Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Парламентское Собрание


Виктор Чайчиц: Каждый день получаем десятки писем по поправкам в Конституцию

В Беларуси продолжается общественная дискуссия о том, каким должен стать Основной Закон. О предложениях жителей и причинах изменений «СВ» рассказал член Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту

Предложения ждут от молодежи - по обновленным нормам им жить дальше. ФОТО: БЕЛТА
ЗАПРОС НА ПЕРЕМЕНЫ

- Какими могут быть возможные изменения в Основной белорусский Закон?

- Любая Конституция - отражение запросов общества на конкретном этапе его развития. Тот же вопрос о перераспределении власти вмиг не решается - это не просто механическое перемещение прав от одной ветви к другой. Это сложный взаимосвязанный процесс. Цифровизация и развитие современных информационных технологий расширили линейку источников права, ввели новые понятия и категории. В итоге получается совершенно парадоксальная ситуация. Идеи отраслевого законодательства стремятся опередить нормы Основного Закона страны. Главное, чтобы жизненные процессы, происходящие в Беларуси, не оказывались за рамками закона

- А как к вам теперь приходят обращения? Традиционно по почте или по сетевым ресурсам?

- Интерес к конституционным преобразованиям большой. Каждый день парламентарии получают десятки электронных и обычных писем. Людей волнует экономическая политика, административно-территориальное деление, совершенствование судебной системы, перераспределение полномочий между ветвями власти и многое другое. Но, как это часто бывает, в своих письмах наши избиратели затрагивают и более «приземленные» локальные темы, которые, на первый взгляд, далеки от статей Конституции. Депутатов просят отрегулировать порядок пассажирских перевозок, решить вопросы, связанные с процедурой прохождения технического осмотра автомобилей, внести изменения в пенсионное законодательство. Рассмотрением этих обращений займутся парламентарии из профильных комиссий.

- Как вы относитесь к предложениям вернуться к Конституции 1994 года? Почему, на ваш взгляд, есть стремление «назад в будущее»?

- Заявления такого рода мы слышим не от профессионалов. Любителям же напомню: в Республике Беларусь действует Конституция 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года.

В первой редакции Конституции было довольно много пробелов. В ней, в частности, не существовало четкого разделения властей, были слабо прописаны полномочия многих органов власти.

Изменения 1996 года усилили президентскую власть. Для того времени усиление власти, создание вертикали власти, перераспределение законодательной власти в пользу исполнительной власти было просто необходимо.

Нынешние призывы возвращаться к прошлому звучат как деструктив. В современном мире нельзя жить по устаревшим десятки лет назад законам и правилам. Реагируя на запросы времени и общества, сегодня Президент Беларуси говорит о том, что пришло время перераспределения властных полномочий. Для определенного этапа государственного строительства нужны были «жесткая рука», централизация власти и властная вертикаль. Сегодня новые реалии и есть запрос на перемены.

Какой вариант изменений в белорусскую Конституцию будет внесен, мы узнаем в ближайшее время. И как в Российской Федерации, судьба новой редакции Основного Закона будет зависеть от итогов общественной дискуссии и решения граждан. Убежден, что изменения должны и будут направлены на прогрессивное развитие общества и, несомненно, в интересах людей.

ЗЕРКАЛО ОБЩЕСТВА

- За изменение Основного Закона голосовали и в России. За высказались 77,92 процента участников голосования, против - 21,27 процента. Следили за развитием событий?

- Как юрист я с большим интересом наблюдал за ситуацией в части обсуждения и принятия поправок в Основной Закон РФ. Я вижу много параллелей в белорусском и российском опыте конституционного строительства. Основные Законы наших государств приняты в начале 90-х годов и были призваны закрепить политические и социальные преобразования того времени, принцип разделения властей для соблюдения гарантий прав и свобод граждан суверенных государств.

Летом россияне голосовали за стабильность, традиционные ценности, преемственность власти и еще ряд важнейших моментов, как раз и выстраивающих социальную политику страны. За последние десятилетия в жизни наших стран произошли значительные перемены. Сейчас уклад жизни, социальных запросов и условий меняется стремительно. Меняется весь мир, технологии, информационная и экономическая повестка. Как выяснилось, даже эпидемиологическая ситуация способна повлиять на все сферы жизни на всем земном шаре.

И Конституция должна соответствовать духу времени. Основной Закон страны должен помогать совершенствовать правовую систему и общественное устройство. Изменения, которые предусмотрены в новой редакции Конституции РФ, направлены в первую очередь на закрепление социальных гарантий граждан.

Например, по законодательной инициативе Владимира Путина введена конкретная норма, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума. Обязательность различных социальных гарантий - это базовый фундамент для устойчивого развития общества. Особенно это хорошо воспринимается в регионах, в провинции, где традиционно уровень жизни ниже, чем в крупных городах. Изменения затрагивают порядок формирования правительства, ограничения судьям, чиновникам и депутатам на право обладания иностранным гражданством и зарубежной недвижимостью.

ИТОГИ РАБОТЫ

НАЙТИ НЕСТЫКОВКИ – СНЯТЬ БАРЬЕРЫ

- Ваша комиссия - ключевая структура, через которую проходят все законопроекты.

- Мы ищем те нестыковки в законодательстве двух стран, которые создают проблемы в жизни людей. И приводим правовые документы в соответствие, чтобы и россияне, и белорусы чувствовали себя одинаково комфортно на всей территории Союзного государства. Достижения уже заметны во всех сферах: образовании, торговле, медицине. Как председатель Белорусской коллегии адвокатов я на деле вижу, что у нас значительное число юристов с российскими дипломами. Полагаю, что и белорусские специалисты востребованы в братской стране.

За двадцать лет сделано действительно многое, но далеко не все. Те вызовы и задачи, которые стоят перед парламентариями, в буквальном смысле затрагивают жизненные ситуации. Как избежать двойного налогообложения? Как снять барьеры в торговле? Уверен, наш депутатский состав сделает все возможное для успешного развития интеграционного процесса.

- Одной из актуальных тем для парламентариев Союзного государства остается сближение законодательств Беларуси и России.

- За два десятилетия проведена довольно большая работа. В целом правовой фундамент союзного строительства насчитывает сотни соглашений, охватывающих практически все сферы взаимодействия. Поэтому сегодня работа по гармонизации законодательства ведется в основном точечно, по конкретным направлениям.

Формирование общего правового поля - основа для успешной реализации совместных программ и проектов, общего рынка без барьеров. Чтобы конкурировать на мировой арене, нужно более эффективно использовать потенциал научно-технического и производственного взаимодействия, развивать кооперацию. И здесь нам еще есть над чем работать.

Остается нерешенным вопрос союзной собственности - выделяются деньги на программы, появляются новые технологии, а кому это все принадлежит, не ясно. В середине ноября в Витебске пройдут очередные парламентские слушания. Скорее всего, они состоятся все в том же режиме видеоформата, который стал для нас в этом году уже привычным. Вместе с экспертами сформируем план модельного законодательства на ближайшую перспективу. Обсудим взаимные поставки, научно-техническое сотрудничество, визовый режим для иностранцев.