Репинский «лук» на картине маслом
Картина «Белорус» Ильи Репина, написанная им в Здравнёво, вдохновила витебчанку воссоздать образы белорусских модников конца XIX века
Имя Ильи Репина связано не только с дачей в Здравнево, но и со «Славянским базаром». Не с фестивалем. Хозяин одноименной гостиницы Александр Пороховщиков заказал художнику в 1871 году картину. Фото: wikumedia.org
ОТ СВИТКИ ПО НИТКЕ
Для Надежды Гутниковой из Витебска великий русский художник, 175-летие которого отмечаем в этом году, почти ангел-хранитель. Музей-усадьба Репина в Здравнево стала для девушки вторым домом - каждую свободную минуту она едет сюда за покоем и вдохновением, идеями и настроением. А еще здесь проходят персональные выставки ее живописи и графики.
Во время «Славянского базара» гости Здравнево смогут увидеть реконструированную Надеждой коллекцию народной одежды жителей Витебской губернии конца позапрошлого и начала прошлого столетий. На выставке - и мужские, и женские костюмы, восстановленные по экспонатам из фондов краеведческих музеев Витебска, Великих Лук, Смоленска. На создание модного «лука» тех времен художницу вдохновило полотно «Белорус» Ильи Репина.
Эта работа датируется 1892 годом. Сейчас хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. С картины нам улыбается красивый парень с открытым лицом: вьющиеся волосы, роскошные усы и солидный по тогдашним меркам наряд - зеленая свитка, подхваченная широким, в цвет, поясом, и розовая выглядывающая из-под нее рубаха - явно парадно-выходная.
У работы интересный бэкграунд. Это реальный персонаж с необычной судьбой. Сидор Шавров, а именно его изобразил Илья Ефимович, жил в деревне Сахарово, соседней со Здравнево. Еще ребенком он ослеп. Мать пыталась залечить ранку на его лице притиркой, сделанной на основе ртути, и ее ядовитые пары сыграли злую шутку: мальчик на долгие годы лишился возможности видеть белый свет. А через полтора десятка лет зрение чудесным образом вернулось - к уже взрослому парню. На Илью Репина эта история произвела большое впечатление. Он попросил юношу позировать, и тот оказался весьма колоритной моделью.
САРАФАННАЯ МОДА
Чтобы сделать точную копию костюмов тех лет, Надежда Гутникова проштудировала литературу. К примеру, очерки этнографа, фольклориста Николая Никифоровского. «Живого» образца свитки не сохранилось, поэтому мастерица и обратилась к репинскому «Белорусу».
Затем Надежда восстановила и сшила - точь-в-точь - увиденный в Витебском областном краеведческом музее армяк. Позже к ним в пару добавила женские наряды. С оригиналами женских свиток (верхней длинной распашной одежды из домотканого сукна) оказалось проще - они были в фондах. Дальше появились комплекты саянов (сарафанов), декоративные элементы которых четко указывают на географию.
Чтобы воссоздать оригинальный сарафанный орнамент, Надежда использовала набойку - способ нанесения изображения, когда на более темную ткань набивают светлый узор. Сделала на компьютере эскиз, по которому изготовили «печатку».
АУТЕНТИЧНАЯ ДЮЖИНА
Всего в коллекции Надежды Гутниковой 12 мужских и женских костюмов. Все - из натуральных местных материалов. Удивительно, но они как зеркало повторяют прототипы вековой давности. Практичность и кажущаяся простота нарядов - верхушка айсберга. За лаконичностью - отличный вкус, оригинальный крой и возможность комбинировать вещи. Те же сарафаны были палочкой-выручалочкой для наших прапрабабушек: стоило надеть под них другую рубаху - и новый образ готов.
Экспозицию украшают роскошные поневы и андараки, которые носили наши предки. Андарак - это традиционная для белорусок поясная одежда. При ее пошиве использовали несколько полос ткани, которые сшивали вместе и собирали в сборки или складки около пояса. Юбки-поневы состояли из несшитых полотнищ.
