Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Парламентское Собрание


Сергей Боярский: Каждый день на свалку выкидывают миллиарды

Депутат Госдумы РФ, член Комиссии Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий - о том, почему давно пора учиться сортировать мусор, грамотно его утилизировать и даже зарабатывать на раздельном сборе

В прошлом году Сергей Боярский лично инспектировал официально закрытый мусорный полигон "Новоселки" в Приморском районе Петербурга. Местные власти обещают, что рекультивация территории займет семь лет. Фото: Петр Ковалев/ ТАСС

- Вы и в Думе, и в Парламентском Собрании курируете экологические вопросы. Один из них - утилизация твердых бытовых отходов. Почему считаете это серьезной проблемой?

- Рост потребления привел к многократному увеличению используемой упаковки. Каждая купленная вещь, хоть рыболовный крючок, кладется в отдельный пакет. Что совершенно неоправданно.

Свою лепту внесли несанкционированные свалки, которые как грибы расплодились по всей стране. Почти двадцать тысяч в год новых появлялось. До сих пор мало кто задумывается о том, что твердые бытовые отходы и мусор надо перерабатывать. Отвозят на ближайшую свободную территорию и о том, что с ним будет дальше, больше не заморачиваются. Так возникли практически все наши гигантские мусорные полигоны. Сегодня суммарная площадь легальных и нелегальных мусорных свалок достигает территории нескольких европейских государств.

Переработкой твердых бытовых отходов всерьез обеспокоились, когда крупные полигоны оказались у городской черты. Картинку там все могут представить: круглосуточное зловоние, крысы, стаи галдящих ворон, ядовитые испарения. Если в Санкт-Петербурге по воле губернатора, Народного фронта и правительства города остановили прием необработанных отходов на крупнейшие свалки и рекультивировали их, то в подмосковной Балашихе, например, вакханалию с мусором остановил только Владимир Путин.

- По уровню опасности мусор делится на классы: какой самый вредный?

- Первый класс. Это отходы производства, химической промышленности, например, и тому подобное. Полигоны с ним есть по всей стране. Один из них - Красный бор под Санкт-Петербургом. Опасные отходы десятилетиями свозили на него со всего Союза. Накопили огромнейшую массу не пойми чего. Недавно ее стали изучать, чтобы знать, как именно рекультивировать. В Подмосковье таких полигонов нет, возить в соседнюю область не хотят и мусор, содержащий опасные вещества, в десятки раз превышающие допустимые нормы, возят на обычные свалки.

Мусор пятого класса можно складировать где угодно. Это песок, строительные отходы, стекло. Четвертый класс - например, полиэтиленовый пакет, в котором бабушка дает школьнику завтрак, отработанные батарейки и аккумуляторы, ртутные термометры, лампы дневного света, сломанные гаджеты. Научимся сортировать их отдельно, избавим себя и своих детей от многих проблем, ведь полигоны с такими отходами отравляют почву и подземную воду. Поставить бокс или картонную коробку для их сбора ничего не стоит: предприятия, которые могут безопасно утилизировать такой мусор, у нас уже есть. Главное, чтобы управляющая компания, товарищество собственников жилья заключили договор с муниципалитетом или региональной властью о его вывозе. Жители и сами могут его отвезти в место сбора опасных отходов. 

В Петербурге есть экомобили, которые в определенные дни, предварительно проинформировав жителей, принимают такие отходы.

ДОСЬЕ «СВ»

Сергей Боярский родился 24 января 1980 года в Ленинграде. Окончил Северо-Западную академию государственной службы при Президенте РФ, где получил два высших образования: на факультете экономики и финансов и на факультете государственного и муниципального управления. Занимался предпринимательской деятельностью. Позже стал советником губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко по связям с общественностью. Был гендиректором телеканала «Санкт-Петербург». С сентября 2016 года - депутат Госдумы РФ, член фракции «Единая Россия», заместитель председателя Комитета по экологии и охране окружающей среды.


