Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Парламентское Собрание


Сергей Пахомов: Союзное государство - это не только запись на бумаге

Белорусские строительные компании сегодня все увереннее приходят на наш рынок, предлагая более интересные условия, чем даже российские

Заместитель председателя Комиссии ПС по информационной политике, информационным технологиями и связи Сергей Пахомов в Госдуме возглавляет Комитет по строительству и ЖКХ. Мы поговорили с ним о росте цен на коммуналку, восстановлении Крымского моста и новых территорий, а также возможности привлечения к этому белорусских строителей

КРЫМСКИЙ МОСТ МЫ ВОССТАНОВИМ В СРОК

- Разрушенные в результате теракта в октябре пролеты автомобильной части Крымского моста должны быть полностью восстановлены в декабре. Как думаете, Сергей Александрович, успеют?

- Никаких сомнений в этом нет. У нас сейчас стройкомплекс, в который мы включаем и дорожное строительство, работает четко, без сбоев и не только по каким-то чрезвычайным ситуациям, к которым вне всяких сомнений относится история с Крымским мостом. Но и в текущих вещах у нас сейчас мало отставаний.

Ситуацию с Крымским мостом в ручном режиме контролирует вице-премьер Марат Хуснуллин. Мы тоже четко понимаем, что происходит. Поэтому, несмотря на сложнейшие работы, которые приходится там проводить, восстановление идет по плану. Я уверен, что все будет восстановлено в срок.

- История с Крымским мостом показала, насколько важен сухопутный коридор, который связывает Крым с Россией через Донецкую, Запорожскую и Херсонскую области. Сейчас там тоже восстанавливают дороги.

- Я бы сказал, что не ЧП с Крымским мостом это показало, а сам факт его строительства показал, насколько важно сухопутное сообщение с Крымом. Крымский мост очень востребован, и это, вне всяких сомнений, не только и не столько политический объект, сколько инфраструктурный и очень нам нужный. Те, кто бывал в Крыму, не могли не заметить новых дорог. И я говорю не только о трассе «Таврида», хотя это тоже уникальный проект, который, позволил перемещаться по Крыму с удобством и комфортом. Но речь идет и о приведении в порядок других магистралей. Да, конечно, до совершенства нам еще далековато, но дело движется. И надо брать все вместе: и ДНР, и ЛНР, и Херсонскую, и Запорожскую области.

Я этим летом несколько раз был там и подолгу: и ближе к передовой, и на восстановительных работах. Это мощнейший комплекс строительных работ, на котором занято около 30 тысяч человек. Это дорожники, строители, ребята, которые трудятся над восстановлением объектов жилищно-коммунального хозяйства. Мы будем еще увеличивать количество работающих там. Средства у нас есть. В бюджете текущего и следующего года мы их заложили. Люди там работают высокопрофессиональные, восстановление инфраструктуры идет полным ходом. Самое важное для нас было подготовить эти территории к зиме, восстановить котельные, потому что нацисты, отступая, взрывали их, в первую очередь.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К МИРНОЙ ЖИЗНИ

- Готовы к зиме?

- Сейчас у нас есть проблемы со снабжением питьевой водой Донецка. Мы отчасти восстанавливаем это в ручном режиме, не только через трубы, но и через цистерны. Но системы резервные для котельных мы нашли, водой их закачали. Над строительством ветки водопровода работа сейчас ведется.

Плюс мы восстановили школы, детские сады, больницы. Сегодня в целом мирная жизнь на этих территориях возвращается. Конечно, за исключением прифронтовых районов, но там тоже скоро все наладится, будьте уверены.

- Наиболее сильно был разрушен Мариуполь. Как там обстоят дела?

- Я был там буквально месяц назад. Мы с Маратом Хуснуллиным проехали, прошли пешком, посмотрели в очередной раз все объекты. В Мариуполе из 5-6 тысяч домов нетронутыми осталось не более 500. Есть и разрушенные до основания. Многие люди пока вынуждены еще находиться в условиях, неприспособленных для жизни, но их количество с каждым днем становится все меньше и меньше. Потому, что мы ремонтируем дома, проводим капитальный ремонт: вставляем окна, проводим тепло, благоустраиваем подъезды. Стараемся восстановить все, что можно.

Кроме того, около полумиллиона квадратных метров жилья уже построено на новых территориях. И в ближайшее время люди получат ключи.

- Известно, что белорусы – хорошие строители. Они уже работают во многих российских регионах. Возможно, стоит использовать их опыт на новых территориях?

- Строители из Беларуси сегодня составляют существенную конкуренцию иностранной рабочей силе. И я не имею ввиду разнорабочих на стройке. Белорусские компании сегодня все увереннее приходят на наш рынок, предлагая более интересные условия, чем зачастую даже наши строители. Это хорошая внутренняя конкуренция.

