Школа выживания» предлагает детям камуфляжный курс («Основы маскировки»), ориентирование на местности. Учат основам конного спорта и правилам поведения в экстремальных условиях. Есть также курсы «Марш-бросок в лето», «Сталкер» и «Покорители стихий». После обеда - время творческих викторин, конкурсов, концертов.
А вечером самая долгожданная часть программы любого лагеря в мире - дискотека.
У ребят здесь есть особая валюта - плюшки. Их выдают за хорошие, добрые дела и проявленные навыки и знания, в том числе и правил пожарной безопасности. Плюшки можно использовать по своему усмотрению. Например, за одну «монету» проспать одну утреннюю зарядку или выторговать полчаса после отбоя.
КОМПЕТЕНТНО
Александр ШИКУТЬ, заместитель начальника Управления надзора и профилактики МЧС Республики Беларусь:
- До начала первой смены мы побывали на всех объектах, проверяя все нюансы, которые могут повлиять на безопасность. Выявили больше трех тысяч недостатков. Практически все их работники лагерей смогли исправить на месте. Особое внимание уделили обучению персонала всему, что касается вопросов пожарной безопасности. Двадцать пять тысяч сотрудников проинструктировали. Также мы проверили наличие исправных средств связи, состояние подъездов к лагерям, состояние огнетушителей, исправность электрооборудования.
ОПАСНО!
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО ПО ТРЕБОВАНИЮ
В «Роднике» ребята живут в четырехместных палатках, которые установлены на деревянных настилах. Свежее постельное белье, полотенца и другие необходимые вещи также предоставляют на месте. За чистотой лагеря присматривает горничная.
- До заезда наш отдел продаж подробно проговаривает с родителями правила проживания, что можно, а что нельзя брать с собой, - говорит Игорь Голомзин и поясняет, что речь идет о ножах, спичках, продуктах.
И если пожароопасных предметов в лагере нет, то что может стать причиной чрезвычайной ситуации? Ответ подсказывают висящие фонари. Электричество в палаточном лагере нужно только в трех случаях. Во-первых, для водоснабжения, во-вторых, для подзарядки телефонов и фонарей, и в-третьих, для дискотеки. Поэтому есть автономный электрогенератор. Никаких обогревателей в лагере нет. А как же греться, если на улице холодно?
- Мы разводим большой костер и начинаем шаманить, призывать добрых духов, которые принесут с собой хорошую погоду, - шутит Игорь Голомзин.
В белорусском «Роднике» проходят курс молодого робинзона не только школьники из Беларуси. Были девчонки и мальчишки из Америки, Литвы, России. Вот, например, Алексей и Андрей Перновы из Московской области приехали сюда уже в шестой раз.
- Каждый год здесь проводим даже не одну, а несколько смен, - рассказывает 16-летний Андрей. - Природа и общение с отличными ребятами - что еще нужно?!
Его старший брат Алексей, которому в этом году исполнился 21 год, когда-то приезжал в лагерь как отдыхающий, а сегодня вырос из пионера, стал инструктором.
- Возвращаемся сюда как к себе домой, - улыбается Леша. - Потрясающая атмосфера и очень четкая организация.