ПРИМЕР СОСЕДЕЙ


ПЕРВЫЙ ШАГ - ЗАВАРИТЬ МУСОРОПРОВОД

- По долгу службы вы бываете в Беларуси. Как в республике решают этот вопрос?

- Беларусь тут опередила Россию. За последнее десятилетие там реализовано около десяти крупных проектов по переработке и утилизации отходов. В городах они реализуются по-разному: где-то отходы делят на две-три фракции, где-то на четыре. В некоторых домах отказались от мусоропроводов: если этого не сделать, ни о каком раздельном сборе мусора говорить не придется. Если хотя бы один человек бросит пищевые отходы в бак с бумагой, испортит всю затею.

Если говорить об обмене опытом на территории Союзного государства, то, считаю, надо изучить удачные технологии друг друга и перенять лучшее. В союзном парламенте, кстати, обмен своими наработками - привычное и полезное дело. Депутаты Беларуси и России постоянно делятся лучшими практиками применения законодательных инициатив в реальной жизни, совершенствуя таким образом национальное законодательство и ускоряя нашу главную задачу - гармонизацию.

ЧТО ДЕЛАТЬ?


НАДО НАЧИНАТЬ С СЕБЯ

- Печальный опыт показал, что правильное отношение к утилизации мусора надо закладывать с детства, продолжать просвещение в школах, вузах.

- Согласен. Экологических уроков, разъяснительных акций явно недостаточно. Да и дети берут пример с родителей. Если папа и мама из окна автомобиля выбрасывают обертки и огрызки на дорогу, сколько в школе ни объясняй, дети будут поступать, как родители. Поэтому начинать надо с себя - менять подход к утилизации продуктов своей жизнедеятельности, пересмотреть отношение к окружающему миру. Тогда со временем мы улучшим экологическую обстановку в стране. Пока же наши леса, берега прибрежных водоемов, особенно летом и ранней осенью, усыпаны банками, битым стеклом, даже забытые мангалы встречаются. Их оставляют те, кто не считает нужным за собой убирать. С таким отношением к среде обитания ни одно государство в мире не найдет деньги, чтобы прибраться после пикников на природе.

- Сколько времени уйдет на рекреационные работы?

- Это нескончаемый процесс: мы ежедневно производим столько же мусора, сколько убираем. Другое дело, если научиться его сортировать: в нашем мусорном пакете есть фракции, которые можно использовать вторично: стекло, бумага, пластик, цветные металлы. Мы ежедневно зарываем в землю, отвозим на свалки колоссальные средства, миллиарды рублей!

Вопрос о раздельном сборе мусора уже появился в депутатской повестке дня: сегодня мы разрабатываем под него законодательное обеспечение. Во многих городах власти и экологи рассказывают жителям о пользе и выгоде раздельного сбора мусора. И активные граждане готовы это делать.

- Что делать с пассивными?

- Мотивировать. Находить стимулы, чтобы и у ленивых и безразличных появился стимул не сваливать все в одну кучу. Например, удешевить вывоз отсортированного мусора. Тут нужно создать условия - завести парк спецавтомобилей, открыть пункты приема, сортировки и переработки мусора, чтобы их было много, перевозчикам дать гарантии, что дом, квартал, район будут поставлять качественно отобранные фракции.

Конечно, это целая новая философия. Долгий и тернистый путь, пока каждый житель задумается и изменит привычное поведение. Привычки менять очень трудно. Но со временем это возможно. Тогда можно будет привлекать в эту сферу инвесторов, предпринимателей, государственно-частные партнерства, строить сортировочные станции и перерабатывающие комбинаты - причем столько, чтобы утилизировать все отходы. Представьте: каждый современный житель ежегодно оставляет полтонны мусора. В целом по стране - 73 миллиона тонн, а всего 5 процентов мусора, годны для переработки 50 процентов. Перерабатывающих заводов у нас немногим более двухсот. С колоссальными объемами отходов им не справиться.