Что еще важно отметить, и что является показателем качества работы, это то, что частные девелоперские компании и крупные застройщики привлекают белорусов для строительства не государственных объектов, а частных. Значит, соотношение цены и качества работы у строителей из Беларуси поднимается на достаточно хороший конкурентный уровень.

Что касается привлечения белорусских строительных компаний к восстановлению новых регионов, это текущая работа. Если у кого-то появится желание, уверен, что госзаказчики с удовольствием на это отреагируют. Для нас белорусские строители — это наши строители. Союзное государство для нас — это не только запись на бумаге. Это суть. Мы — единый народ, наши границы формальны, а в головах их нет вообще.

КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

ВЫНУЖДЕННОЕ РЕШЕНИЕ

Социальные льготы и выплаты проиндексируют с учетом возможного повышения тарифов на ЖКХ.

- На 1 декабря в России запланировано второе за год повышение тарифов на ЖКХ. В 2023-м году ждать дальнейший рост цен на коммуналку или будет мораторий на это?

- В этом году, несмотря на высокую инфляцию, повышение составило четыре процента. И хотел бы обратить внимание на то, что регионы даже эту планку не выбрали. То есть в среднем повышение тарифов в этом году прошло на 3,1 процента. С одной стороны, это хорошо, поддержка граждан. С другой стороны, это десятки миллиардов рублей недофинансирования области. Это дырявые трубы, это износ котельных. Все решения должны быть сбалансированы, но их принимают регионы.

Вопрос о внеочередном повышении тарифов на девять процентов с 1 декабря правительством обсуждается. Но я бы пока точку в этом вопросе ставить не стал. Если такое решение будет, то оно, поверьте, будет вынужденным. Все, кто получает социальные льготы и выплаты, естественно, получат их в проиндексированном состоянии с учетом возможного повышения тарифов. Более того, круг и количество людей, претендующих льготы, увеличится. Мы поддержим всех, кому сложно, кому тяжело, кому необходима финансовая помощь.

- Не будут ли в связи с непростой ситуацией в экономике, заморожены или приостановлены крупные инфраструктурные стройки в России? Та же трасса Москва – Казань…

- Пока мы идем с опережением графика по всем стройкам. Сдаем мосты на год-два раньше, крупные инфраструктурные объекты. Москва–Казань – сложнейший по технике исполнения проект и важнейший для нашей страны. Марат Хуснуллин, уверен, доведет его до логического завершения в нужные сроки.

Но тоже надо понимать, что ситуация может быть разной. Из-за отсутствия финансирования проблем со стройкой не будет. Оно достаточно. Возможно, учитывая большую протяженность трассы, огромное количество смежных работ, что-то и может сдвинуться. Но я уверен, что серьезных изменений не будет.

КВАДРАТНЫЕ МЕТРЫ

БЕЗ ПАНИКИ

Уже в следующем году спрос на жилье придет в порядок.

- Рынок жилья штормит. Вроде, и ценник на квартиры начал снижаться, и это хорошо. Но спрос не растет. И девелоперы не знают, что будет дальше.

- Я оцениваю ситуацию очень спокойно. Это бизнес. Да, в стройкомплексе задействовано много рабочих мест. Мы будем его поддерживать. Но по итогам текущего года мы выходим на 90 «плюс» миллионов квадратных метров. Он будет, скорее всего, вообще близок к рекордному. Следующий год тоже прогнозируем такой же.

Я бы панику наводить не стал бы. Спрос — дело непростое. Те, кто, возможно, хотел бы инвестировать в жилье (а количество квартир, стоящих закрытыми, достаточно большое), немного решили притормозить со своим решением. Понятно, было весеннее и летнее падение, связанное с высокими процентными ставками Центробанка. Сейчас, по поручению президента, мы привели в норму ставку по льготной ипотеке, опустив ее. Нужно дать время рынку прийти в себя, устаканиться. Уверен, что в следующем году спрос придет в порядок.

А что падает цена – так это хорошо для покупателя. Конечно, девелоперам это не очень нравится. Но мы должны работать над балансировкой интересов потребителя и застройщика. Цена, в первую очередь, должна быть приемлемой. Сегодня она чуть завышена, и пока мы не научимся понижать стоимость за счет оптимизации процессов, за счет исключения лишних звеньев в цепочках поставщиков, за счет прозрачных условий подключения к сетям, пока в целом в строительном цикле не найдем возможностей для остановки роста цены, ничего хорошего нас здесь не ждет. Вопрос не в том, чтобы обобрать застройщика, а в том, чтобы остальные сопутствующие непосредственно самой стройке процессы сделать универсальными и прозрачными. В этом и есть резерв для нашей работы, этим мы и занимаемся.