Надежда проводит экскурсию по своим экспонатам:
- На талии поневы закрепляли специальным шерстяным шнуром. Кстати, исследователи считают белорусский вариант понев самым древним.
Умелица смогла воссоздать уникальную по крою поневу Поречского уезда Смоленской губернии. Раньше такая была только в коллекции Смоленского государственного музея-заповедника. Теперь есть еще и в городе над Двиной.
Символично, что, работая над нарядами Витебской губернии, Надя отдавала дань своим белорусско-русским корням. Ее мама родилась на Витебщине, а дедушка по линии отца и все его родственники - из Брянской области.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Юбку-понёву чаще всего носили замужние женщины, девушки надевали ее по достижении брачного возраста, а иногда и во время свадьбы. Распространен был обряд впрыгивания в поневу. Вскочить в поневу - значит, объявить себя невестой, подготовиться к замужеству.
Как обязательный атрибут замужней женщины, такая одежда наделялась сравнительными эпитетами «бабин хомут» и «бабина кабала». Это дает возможность объяснять происхождение слова «понева» от глагола «поневолить».
А вот и тот самый «Белорус» - репинский и современный, Надежды Гутниковой. Пока девушка делает реконструкции исторических костюмов, но мечтает о собственной марке.
БЕЗГРАНИЧНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
ОДЕЖДА ОТ НАДЕЖДЫ
Персональная выставка - это высокий уровень. В случае нашей 27-летней героини - это достижение, которое девушка делит со своей семьей. Надежда Гутникова - методист-мастер Витебского районного Центра народных художественных ремесел «Возрождение». Талантливая яркая девушка с детства полностью лишена слуха.
Конечно, это создавало трудности. Но не помешало активной и целеустремленной Надежде не просто мечтать, а ставить цели и добиваться их.
По такому принципу живет вся семья Гутниковых. Чтобы лучше понимать дочку, ее мать Ольга Леонидовна, по специальности филолог, переучилась на дефектолога. Во всем поддерживает Надю и ее папа Игорь Николаевич, в прошлом научный сотрудник областного краеведческого музея. Страсть к истории, исследованиям, передалась девушке от него.
Почти пять лет тому назад Надежда окончила Витебский государственный технологический университет. Там большой конкурс, но девушка поступила на общих основаниях. Случай редчайший.
Ольга Гутникова и сейчас, вспоминая и рассказывая, волнуется:
- Помогли годичные курсы подготовки при ВГТУ и преподаватели по живописи, композиции, рисунку, которые их вели. Благодаря им дочка, которая никогда не ходила в художественную школу, быстро нагнала сверстников. Стояла позади всех с мольбертом и внимательно смотрела, что и как рисуют другие. Лекции считывала по губам. Централизованное тестирование сдала лучше многих абитуриентов, творческий экзамен тоже.
После вуза Надежда пришла в «Возрождение». Занималась изготовлением сувенирной продукции. А однажды получила задание - подготовить народные костюмы к областному конкурсу «Строчки мастерства-2017». И решила воссоздать тот самый костюм репинского «Белоруса».
Надежда увлекается живописью и графикой. Входит в состав Белорусского союза дизайнеров, Творческого союза художников России. Участница многих республиканских и международных проектов, неоднократный победитель международных конкурсов в Беларуси, России, Италии, Словении, на Кипре. Надежда выиграла белорусский конкурс дизайнеров одежды «Модный силуэт», стала победителем онлайн-голосования на интернет-портале ModaNews.ru во время XIII Международного конкурса молодых дизайнеров «Поколение Next». Ее проекты печатают в международных каталогах.
Больше всего девушка мечтает о собственном бренде - создании модной одежды от Надежды. Планы поближе - принять участие в конкурсе молодых дизайнеров в Москве. Если получится, Гутникова готова блеснуть неформатной, но от этого не менее яркой коллекцией в номинации «Этно-стиль».